Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа
Тема, которую я захотела раскрыть в своей курсовой работе одна из самых спорных и важных тем в современной России. Уровень жизни, возникновение или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это большей частью определяет политика государства в области бюджетных расходов и доходов.
Введение 3
1. Государственные финансы. 5
1.1. Понятие и функции государственных финансов. 5
1.2. Содержание государственных финансов. 7
2. Финансовая система России. 10
3. Государственный бюджет РФ. 15
3.1. Общие сведения о государственном бюджете. 15
3.2. Расходы РФ. 15
3.3. Методы финансирования расходов государственного бюджета. 19
4. Бюджетно-налоговая политика РФ. 25
4.1. Доходы бюджета РФ. 25
4.2. Фискальная политика в России. 27
4.3. Проблемы фискальной политики и её стабилизация. 28
Заключение 36
Список литературы 37
Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
Для налогоплательщиков
предусмотрена возможность
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации приведена в приложении.
4.3. Проблемы фискальной политики и её стабилизация.
Какова идеальная фискальная политика государства? Многие считают, что, вообще говоря, никакая. Точнее говоря, идеальное общество -это общество экономической свободы граждан, обеспечивающую возможность самостоятельно распоряжаться плодами своего труда.1 Систему же налогообложения следует упразднить и перейти на платежи за использованные ресурсы (трудовые, землю, топливно-сырьевые и т.д.) Однако введение такой системы вообще
говор, довольно спорный и сложный вопрос, и я в своей работе предпочту не затрагивать такие смелые рассуждения. Как говорил Бенджамин Франклин : «В нашем мире неизбежны только смерть и налоги», и оспорить этот афоризм достаточно сложно. Налоги – суть кредитно-финансовой системы. Налоговые поступления, как уже было показано, являются источником средств для бюджетных расходов, обслуживания и погашения государственных займов. При сокращении налоговых поступлений увеличивается бюджетный дефицит, растут процентные ставки, раздувается госдолг, а значит, падает доверие к рублю, возникают инфляционные процессы. Идеальная фискальная политика - та, которая с одной стороны помогает государству выполнять свои функции, а с другой стороны не слишком плачевно действует на предпринимательство и экономическую свободу граждан. «Каждый инициативный человек в этой стране, -пишет Эндрю Меллон, председатель федерального казначейства США в 1920-1929 г.г, -может получить от жизни то, что хочет. Но если политика или налоговая система, отрицая его право на разумную долю прибыли, нанесут удар по его инициативе, он более не станет тратить усилий и страна лишится энергии, от которой зависит сохранение и умножение её величия конечно, в связи с постоянной необходимостью увеличения государственных расходов закономерным становится и постоянное увеличение налогообложения. Однако в этом случае важно учитывать величину налогового бремени1. Для измерения налогового бремени сотрудники Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения ввели понятие «полная ставка налогообложения» (ПСН), которая показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в госбюджет. ПСН рассчитывается, как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства товаров и услуг. Расчёты ПСН показывают, что общее бремя налогов в России составляет 53-60%, что на 15_16 пунктов выше, чем в ряде зарубежных стран. Боле того, это намного выше уровня «налоговой ловушки» (40%), когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным. Объёмы налоговых отчислений - одна из самых болезненных тем между представителями бизнес-сообщества и государства. Неустойчивая и непрогнозируемая фискальная политика государства привела к развитию в стране различных финансовых схем, позволяющих предприятиям оптимизировать (значительно снижать) свою налогооблагаемую базу.2 Применяя трансфертное ценообразование внутри группы, завышенные ставки кредитов или стоимость приобретённых услуг, отечественные компании формировали оффшорные центры прибыли, как внутри страны, так и за рубежом. Использование оффшорных схем для искусственного снижения налогооблагаемой базы выводило предприятия за границы легальной экономики в тень. Сложилась ситуация, когда изменение уровня налогов не приводит к определённым предсказуемым результатам. Искажаются сигналы, поступающие от хозяйствующих субъектов в процессе применения правительством инструментов фискальной политики. Однако позитивной тенденцией последних лет стала своеобразная пропаганда налоговой дисциплины среди предприятий. Компании, чьи права ущемляются или пытаются поглотить, в качестве довода в свою пользу при обращении за поддержкой в органы государственной власти используют уровень своих отчислений по налогам и сборам или долю в наполняемости региональных бюджетов. Имидж добропорядочного налогоплательщика становится пусть и хрупким, но всё же прикрытием от экономической агрессии. На сегодня можно констатировать тот факт, что государство и деловое сообщество загнали себя в ловушку. Власти отказываются проводить активную налоговую политику, а бизнес разработал схемы по искусственному снижению налоговых отчислений. В проигрыше оказались все. Экономика России испытывает финансовый дефицит для развития капиталоёмких инвестиционных проектов. Бизнес наткнулся на ограничение по введению в легальный оборот средств, накопленных в теневых центрах прибыли. Можно сказать, что в России реализована аномальная форма фискальной политики, когда бизнес получил от государства, главным образом от региональных администраций, специфическую форму «вменённого налога». Субъекты Российской Федерации, используя всевозможные «стимулирующие» инструменты, самостоятельно стали определять для предприятий региона объёмы отчислений в местные бюджеты, независимо от установленных ставок налогообложения.
