Государственные социальные программы и роль бюджета в их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Закономерным явлением исторического процесса стало появление социального государства, которое через проведение социальной политики соединило экономический прогресс с социальным. С прогрессом общества растет его системность, углубляется разделение труда, усиливается дифференциация, увеличивается число социальных слоев и групп и социальных ипостасей человека. Становление информационного общества предполагает подчинение экономического роста качественным параметрам социального развития, ибо дальнейший прогресс будет определяться не производством вещей, а расширенным воспроизводством всесторонне развитых людей.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы изучения государственных социальных программ 6
1.1 Понятие социальной экономики и сущность социальной политики государства 6
1.2 Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики 12
1.3 Принципы, приоритеты и классификация социальных программ 16
2. Анализ роли бюджета в социальной политике государства 21
2.1 Проблемы социальной политики России и пути их решения 21
2.2 Анализ реализации социальных программ в России 30
3.Программное бюджетирование как перспектива роста эффективности реализации социальных программ 36
3.1 Преимущества перехода к программному бюджету в РФ 36
3.2 Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ и пути их решения 41
Заключение 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Государственные социальные программы и роль бюджета в их реализации.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

– предоставление материнского (семейного) капитала в 2011 году в сумме 120 816,3 млн. рублей, в 2012 году – 132 690,0 млн. рублей, в 2013 году-144 078,6 млн. рублей. Увеличение бюджетных ассигнований обусловлено увеличением размера материнского (семейного) капитала и численности получателей.

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы в 2011–2013 годах не предусмотрены в связи с окончанием действия указанной ФЦП.

Подраздел «Другие вопросы  в области социальной политики»

В составе расходов федерального бюджета по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами (оказание государственных услуг) в 2011–2013 годах в сумме 74,8 млн. рублей ежегодно, в том числе на финансовое обеспечение единовременного денежного поощрения лучших врачей в сумме 40,0 млн. рублей ежегодно, на предоставление мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в сумме 34,8 млн. рублей ежегодно;

На социальное обеспечение населения по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования в 2011–2013 годах в сумме 4,3 млн. рублей ежегодно на финансовое обеспечение социальных выплат потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства (на уровне 2010 года).

По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 1 014,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей, в том числе:

на софинансирование в 2011 году социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, в сумме 1 000,0 млн. рублей;

на финансовое обеспечение  затрат на оплату услуг органов (организаций), с которыми Пенсионным фондом России заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2011 году в сумме 14,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей.

Субсидии юридическим  лицам и некоммерческим организациям предусмотрены в 2011–2013 годах в  сумме 2 561,2 млн. рублей ежегодно, в том  числе:

– субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов (в связи с отменой налоговых льгот) в сумме 950,0 млн. рублей ежегодно. Увеличение на 18,8% по сравнению с 2010 годом обусловлено повышением тарифов страховых взносов в отношении общественных организаций инвалидов с 2011 года;

– субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в сумме 599,4 млн. рублей ежегодно;

– субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и оказанием услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости, в сумме 11,8 млн. рублей ежегодно;

– субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно.

В рамках данного подраздела предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных  целевых программ в 2011 году в сумме 2012,4 млн. рублей, что на 1 705,5 млн. рублей больше 2010 года, в 2012 году – 2 600,4 млн. рублей, в 2013 году – 2 309,9 млн. рублей, в том числе:

Федеральная целевая  программа «Юг России (2008–2013 годы)»  в 2011 году в сумме 30,0 млн. рублей, в 2012 году – 18,0 млн. рублей;

Федеральная целевая  программа «Социально-экономическое  развитие Чеченской Республики на 2010–2012 годы» в 2011 году в сумме 274,4 млн. рублей, в 2012 году – 326,4 млн. рублей;

Федеральная целевая  программа «Социально-экономическое  развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы» в 2013 году в сумме 9,9 млн. рублей;

Государственная программа «Доступная среда на 2011–2015 годы» в 2011 году в сумме 1 708,0 млн. рублей, в 2012 году – 2 256,0 млн. рублей, в 2013 году – 2 300,0 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, предусмотрены в 2011 году в сумме 25,0 млн. рублей. В рамках реализации непрограммной части ФАИП будет осуществляться строительство объектов здравоохранения социальной направленности, в т.ч. строительство дома-интерната для престарелых и инвалидов в г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика. Кроме того, по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение новогодних подарков для детей, принимающих участие в новогоднем празднике в Государственном Кремлевском Дворце, в 2011–2013 годах в сумме 25,2 млн. рублей ежегодно.

3.Программное бюджетирование как  перспектива роста эффективности  реализации социальных программ

3.1 Преимущества перехода к программному бюджету в РФ

В настоящее время  актуальными являются вопросы повышения эффективности расходования бюджетных средств на всех уровнях власти. Существующая в России «затратная» модель управления государственными расходами не позволяет реализовать в полной мере эту задачу. Дальнейшее развитие бюджетной системы связано с внедрением новой модели управления государственными расходами - программного бюджетирования.

Переход к программному бюджету осуществляется в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года. Использование программного подхода при подготовке бюджета представляет собой достаточно распространенную в развитых странах практику. Например, программные бюджеты принимаются в США и Франции. Программный бюджет дает ответ на вопрос, на какие цели, понятные обществу, расходуются бюджетные ресурсы.

