Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования: 1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности; 2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило  развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

1) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере.

2) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе.

3) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности.

4) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов.

Долгосрочные программы повышения  эффективности государственных  расходов должны интегрироваться в  рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать  при распределении бюджетных  ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения  важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств  и поддержания тем самым бюджетной  сбалансированности.

Ключевую роль в составлении  и реализации программ по повышению  эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или  иному направлению.

4. Повышение эффективности налоговой  системы.

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей и выбор оптимальной  политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная  политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела  к ситуации, когда в условиях кризиса  среднесрочные задачи налоговой  политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось  с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники  его финансирования, в том числе  рассматривая варианты повышения налогов.

Во избежание такого расхождения  между долгосрочными целями и  среднесрочной политикой нужна  коррекция долгосрочных целей налоговой  политики. Новой целью налоговой  политики должно стать не простое  снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение  по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных  производств. Одновременно с этим нужно  оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как табак и алкоголь.

5. Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам.

В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать  бедность среди пенсионеров.

Одним из источников дополнительного  финансирования пенсий станет повышение  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых  будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма  валоризации - переоценки денежной стоимости  пенсионных прав, которые были приобретены  гражданами до начала пенсионной реформы  в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный  пенсионный капитал будет проиндексирован  на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

6. Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.

В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять  повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Также продолжится работа по следующим  направлениям:  
а) Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников).  
б) Упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах.  
в) Оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.  
г) Обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций.  
д) Рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

е) Развитие риск-ориентированного надзора.

ж) Совершенствование регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов.

з) Совершенствование методического  и нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности.

и) Совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых  отозвана лицензия на осуществление  деятельности.

Эти меры позволят снизить риски  в банковской системе и укрепить ее.

Итак, основными целями бюджетной  политики в 2010-2012 годах являются:

1. Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  стимулирования экономики в период  выхода из кризиса.

2. Обеспечение средне- и долгосрочной  макроэкономической и бюджетной  устойчивости. В ближайшие годы  потребуется адаптация бюджетных  расходов к более низкому уровню  доходов.

3. Повышение эффективности расходов  бюджета. В условиях вынужденного  снижения объемов расходов бюджета  необходимо обеспечить высокое  качество государственных услуг  и эффективное использование  бюджетных средств.

4. Повышение эффективности налоговой  системы.

5. Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам.

6. Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

 

Заключение

В ходе написания курсовой работы я пришел к следующим выводам:

1) Государственный бюджет объединяет  главные доходы и расходы государства.  Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для  финансового обеспечения задач  и функций государства и местного  самоуправления, это единство основных  финансовых категорий (налогов,  государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т. е.  через бюджет осуществляется  постоянная мобилизация ресурсов  и их расходование.

2) Функции государственного бюджета  условно можно разделить на 3 категории:  общественные функции (контрольная,  информационная, институализация общественных  предпочтений, регулирующая), функции  государственного бюджета как  экономической категории (распределительная  и контрольная), функции государственного  бюджета как финансового плана  (перераспределение ВВП, государственное  регулирование и стимулирование  экономики, финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществления  социальной политики государства,  контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств).

Функции государственного бюджета  осуществляются на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

3) Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и  взаимодополняющих частей: доходной  и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают денежные  средства для финансирования  деятельности государства, какие  слои общества отчисляют на  содержание государства больше  всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели  направляются аккумулируемые государством  средства.

В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике.

4) Такое состояние бюджета, при  котором расходная часть превышает  доходную, называется "бюджетным  дефицитом". Его возникновение  обусловливается многими причинами,  среди которых можно выделить  следующие: спад общественного  производства, завышенные расходы  на реализации принятых социальных  программ, возросшие затраты на  оборону, рост теневого сектора  экономики.

В 2010-2012 гг. федеральный бюджет РФ будет  дефицитным, хотя размер дефицита будет  постепенно снижаться - с 7,5 процента ВВП  страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП  в 2012 г. В целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе  на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников.

5) Бюджетная политика РФ на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны,  на выход экономики из кризиса  и решение важнейших социальных  задач, а с другой - на восстановление  макроэкономической и бюджетной  стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1. Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  стимулирования экономики в период  выхода из кризиса.

2. Обеспечение средне- и долгосрочной  макроэкономической и бюджетной  устойчивости. В ближайшие годы  потребуется адаптация бюджетных  расходов к более низкому уровню  доходов.

3. Повышение эффективности расходов  бюджета. В условиях вынужденного  снижения объемов расходов бюджета  необходимо обеспечить высокое  качество государственных услуг  и эффективное использование  бюджетных средств.

4. Повышение эффективности налоговой  системы.

5. Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам.

6. Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы. - 2008. -№11. - С. 13-21.

2. Брайчева Т.В. Государственные  финансы России. - СПб: Питер, 2002.

3. Бурцева С.А. Статистика финансов. - М., 2004.

4. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Принят ГД РФ и  одобрен СФ РФ 17.07.98.

5. Виноградов В.В. «Экономика  России» Учебное пособие. М.  Юристъ, 2001.

6. Дементьев Д.В. Бюджетная система  России.- Новосибирск, 2005. - 126 с.

7. Живалов В.Н., Финансовая система  России. - М.: «Экономика», 2000.

8. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об  основах бюджетного устройства  и бюджетного процесса в РСФСР»

9. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации  государственной политики // Финансы. - 2007. -№1. - С. 16.

10. Лушин С. Актуальные проблемы  бюджета. // Экономист. - 2002. - 7. - С. 63.

11. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит  как фактор экономической политики. // Экономист. - 2002. - 7. - С. 58.

12. Немировский И.Б., Старожукова  И.А. Бюджетирование. От стратегии  до бюджета -- пошаговое руководство. -- М.: «Диалектика», 2006. -- С. 512.

13. Поляк Г.Б. Бюджетная система  России. - М.: Юнити, 2004.

14. Романовский В.М., Врублевский  О.В. Бюджетный процесс РФ. - Учебник. - М.: Юрайт, 2006. - 615 с.

15. Ткачук М.И. Государственный  бюджет. Учебное пособие - М.: Высшая  школа, 2002. - 45 с.

16. Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ  «О бюджетной классификации Российской  Федерации».

17. Федеральный Закон от 24.11. 2008 №  204-ФЗ "О Федеральном Бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

18. ФЗ от 26.11.98 № 181-ФЗ «О бюджете  развития Российской Федерации».

19. Финансы, денежное обращение  и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова  и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2002, 496 с.

20. Финансы: учебник./Под  ред. М.В. Родионовой. М.: Финансы  и статистика, 2001.

 

 


Информация о работе Государственный бюджет