Всё это значит, что в настоящее время назревают крупные изменения в существующей фискальной политике. Прежде всего, как считают многие экономисты, необходимы активные действия, охватывающие практически все стадии общественного сознания и направленные на понимание того, что уплата налогов – это не наказание, а выгодное для всех вложение денег в свою страну, что собранные средства вернутся к налогоплательщикам в виде конкретных социальных благ и госгарантий, создавая основы стабильности и процветания общества.1 Добросовестное отношение к выполнению своих налоговых обязательств должно восприниматься как признак цивилизованности, культуры, высокой нравственности. Именно для удовлетворения всех этих целей по центральным каналам пускают рекламу о невозможности реформирования образования и здравоохранения без должной уплаты налогов.
Однако кроме отношения граждан к налогам важно изменить и сами налоги. Каким же образом нужно это сделать? Рассмотрим вначале базовые принципы налогообложения. Часть из них известна ещё со времён Д.Рикардо и А.Смита, другие сформированы на основе опыта и практики современной системы налогообложения.
Начнем
с трех главных принципов, которым
должны удовлетворять любые
Определенность в понимании А.Смита означала тот факт, что каждый налог должен заранее и гласно объявлен в отношении:
а/ лиц, которые должны платить этот налог,
б/лица или учреждения, которому или в которое этот налог должен быть внесен,
в/срока, в течении которого или до которого этого налог должен быть уплачен,
г/твердой определенности той суммы (или ставки дохода/имущества), которую налогоплательщик должен заплатить в качестве этого налога.
Эффективность означает минимизацию для налогоплательщика всех дополнительных затрат в связи с выполнением им обязанности уплаты налога. При этом, во-первых, должны учитываться не только расходы государства на сбор налогов, но и затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и представление налоговой отчетности. Во-вторых, следует учитывать, что расходы налоговых органов в связи с взиманием ими налогов также непрерывно растут в связи с усложнением налогового законодательства, увеличение затрат на поддержание налогового контроля, на увеличение численности налоговых работников и на оснащение налоговых органов все более высокотехнологичными и более дорогостоящими техническими средствами и оборудованием.
Под справедливостью налога А.Смит понимал строгую равномерность распределения бремени налога между всеми его плательщиками.
Кроме этих ставших уже классических норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов (на практике эти принципы чаще всего выражаются в виде так называемых запретов).
Среди них выделим следующие:1
Таким
образом, для обеспечения стабильного
развития всякая страна должна учитывать
и строго соблюдать все
- высокая
прогрессивность обложения
- установление
необлагаемого минимума для
-льготное
налогообложение
-льготное
налогообложение основных
- льготные
режимы налогообложения для
- повышенное
налогообложение прибылей и
-особо
льготный налоговый режим для
инвестиционной деятельности, особенно
для вложений в
- введение
системы экологических
Если внимательно изучить недавний зарубежный опыт, то станет очевидно, что Россия именно по причине своего отставания в проведении налоговых реформ имеет шанс избежать повторения ошибок и просчётов западных стран.
