Государственные Финансы. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики. Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Тема, которую я захотела раскрыть в своей курсовой работе одна из самых спорных и важных тем в современной России. Уровень жизни, возникновение или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это большей частью определяет политика государства в области бюджетных расходов и доходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственные финансы. 5
1.1. Понятие и функции государственных финансов. 5
1.2. Содержание государственных финансов. 7
2. Финансовая система России. 10
3. Государственный бюджет РФ. 15
3.1. Общие сведения о государственном бюджете. 15
3.2. Расходы РФ. 15
3.3. Методы финансирования расходов государственного бюджета. 19
4. Бюджетно-налоговая политика РФ. 25
4.1. Доходы бюджета РФ. 25
4.2. Фискальная политика в России. 27
4.3. Проблемы фискальной политики и её стабилизация. 28
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Министерство общего образования Российской Федерации.docx

— 105.93 Кб (Скачать файл)
  • Государство обязуется возместить до 60% долга.
  • При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств.
  • Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы экономического риска в расчет не принимаются.
  • Гарантии предоставляются на конкурсной основе.

Первый  критерий отбора - наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта  оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет); кроме  того, в течение 1997-2005 сумма взносов  в бюджет должна превысить затраты  государства на проект, причем при  расчете за каждый год будет производиться  деление на коэффициент дефлятора (корректировка на инфляцию).

Все эти  средства должны вытянуть из частников  большое количество инвестиций.

В процессе обсуждения бюджета был предложен  еще один механизм стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития (27 трлн.). Его значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он устанавливается поверх основного бюджета, то источники  для бюджета развития было найти  сложно, поэтому использовались дополнительно  мобилизуемые средства. Основные источники:

  • Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.
  • Выпуск внутренних займов.

Бюджет  развития идет на прямые инвестиции государства  на конкурсной основе, в основном в  материальной сфере; предоставляются  капвложения, связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий.

Другой  важный вопрос, связанный с расходами  Субъектов Федерации - создание нового механизма централизованной закупки  товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с произвольными  поставщиками, поэтому в большинстве  случаев цены были завышены. Чтобы  положить этому конец, решили перейти  на конкурентный отбор поставщиков  по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене.

Существует  еще одна проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации государства  достигают практически 100 трлн. руб. Население покрывает лишь 27% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время у  государства назревает жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим гражданам. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг. В этом случае ведущая контрольная роль отводится властным институтам Субъектов Федерации.

Среди традиционных направлений сокращения расходов на уровне ГБС стоит отметить такие направления, как затраты  на ВПК и государственный аппарат.

В настоящее  время сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме  определенных защищенных статей. Здесь  следует отметить два ключевых момента: а) пропорциональность сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном  процессе, предотвращая лоббирование министерствами размера сокращения), хотя, интересно отметить, что при  секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%; б) есть перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, который устанавливается ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в предвыборные годы, традиционно: зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов; погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета развития.

В процессе исполнения бюджетов важное значение уделяется контролю за целевым использованием предоставленных средств. Организованный метод контроля предусматривает следующие санкции:

  • при не целевом использовании средств из Федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ (около 72%);
  • в случае предоставления ссуды на возвратной основе и несвоевременной выплате процентов (обычно в размере половины учетной ставки), то взимаются пени в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый день просрочки.
  • при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки.

Среди новых методов организации расходов сравнительно недавно в нашей  стране появился переход на закупки  продукции для гос. нужд через проведение торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”. Указом устанавливается, что “...заказы на закупку товаров, работ и услуг... для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное не предусмотрено ФЗ и Указами Президента РФ”1.

Для участия  в процедуре по размещению заказов  на закупки продукции для государственных  нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять определенным квалификационным требованиям. Также предусматривается определенный механизм проведения конкурса.

Но  открытый конкурс является только одним  из способов организации. Могут быть и другие способы, например, проведение закрытых торгов. Они проводятся в  том случае, если это технически сложная продукция, которую могут  поставить ограниченный круг предприятий  и если цена госконтракта меньше 2500 минимальных месячных оплат труда. Разновидность закрытых торгов - специализированные закрытые торги, предполагающие полностью скрытую информацию для нужд государственной обороны.

