Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования: 1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности; 2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.
Классификация и состав расходов.
Расходы в новой бюджетной
1. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации:
1) Государственное управление и местное самоуправление;
2) Судебная власть;
3) Международная деятельность;
4) Национальная оборона;
5) Правоохранительная
6) Фундаментальные исследования
и содействие научно-
7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия;
8) Сельское хозяйство и
9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология;
10) Транспорт, дорожное хозяйство,
11) Развитие рыночной
12) Жилищно-коммунальное
13) Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных
14) Образование;
15) Культура и искусство;
16) Средства массовой информации;
17) Здравоохранение и физическая культура;
18) Социальная политика;
19) Обслуживание и погашение государственного долга;
20) Пополнение государственных запасов и резервов;
21) Региональное развитие;
22) Утилизация и ликвидация
23) Прочие расходы.
Для большей части государственных
расходов можно однозначно определить,
к какой из функций государства
они относятся. Для некоторых
функций в связи с их обширностью
требуется конкретизация (особенно
это относится к задаче развития
экономики страны). Так, в настоящее
время среди подобных функций
государства наиболее актуальными
являются обеспечение конверсии
военного производства, содействие структурной
перестройке промышленности, проведение
аграрной реформы. Отдельные
2.Функциональная
1)Текущие расходы (закупки
субсидии и текущие трансферты)
2) Капитальные расходы (
создание государственных
3) Предоставление кредитов за
вычетом погашения (платежи
3. В ведомственной классификации
расходы бюджета группируются
по ведомственному признаку. Первым
уровнем ведомственной
Итак, государственный бюджет состоит
из двух взаимосвязанных и
В каждой стране структура бюджета имеет
свои особенности. Она определяется экономическим
потенциалом страны, масштабностью задач,
решаемых государством на данном этапе
развития, ролью государства в экономике.
2. Современное состояние государственного бюджета РФ и дальнейшие перспективы развития
2.1 Бюджетный дефицит РФ: причины и последствия
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".
В реальной действительности расходная
часть, как правило, превышает доходную.
Такое состояние бюджета
Сам по себе дефицит бюджета не
может быть чем-то чрезвычайно негативным
для развития экономики и динамики
жизненного уровня населения. Даже самые
экономически развитые страны, как
правило, постоянно имеют дефицитный
бюджет (от 10 до 30%). Все зависит от
причин его возникновения и
Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.
Государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
Таким образом, постоянный бюджетный
дефицит, вызывая рост государственного
долга может иметь самые
Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов[15,c.326].
Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:
1. Сокращение бюджетных расходов.
Этот путь преодоления
2. Изыскание источников
3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных
денег, используемых для
4. Одалживание денег у граждан,
банков, хозяйственных организаций,
других государств и
Дефицит федерального бюджета России в январе-апреле 2009 года составил 369,82 миллиарда рублей, или 3,3 процента ВВП. По итогам первых четырех месяцев объем ВВП России достиг 11,220 триллиона рублей. По итогам первого квартала дефицит бюджета составил 55,5 миллиарда рублей. Таким образом, в апреле бюджетные расходы превысили доходы на 314,32 миллиарда рублей.
Доходы федерального бюджета в январе-апреле 2009 года составили 2,221 триллиона рублей, а расходы - 2,591 триллиона рублей. Наибольшие поступления в бюджет России за первые четыре месяца 2009 года обеспечила Федеральная налоговая служба, перечислившая 961,28 миллиарда рублей. Федеральная таможенная служба перевела в бюджет 872,8 миллиарда рублей, а другие федеральные органы - 379,7 миллиарда рублей.