Государственные социальные программы и роль бюджета в их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Закономерным явлением исторического процесса стало появление социального государства, которое через проведение социальной политики соединило экономический прогресс с социальным. С прогрессом общества растет его системность, углубляется разделение труда, усиливается дифференциация, увеличивается число социальных слоев и групп и социальных ипостасей человека. Становление информационного общества предполагает подчинение экономического роста качественным параметрам социального развития, ибо дальнейший прогресс будет определяться не производством вещей, а расширенным воспроизводством всесторонне развитых людей.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы изучения государственных социальных программ 6
1.1 Понятие социальной экономики и сущность социальной политики государства 6
1.2 Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики 12
1.3 Принципы, приоритеты и классификация социальных программ 16
2. Анализ роли бюджета в социальной политике государства 21
2.1 Проблемы социальной политики России и пути их решения 21
2.2 Анализ реализации социальных программ в России 30
3.Программное бюджетирование как перспектива роста эффективности реализации социальных программ 36
3.1 Преимущества перехода к программному бюджету в РФ 36
3.2 Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ и пути их решения 41
Заключение 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Государственные социальные программы и роль бюджета в их реализации.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач [20, C.48]:

  1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
  2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
  3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
  4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что  возможности решения тех или  иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить  государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит  от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

1.2 Социальные программы как  один из инструментов государственной  социальной политики

 

Социальная политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через  механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в  социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат [14, C.44].

Социальная защищенность населения  в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных  средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.

Основные способы осуществления  реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью [14, C.46].

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет  выстраивать государственные институты  управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных  ситуаций, социальных рисков, свершение  которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.


Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Социальная программа — это  содержание и план деятельности с  изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема — это объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды [15, C.74]:

  • доходов и цен;
  • занятости и социально-трудовых отношений;
  • охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
  • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
  • образования;
  • семьи, материнства и детства;
  • дети России и др.

Долгосрочная целевая  социальная программа должна формироваться  на срок более 10 лет. Целевая программа  — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

Формирование программы требует  проведения следующих поэтапных  разработок [15, C.75]:


  1. Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации;
  2. Концептуальная разработка планируемой программы;
  3. Информационный поиск вводимых данных;
  4. Собственно формирование программы;
  5. Прогнозирование результатов реализации программы;
  6. Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий;
  7. Разработка управления реализацией программы.

Концептуальная разработка планируемой программы предусматривает:

  • разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде;
  • определение цели и подцелей программы;
  • формирование плана мероприятий;
  • разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная модель системы);
  • определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных);

Формирование программы  следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.

Основные формы управления функционированием программ [15, C.78]:

  • формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей;
  • формирование дирекции программы; создание попечительского совета;
  • другие формы.

Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление в руках конкретных людей. Поэтому механизм управления долгосрочными программами включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития.

1.3 Принципы, приоритеты и классификация  социальных программ

 

Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели. Социальные программы — один из видов программ (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Классификация программ

Признаки классификации

Виды программ

Содержание программы

Экономические, социальные, социально-экономические, научно-технические, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие, разведывательные (информационные), комплексные

Уровень разработки и  применения

Президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития)

Время, на которое рассчитана реализация программы

Долгосрочные (свыше 5 лет) Среднесрочные(3—5 лет) Краткосрочные (1—3 года) Текущие или оперативные (до 1 года)


 

Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов. Различные социальные мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких социальных проектов объединяются в одну социальную программу.

В процессе управления возникают  ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое. Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезней».

Большим преимуществом  программ вообще и социальных в частности  является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач, мероприятий и, в конечном счете, цели программы. Классификация целей приведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация целей

Признаки классификации

Виды целей

1. Содержание

Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные

2. Приоритетность

Главные (основные, ключевые, основополагающие) Второстепенные (неглавные, побочные, вспомогательные)

3. Время реализации

Стратегические. Тактические. Оперативные. Текущие

4. Форма фиксации

Документированные (официальные) Недокументированные (неофициальные)

5. Потребность

Желательные, нежелательные, надуманные

6. Степень обоснованности

Обоснованные, недостаточно обоснованные, необоснованные

7. Реальность/ нереальность  выполнения

Реальные (реалистичные), осуществимые Нереальные (неосуществимые)

8. Уровни управления

Народно-хозяйственные, отраслевые, региональные, предприятия, организации, учреждения, их структурные единицы

9. Политический оттенок

Декларируемые (провозглашаемые) Фактические (реально реализуемые, выполняемые)

10.Объем

Общие, частные, локальные

11. Время действия

Конечные, промежуточные

12. Степень выполнения

Выполненные полностью, частично

Информация о работе Государственные социальные программы и роль бюджета в их реализации