Государственные Финансы. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики. Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Тема, которую я захотела раскрыть в своей курсовой работе одна из самых спорных и важных тем в современной России. Уровень жизни, возникновение или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это большей частью определяет политика государства в области бюджетных расходов и доходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственные финансы. 5
1.1. Понятие и функции государственных финансов. 5
1.2. Содержание государственных финансов. 7
2. Финансовая система России. 10
3. Государственный бюджет РФ. 15
3.1. Общие сведения о государственном бюджете. 15
3.2. Расходы РФ. 15
3.3. Методы финансирования расходов государственного бюджета. 19
4. Бюджетно-налоговая политика РФ. 25
4.1. Доходы бюджета РФ. 25
4.2. Фискальная политика в России. 27
4.3. Проблемы фискальной политики и её стабилизация. 28
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Министерство общего образования Российской Федерации.docx

— 105.93 Кб (Скачать файл)

3 Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда (88% от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий.

К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетом РФ» от 22 декабря 1993 г. № 2268 в целях усиления контроля за расходованием государственных  финансовых ресурсов в республиканском  бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные  внебюджетные фонды, доходы которых  формируются за счет обязательных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано консолидировать в бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

4 фонды имущественного  и личного страхования.

В условиях административно-командной системы  действовала государственная монополия  на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении — Правлению Госстраха и Министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования.

В 1990 г. было покончено с государственной  монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями  страхование осуществляют акционерные  страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом  рынке действуют около трех тысяч  страховых компаний.

По  мере развития рыночных отношений имущественное  и личное страхование, страхование  ответственности и страхование  экономических рисков приобретают  все большее значение, поскольку  степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных  бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация  среди российских страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний  день отсутствует. Большинство страховых  компаний проводят операции по страхованию  жизни, страхованию имущества юридических  и физических лиц, страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев  и болезней, страхованию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государственная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный механизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов общества. Успешно работают такие акционерные страховые общества, как «АСКО», Ингосстрах, «Росно», «Энергогарант», «Макс», «Россия» и другие страховые компании.

Следует отметить, что в настоящее время  финансовые возможности национальных страховых компаний по покрытию крупных  убытков низкие. Лишь около 1/4 страховщиков имеют уставные капиталы в размере  более 1 млн. руб.

В целях  развития страхового рынка необходимо:

  • обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
  • проведение активной структурной политики на рынке страховых услугу;
  • повышение государственного регулирования страховой деятельности;
  • развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
  • совершенствование нормативной базы страховой деятельности.

3. Государственный  бюджет Российской Федерации

3.1.Общие сведения  о государственном бюджете

В любой  стране государственный бюджет - это  ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход. По определению, Государственный бюджет- имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, бюджет, являясь средством аккумулирования финансовых ресурсов, играет важную роль в экономической жизни государства, так как дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. { Правительственные расходы и правительственные доходы, в частности взимаемые налоги, воздействуют на общую занятость и производство, влияя на общий объём расходов на приобретение товаров и услуг.}

3.2. Расходы Российской  Федерации.

Расходы бюджета, будучи компонентом бюджета, представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. То есть, расходы федерального бюджета вызваны самим фактом наличия государства, а это значит, что они носят императивный характер. Расходы бюджета служат воспроизводству  экономических и социальных отношений, существующих в конкретное время  в конкретном государстве и выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.1

По  роли в общественном производстве расходы бюджета делятся на:

1.расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

2.расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

3.расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью  этих расходов государство получает инструменты регулирования распределения  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру  общественного производства, достигать  прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

расходы на народное хозяйство и поддержку  экономики;

1.расходы на социально-культурные нужды;

2.военные расходы;

3.расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам  в течение многих лет была в  нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств  бюджета. Основная масса ресурсов (около  половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку  экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных  средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении  бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство  может добиваться нужных сдвигов  в отраслевой структуре общественного  производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно  с экономической классификацией расходов бюджета используются и  другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

3.3.Методы финансирования  расходов государственного бюджета.

Итак, важнейшее направление политики в области расходов - их всемерное  сокращение и рационализация, выработка  новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование  средств и повышение действенности  контроля за использованием бюджетных средств.

В качестве мероприятий для повышения эффективности  бюджетной системы можно предложить всемерное расширение предоставления средств на возвратной основе. Безвозвратное  финансирование негосударственных  организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или  доли в уставном капитале предприятия.

На  возвратной основе предоставляются  средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии  ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.

Обычно  бюджетные ссуды на эти цели предоставляются  под уплату процентов в размере  половины учетной ставки Центрального Банка.

При наличии  дефицита госбюджета, государство старается  с наибольшей отдачей вложить  средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на инвестиции идет около 25 трлн. руб., в то время  как они являются важнейшим условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает традиционная экономическая  задача - как получить максимальный эффект в условиях конкретного ограничения, стимулировать частные инвестиции.

Один  из новых организованных инструментов - финансирование высокоэффективных  технических проектов:

  • Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое предприятие может выставить свой проект.
  • Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам инвестор вложит не менее 20%.

В зависимости  от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма  в распоряжении очень ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.1

В 1997 году появилось новое направление - предоставление госгарантий под  инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется  погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-кредитором:

Информация о работе Государственные Финансы. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики. Финансовая система России