Для контракта  стоимостью до 2500 минимальных месячных оплат труда заказчиком применяется  система отбора котировок (прайс-листов) у различных фирм - на продукцию, имеющуюся на рынке в достаточном  количестве. Кроме того, размещение заказов у единственного источника (предприятия) может применяться  только при наличии срочной потребности  в продукции, и если продукция  может быть получена только от одного поставщика и ему нет замены. Заказчик имеет право на проведение внутреннего  конкурса без допуска инофирм. Этот механизм действует для всех госзакупок.

Необходимо  упомянуть еще одну проблему - кассовое исполнение бюджета, которое до последнего времени осуществлялось уполномоченными  банками (в принципе, проблема обозначилась вследствие серьезных нарушений  в работе коммерческих банков, которые  обслуживают бюджетные средства). Как метод ее решения было предложено при введении системы Федерального Казначейства сразу поручить ему  кассовое исполнение, но эта схема  оказалась очень сложной. Сейчас просто повышены требования к банкам и отбор осуществляется в соответствии с определенной системой показателей. Основные критерии отбора на 1997 год:

  • сколько лет имеет лицензию (не менее 3 лет);
  • минимальный размер собственного капитала банка - 500 млрд. руб. (для создания требуется 13,5млрд.);
  • размер резервного фонда банка не менее 15% от оплаченного уставного капитала, чтобы обеспечить набор надежных банков;
  • в активах банка должно быть не менее 15% от собственного капитала в государственных ценных бумагах;
  • должна отсутствовать задолженность по расчетам с Федеральным бюджетом и внебюджетными, положительный результат деятельности за прошедшие годы, наличие положительного результата аудиторской проверки, отсутствие нарушений налогового законодательства и ряд более частных требований.

В 1997 году, например, обслуживать Федеральный  бюджет доверили 13 банкам: Сбербанк, Менатеп, Внешторгбанк, Авто банк, Мосбизнесбанк, ОНЭКСИМБанк.

В настоящее  время стоит задача перехода от кассового  исполнения через коммерческие банки  к кассовому исполнению через  учреждения ЦБ и Сбербанка.

4.Бюджетно-налоговая  политика Российской Федерации.

4.1.Доходы бюджета  Российской Федерации.

Как уже  понятно, расходы бюджета – это  необходимость экономической жизни  общества. Но если эти расходы существуют, то должны существовать и источники  их финансирования. Эти источники  называются доходами бюджета и, совместно  с расходами, они образуют государственный  бюджет, от состояния которого во многом зависит благополучие государства. Итак,

Доходы бюджета- это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Различают следующие виды доходов бюджетов2:

Код

Наименование групп

 

1000000

Налоговые доходы

 

2000000

Неналоговые доходы

 

3000000

Безвозмездные перечисления

 

4000000

Доходы целевых бюджетных фондов (фонда денежных средств, образуемого  за счёт доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или  иных отчислений и используемого  по отдельной системе)

 

Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления»  подразделяется на подгруппы:

 

Код

Наименование подгрупп

 

3010000

От нерезидентов

 

3020000

От бюджетов других уровней

 

3030000

От государственных внебюджетных фондов

 

3040000

От государственных организаций  и др.

 

Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:

 

Код

Наименование статей

 

3020100

Дотации

 

3020200

Субвенции

 

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти

 

3020400

Трансферты и др.

 

К неналоговым  доходам относятся доходы:

  1. от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  4. финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Налоговые доходы составляют большую часть  доходов бюджета. Рассмотрим хотя бы примерную структуру доходной части  федерального бюджета на 2008 год(Диаграмма 1)

где 8,70% составляют доходы целевых бюджетных  фондов

7,80% составляют  неналоговые доходы

4.2. Фискальная  политика в России.

Бюджетно-налоговая  политика— это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

Поскольку осуществление государственных  расходов означает использование средств  государственного бюджета, а налоги, как уже показано, являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию  государственным бюджетом. Налоги и  государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Никакое государство не может существовать без взимания налогов. Без налогов нет бюджета, а состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет неразрывный характер.

В широком  смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.

На  данный момент налоговая система  Российской Федерации построена  на следующих принципах1:

  1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени с граждан.
  2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший– прямых.

Информация о работе Государственные Финансы. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики. Финансовая система России