Во-первых,
это касается корпорационного налога,
который уже давно критикуется
на Западе. Попытки «уловить» чистую
прибыль организаций создают
массу проблем и для налоговых
органов и для самих
В наших условиях было бы разумным полностью отменить этот налог и перейти к налогообложению только выводимых из предприятия (производства) доходов и капитала. Тогда в категорию облагаемых налогом попали бы только распределяемые между акционерами прибыли (дивиденды), любые другие выплаты в их пользу (в том числе и скрываемые в виде ссуд, гонораров и прочее), возвраты капитала в любых формах и избыточные(сверх нормальных размеров) оклады, жалования, и субсидии, опционы и т.д. директорам или управляющим компанией. Кроме того, в порядке частичной замены налога на прибыль, следует ввести «энергетический акциз», (одновременно со снижением ставки НДС до среднеевропейского уровня – 15%), за счёт которого государство может вывести внутренние цены на ресурсы на уровень среднеевропейских и начать формировать общегосударственные фонды (бюджет) развития. Размеры этого акциза, в принципе, не должны превышать нынешние обязательства организаций по налогу на прибыль, но его преимущество состоит в том, что предприятия и другие потребители энергоресурсов смогут абсолютно законно и неограниченно снижать свои налоговые платежи за счёт экономии потребления энергии или через переход на альтернативные источники энергопитания.
Во-вторых, следует разом и безоговорочно отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный и социальный налоги, другие удержания).
Очевидно, работники с такими доходами не могут (и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Если государство не хочет поставить их на грань вымирания, то нет смысла изымать у этих лиц деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями за счет того же государства. Кроме лишней учетной и финансовой работы, никакой общественной полезности такая практика не имеет.
Наконец,
в-третьих, необходимо прекратить налогообложение
малого бизнеса. Государство не может
и не должно карать своих граждан
за то, что они не просто берут
на себя заботы о своем благополучии,
но еще и создают рабочие места
для своих близких или
Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно малые предприятия.
По заявлениям Всемирного банка, на реформирование и совершенствование системы налогового администрирования, законодательства и введения налоговых новаций в России, он готов выделить кредит в размере $ 100 млн , сроком на 17 лет.1 Однако пока ни Министерство Финансов, ни Минэкономразвития налоговой революции бизнесу не обещают. Правительство вносит точечное реформирование налогового законодательства, но масштабные изменения в этой области вводить не решается.
Заключение
В связи с тем, что было мной описано в курсовой работе, можно сделать выводы о том, что мы живём сейчас в очень ответственное и важное время реформ, которые должны вывести нашу страну к новому уровню жизни и экономического развития. Как пройдут эти реформы и какими они будут зависит только от нас. Но, несмотря на все проблемы, стоящие перед современной экономикой, в России в настоящее время наметился ощутимый сдвиг в сторону улучшения сложившейся ситуации. Увеличатся бюджетные расходы на социальную сферу, судебную систему, национальную оборону, в то время как расходы на содержание бесчисленного аппарата чиновников сократятся, а значит, сократятся и их ряды. Фискальная политика, содержащая в себе изрядные проблемы, стоит на пути реформирования и в этом заинтересовано не только государство, но и всё бизнес-сообщество нашего государства. В целом, перспективы развития у России сейчас очень неплохие, и мы будем надеяться, что в скором времени стабилизация фискальной политики нашего государства всё же произойдёт и Россия перейдёт на новый этап своего развития.
Список литературы.
1. Агешин «Налоги в России», Москва, юридическая литература, 2004г
2. Астапов
К.Л. «Новые тенденции в
3. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – Москва, Инфра-М, 2007.
4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. Москва, Юристъ 2007г
5. Бюджет
и бюджетная система
6. Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. Москва, ЮНИТИ,2005г.
7. Бюджетный кодекс Р.Ф. Москва, Проспект, 2001г
8. Васильева,
Гуревич, Субботин «
9. «Все
налоги России»; пособие;
10. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2007г
11. Дадашев Д.Г. ,Черник. Финансовая система России. Москва, Инфра-М 2007
12. Замков
О. О. «Бюджетный дефицит,
«Экономика», № 2,2007 год
13. Закон
Российской Федерации «Об
14. Кашин В.А, Бобоев М.Р. «О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации», «Налоговый вестник» №12, 2002г
15. Кашин В.А, Бобоев М.Р «Налоговая стабилизация», «Российский предприниматель», №11,2002г
16. Карпов
А. А. «Скальпель в руках
маньяка или особенности