Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа
Закономерным явлением исторического процесса стало появление социального государства, которое через проведение социальной политики соединило экономический прогресс с социальным. С прогрессом общества растет его системность, углубляется разделение труда, усиливается дифференциация, увеличивается число социальных слоев и групп и социальных ипостасей человека. Становление информационного общества предполагает подчинение экономического роста качественным параметрам социального развития, ибо дальнейший прогресс будет определяться не производством вещей, а расширенным воспроизводством всесторонне развитых людей.
Введение 3
1. Теоретические основы изучения государственных социальных программ 6
1.1 Понятие социальной экономики и сущность социальной политики государства 6
1.2 Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики 12
1.3 Принципы, приоритеты и классификация социальных программ 16
2. Анализ роли бюджета в социальной политике государства 21
2.1 Проблемы социальной политики России и пути их решения 21
2.2 Анализ реализации социальных программ в России 30
3.Программное бюджетирование как перспектива роста эффективности реализации социальных программ 36
3.1 Преимущества перехода к программному бюджету в РФ 36
3.2 Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ и пути их решения 41
Заключение 50
Список литературы 52
• усиление государственного
регулирования платной
5) проведение реструктуризации сети медицинских организаций.
6) обеспечение хозяйственной
самостоятельности
7) изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.
8) создание рациональной
системы государственных
9) развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.
10) укрепление институтов
защиты прав пациентов и
Говоря о программе развития здравоохранения необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования, прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно.
IV. Существует ряд проблем, которые могут ввести систему образования РФ в состояние общей стагнации [5]:
1. Неопределенность школьного
образования. Она заключается
в отсутствии конкретного «
2. Сомнительная эффективность единого государственного экзамена. Пройдя первую ступень образовательной системы (завершив обучение в школе), молодой россиянин сталкивается с проблемой сдачи единого государственного экзамена. Многие российские школы просто не готовы к такой форме проведения экзаменов. Ведь принятие решения об оценке теперь возлагается на компьютер, а не на конкретного человека. Знания оцениваются исключительно исходя из заполненного бланка ЕГЭ, а не на основе представления учителя о потенциале и степени развития учащегося.
3. Снижение качества
высшего образования. В РФ на
1000 человек приходится 50 студентов.
Из более чем 3000 вузов Совет
по образованию и науке при
Президенте РФ рекомендует
В связи с этим необходимо создать
более эффективные формы
Принципиальная схема финансирования образования должна выглядеть следующим образом:
а) за счет средств государственного
бюджета финансируются
- обучения в рамках государственного образовательного стандарта;
- подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
- профессиональной переподготовки специалистов со средним и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
б) за счет средств работодателей негосударственного сектора экономики финансируются образовательные программы подготовки и переподготовки для работников, имеющих юридически значимые соглашения о продолжении работы у данного работодателя после прохождения программ обучения;
в) за счет бюджетов домохозяйств финансируются образовательные программы, превышающие минимальный уровень обязательный уровень, установленный государственным образовательным стандартом [19, C.258].
V. На данный момент
в РФ существует проблема
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм.
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы, прежде всего, поддерживают доходы безработных.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Число занятых в ряде отраслей российской экономики действительно избыточно. Так, в нефтегазовом секторе управленческий аппарат в последние годы был раздут вследствие сверхвысоких цен на нефть. В электроэнергетике наблюдался тот же процесс благодаря возможности устанавливать монопольные тарифы. Не блещут эффективностью и некоторые другие отрасли.
Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний.
Одновременно с
этим количественные и
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.
Кризис, наконец, заставит власти правильно считать число безработных, повысить адресность выдачи пособий по безработице, улучшить качество профессиональной переподготовки кадров.
После выхода из кризиса правительство, возможно, поймет, что надо воссоздать фонд занятости, из которого пособия по безработице будут выплачиваться по страховому принципу. Сейчас же выплата пособий безработным дополнительным грузом легла на бюджет.
В идеале, возможно, в стране возникнут настоящие профсоюзы, которые на деле будут отстаивать интересы наемных работников и добиваться увеличения их роли в управлении предприятием [16, C.79-80].
VI. Доходы населения
России неразрывно связаны с
уровнем заработной платы. На
сегодняшний день имеет место
проблема высокой
Для того чтобы изменить уровень заработной платы, необходимы одновременные и комплексные изменения [14, с. 70]:
Во-первых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты – это должна быть чистая часовая тарифная ставка. Введение минимальной часовой ставки заработной платы позволит гораздо гибче реагировать на изменения в экономике и более тонко регулировать вопросы заработной платы не только на уровне отдельной организации, но и в регионах России.