Программное бюджетирование - процесс составления бюджета, ориентированного на достижение результатов от финансирования целевых программ посредством государственных  расходов.

Общая цель программного бюджетирования - увязать расходы с результатами деятельности ведомств, выполняющих функции или оказывающих услуги в рамках своих обязательств. Программный бюджет предоставляет возможность не только оценить государственные ресурсы на достижение определенной цели, но и проанализировать их результативность в рамках конкретного мероприятия и сопоставить достигнутые результаты с затратами.

Программный бюджет имеет  существенные отличия по сравнению  с затратным бюджетом. Так, при  программном бюджетировании финансирование программ осуществляется, исходя от ожидаемого результата и эффективности, а при традиционном бюджетировании расходные полномочия финансируются по нормативам затрат без учета результатов. Также при программном бюджетировании у распорядителей бюджетных средств расширяются полномочия по управлению бюджетными ресурсами, они несут ответственность за результаты деятельности и соответственно заинтересованы эффективно управлять бюджетными ресурсами. А при традиционном бюджетировании полномочия распорядителей бюджетных средств ограничены, они несут ответственность только за целевое использование бюджетных средств в соответствии с установленным планом. Такой подход не стимулирует повышение эффективности управления бюджетными ресурсами.

Таким образом, программное бюджетирование имеет следующие преимущества:

  1. Упрощенная структура бюджета, повышение его прозрачности и доступности для всех заинтересованных лиц.
  2. Более тесная связь бюджета со стратегическими целями.
  3. Повышение эффективности и результативности деятельности отраслевых ведомств.
  4. Оптимальное использование ограниченных бюджетных ресурсов.

Основной составляющей программного бюджета являются

государственные программы.

Государственная программа - система мероприятий и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития [4].

Сбалансированное региональное развитие

 Эффектное государство

 

Таблица 3.1.

Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2014 гг. по направлениям государственных программ Российской Федерации, млрд. рублей [3]

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего по государственным  программам

(41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в % к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

I Новое качество жизни

(13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

II Инновационное развитие  и модернизация экономики

(17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

III Обеспечение национальной безопасности

(2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

IV Сбалансированное  региональное развитие (4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

V Эффективное государство

(5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5


 

Доля программной части  в общих расходах федерального бюджета в 2011 году составила 92,5%, а на 2012 год запланирована на уровне 96,4%. В последующие годы ожидается незначительное снижение этого показателя (таблица 1). Оставшаяся, непрограммная часть (3,6% в 2012 г.) включает такие расходы бюджета, как обеспечение деятельности Генеральной прокуратуры, Счётной палаты, Центризбиркома, Государственной Думы и Совета Федерации, Управления делами Президента, судов и ряда других госструктур.

Структура финансирования государственных программ по основным направлениям представлена на рисунке 3.1. Основная доля приходится на программы, сформированные в рамках направления «Новое качество жизни» (48%). Данное направление включает в себя 13 программ, таких как развитие здравоохранения, развитие образования, социальная поддержка граждан, развитие пенсионной системы и др. Наибольшую долю в расходах по этому направлению занимают: развитие пенсионной системы (48%), социальная поддержка граждан (16%) и обеспечение общественного порядка и противодействие преступности (15%). На программы развитие образования и здравоохранения приходится только по 7%.

Рис. 3.1. Структура финансирования государственных программ по основным направлениям

 

Анализ динамики финансирования государственных программ по основным направлениям на период 2011-2014 гг. показал, что существенный рост расходов запланирован по направлениям «Эффективное государство» и «Обеспечение национальной безопасности» (рисунок 3.2).



Рис. 3.2. Динамика финансирования государственных программ по основным направлениям на период 2011-2014 гг.

 

Ежегодное сокращение расходов наблюдается по направлению «Сбалансированное  региональное развитие».

В настоящее время внедрение программного бюджетирования происходит также на региональном и муниципальном уровне [5]. Анализ показывает, что на региональном уровне пока преобладает затратное бюджетирование: так, у 48%В целях закрепления законодательных основ для построения программного бюджета Российской Федерации Минфином России направлен в Правительство законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:

- интеграцию в бюджетный  процесс государственных (муниципальных) программ;

- проведение ежегодной  оценки эффективности реализации  каждой государственной (муниципальной)  программы, возможность принятия  решения о прекращении или  изменении начиная с очередного  финансового года ранее утвержденной  государственной (муниципальной) программы на основании указанной оценки;

- предоставление с  1 января 2014 года в Государственную  Думу сводного годового доклада  о ходе реализации и оценке  эффективности государственных  программ Российской Федерации  одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

3.2 Проблемы перехода на программное бюджетирование в РФ и пути их решения

Сформированную на настоящий  момент в Российской Федерации систему  организации бюджетного процесса можно  охарактеризовать как смешанную модель, сочетающую элементы бюджетирования по затратам и управления, ориентированного на результат. При этом степень внедрения элементов бюджетирования, ориентированного на результаты, варьируется в достаточно широком диапазоне. Отличительная особенность российской системы бюджетирования состоит в интенсивности преобразований, многообразии внедрённых элементов управления «по результатам», комбинации подходов, принятых в практике различных государств и краткости практического опыта применения данных инновационных инструментов бюджетного управления.

Информация о работе Государственные социальные программы и роль бюджета в их реализации