Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования: 1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности; 2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

Введение

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Объект работы - Российская Федерация.

Предмет работы - государственный  бюджет РФ.

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его  функций и современного состояния.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1) Изучить понятийный аппарат  государственного бюджета, его  сущность и особенности;

2) Рассмотреть функции государственного  бюджета;

3) Раскрыть структуру расходов  и доходов государственного бюджета;

4) Рассмотреть бюджетный дефицит  РФ, его причины и последствия;

5) Проанализировать бюджет 2009 года  и проект бюджета на 2010 год;

6) Выявить цели бюджетной политики  в 2010-2012 годах.

Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены объект, цель и  соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники  информации.

В первой главе рассмотрены общетеоретические  вопросы государственного бюджета, его функции, структура.

Во второй главе, раскрыто современное  состояние государственного бюджета  РФ и дальнейшие перспективы его  развития.

Для написания курсовой работы источниками  информации послужили: ФЗ «О государственном  бюджете РФ», периодические издания, научно-методическая литература, данные из Интернета.

1. Теоретические основы государственного бюджета

государственный бюджет дефицит

1.1 Понятие, сущность, особенности государственного бюджета

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить  экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный  бюджет.

Бюджет - это роспись государственных  доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном  порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью  перераспределения национального  дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

По экономической сущности государственный  бюджет - это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично - и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития[18,c.45].

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Это дает возможность маневрировать  ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального  развития, осуществлять

единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В период господства в России социалистической системы хозяйствования истинное состояние  государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных  органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически  одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно  отбивала у людей интерес к  тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную денежную сумку.

В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных  годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном  уровне и уровне территориальных  единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования[6,c.12].

Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:

1) Принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех расходов и  всех доходов государства. В  государстве должна существовать  единая бюджетная система, однообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации;

2) Принцип полноты означает, что  по каждой статье бюджета учитываются  все затраты и все поступления;

3) Принцип реальности предполагает  правдивое отражение доходов  и расходов государства;

4) Принцип гласности - это обязательное  информирование населения об  основных расходах и источниках  доходов[12,c. 21].

Будучи экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений.

К числу основных особенностей относятся  следующие:

1) Государственный бюджет является  особой экономической формой 
перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных образований;

2) С помощью бюджета происходит  перераспределение национального 
дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3) Пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед обществом на конкретном  этапе его экономического развития;

4) Область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями.

Взгляд на бюджет как на экономическую  категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный  бюджет с позиций экономической  сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости "помощь". Она производится, как правило, путем  передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным  финансовым фондам, фондам государственных  предприятий и специальным правительственным  фондам[11,c.48].

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются: 
- прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость; 
- государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%; 
- эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами[10,c.57].

Итак, государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т. е. через  бюджет осуществляется постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование[7,c.14].

1.2 Функции государственного бюджета

Основное назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет  и ряд других функций. К их числу  относятся:

Общественные функции:

1. Контрольная функция. Бюджет  позволяет осуществлять контроль  за действиями исполнительной  власти, который может осуществляться  в различных формах - со стороны  специализированных органов, наделенных  контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей  организации и др. В странах  с развитыми демократическими  традициями важное значение отводится  общественному контролю, для развития  которого принимаются специальные  программы повышения прозрачности  бюджетной системы. Бюджет принимается  как закон и тем самым накладывает  ограничения на действия правительства.  В нем законодательно закреплены  лимиты отдельных статей доходов  и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет - это индикатор текущего состояния  экономики страны, социальной сферы,  политической ситуации. Структура  его доходной и расходной части  позволяет судить о приоритетах  государственной политики, масштабах  влияния на нее отдельных групп  интересов. Более того, поскольку  закон о бюджете на очередной  год составляется как плановый  документ, он выступает как прогноз  будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается  прогнозными расчетами основных  показателей развития страны, на  которые ориентируются не только  государственные учреждения, но  и организации негосударственного  сектора экономики, а также  простые граждане. Закладываемые  в закон о бюджете планово-прогнозные  показатели формируют в обществе  определенные ожидания, которые  могут быть как позитивными,  так и негативными.

3. Институционализация общественных  предпочтений. В демократических  государствах принятию закона  о бюджете обязательно предшествует  его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный  правительством законопроект вносятся  корректировки с учетом мнений  депутатов, представляющих интересы  своих избирателей. Таким образом,  структура бюджета отражает общественные  предпочтения в отношении государственной  политики. Посредством механизмов  представительной демократии эти  предпочтения воплощаются в конкретных  цифрах доходных или расходных  статей.

Информация о работе Государственный бюджет