Во-вторых, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов:
• применительно к заработной плате он должен оставаться по своим размерам таким же или может быть даже иметь прогрессивную шкалу, причем взимание НДФЛ должно начинаться не с 401-го рубля заработной платы по основному месту работы, а только после двукратного размера минимальной месячной оплаты труда;
• применительно к доходам физических лиц от дивидендов, то есть к доходам от прибыли хозяйствующего субъекта надо законодательно установить регрессивную шкалу налога, начиная с 10 процентов от размера дохода;
• применительно к доходам физических лиц, не относящихся напрямую к экономической деятельности (доходы от выигрышей в лотереи, тотализаторе, кладоискательства и тому подобного), надо законодательно установить более высокую шкалу налога – ставка налога может быть установлена, например, на уровне 25 процентов.
Такая структура НДФЛ будет стимулировать руководящее звено компаний показывать реальную прибыль и не привязывать свои личные доходы только к заработной плате.
В-третьих, хозяйствующий
субъект должен самостоятельно ежегодно
устанавливать минимальный
В-четвертых, нужно законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников.
В-пятых, необходимо закрепить
в Налоговом кодексе
При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.
Бюджетные ассигнования
федерального бюджета по разделу
«Социальная политика»
Таблица 2.1
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
млн. рублей | |||||||
Наименование |
2010 год* |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
в % к предыдущему году | ||
2011 |
2012 |
2013 | |||||
Социальная политика |
3 316 414,5 |
2 940 494,8 |
3 185 792,3 |
3 437 459,6 |
88,7 |
108,3 |
107,9 |
Пенсионное обеспечение |
2 454 500,4 |
2 095 059,7 |
2 281 392,8 |
2 491 222,7 |
85,4 |
108,9 |
109,2 |
Социальное обслуживание населения |
12 514,8 |
13 094,3 |
13 230,1 |
13 230,1 |
104,6 |
101,0 |
100,0 |
Социальное обеспечение населения |
741 087,8 |
696 831,0 |
744 057,2 |
774 638,1 |
94,0 |
106,8 |
104,1 |
Охрана семьи и детства |
105 250,9 |
129 648,4 |
141 678,6 |
153 219,3 |
123,2 |
109,3 |
108,1 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
134,4 |
144,6 |
147,3 |
147,3 |
107,6 |
101,8 |
100,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
2 926,1 |
5 716,9 |
5 286,3 |
5 002,1 |
195,4 |
92,5 |
94,6 |
Начиная с 2011 года по разделу «Социальная политика» отражаются межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Подраздел «Пенсионное обеспечение».
В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения в 2011 году в сумме 275 356,1 млн. рублей, в 2012 году – 279 197,6 млн. рублей, в 2013 году – 282 673,8 млн. рублей, в том числе публичные нормативные обязательства в 2011 году в сумме 263 761,2 млн. рублей, в 2012 году – 267 303,6 млн. рублей, в 2013 году – 270 775,8 млн. рублей);
По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 1 820 703,5 млн. рублей, в 2012 году – 2 002 195,2 млн. рублей, в 2013 году – 2 208 548,9 млн. рублей.
Принимаемые меры позволят
обеспечить дальнейшее повышение уровня
пенсионного обеспечения с
Объем бюджетных ассигнований на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и инвалидам вследствие военной травмы, учитывающий тенденцию к сокращению в связи с убывающим контингентом его получателей, определен в 2011 году в сумме 10 031,8 млн. рублей (90,1% к уровню предыдущего года), в 2012 году – 9 063,3 млн. рублей (90,3%)%, в 2013 году – 8 690,4 млн. рублей (95,9%).
Подраздел «Охрана семьи и детства».
В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения в 2011 году в сумме 2 609,2 млн. рублей, в 2012 году – 2 765,7 млн. рублей, в 2013 году – 2 917,9 млн. рублей на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. Увеличение бюджетных ассигнований в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 31,8% вызвано увеличением численности получателей и максимального размера указанного пособия, а также индексацией размера пособия в соответствии с законодательством исходя из прогнозируемого уровня инфляции (6,5%).
По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 127 039,2 млн. рублей, в 2012 году – 138 912,9 млн. рублей, в 2013 году – 150 301,5 млн. рублей, которые предоставляются на:
– софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2011–2013 годах в сумме 6 222,9 млн. рублей ежегодно, что более чем в 5,5 раза превышает объем субсидии, предусмотренный на 2010 год. Увеличение указанного объема обусловлено необходимостью оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации с целью недопущения роста их задолженности по выполнению обязательств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
Информация о работе Государственные социальные программы и роль бюджета в их реализации