Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования: 1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности; 2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

Дефицит бюджета будет покрываться  из средств Резервного фонда вплоть до середины 2011 года. Кроме того, планируется  увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году.

В течение последующих трех лет  бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета - 2010 г. составит 2,9 трлн рублей, а с учетом расходов на формирование антикризисного фонда ЕврАзЭС и  на докапитализацию банков - 3,2 трлн рублей. или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить  до 4,3 процента ВВП, а в 2012 - до 3 процентов  ВВП.

Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству  придется расконсервировать Фонд национального  благосостояния (ФНБ), а также увеличить  объем внутренних заимствований  и впервые с 1998 года вернуться  к внешним заимствованиям (см. Приложение 1).

Итак, в 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться - с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов  ВВП в 2012 г. В целях сокращения дефицита бюджета Правительство  РФ нацелено на: сокращение неэффективных  расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе  на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников.

Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для  производства вино-водочной продукции.

Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами  национальной экономики, формирует  государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения  социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг  за счет ресурсов бюджетной системы  и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный  дефицит (профицит).

Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего  налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.

2.2 Анализ бюджета 2009 года и проекта бюджета на 2010 год

Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен  на повышение уровня жизни населения  и повышения всех обязательств перед  гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение  безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.

Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 года представлены в Приложении 2.

Наибольший удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств  составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем  году (2010) он снижается на 0,8%. Но в  денежном эквиваленте увеличивается  на 630,46 млрд. руб.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В  динамике показатель в процентном соотношении  снижается. К основным подразделам  можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные  вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам  и их помощникам, судьям, увеличением  компенсационных вознаграждений присяжным  и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных  судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение  деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте  этого показателя в целом.

Национальная экономика занимает третье место в распределении  бюджетных средств. К этому разделу  относятся полномочия по регулированию  и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в  основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре  занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы  в области национальной экономики.

На 4 месте в списке расходов бюджета  стоит национальная безопасность и  правоохранительная деятельность, а  на 5 месте национальная оборона.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб.

Следующим разделом, удельный вес  которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает. В денежном выражении это  показатель увеличивается. Это связано  с реализацией национального  проекта "Образование", также увеличением  заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных  бюджетных учреждений, реализация мер  социальной защиты для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования  студентам, высшего образования, а  именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность  населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью  трудовых ресурсов, осуществляются все  поставленные задачи государства, малых  организаций, фабрик, заводов и т.д. Прогнозируется, что в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%.

Раздел социальная политика имеет  немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем  объеме расходов федерального бюджета.

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном  законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который  не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать  новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в  объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

Что касается доходной части страны, то по прогнозу на 2010 год доходов  будет выше, чем это было в 2009 году на 74,9 млрд. руб., процент ВВП снизится на 1,4%.

Структура доходов федерального бюджета  на 2009 год и проекта бюджета  на 2010 год представлена в Приложении 3.

Наибольший удельный вес в классификации  доходов занимают ненефтегазовые доходы. В 2009 году эти средства составляют 4015,5 млрд. руб. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он увеличивается на 334,3 млрд. руб., и тем самым составляет 3681,2 млрд. руб.

Второе место в классификации  доходов занимает нефтегазовые доходы, которые в 2009 году составляют 2545,8 млрд. руб., а в 2010 увеличиваются до 2955,0 млрд. руб.

На третьем месте стоит налог  на добавленную стоимость. В 2009 году он составляет 1943,7 млрд. руб., что меньше по прогнозу 2010 года на 204,7 млрд. руб.

Четвертое место в списке доходов  занимают таможенные пошлины, которые  составляют в 2009 году 1663,0 млрд. руб., в 2010 - 1972,1 млрд. руб.

Далее в списке стоят НДПИ, таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов), ЕСН, налог на прибыль организаций, акцизы и НДПИ (без нефтегазовых доходов). Все эти доходы имеют  тенденцию роста с 2009 по 2010 года. Однако удельный вес ВВП по всем показателям доходов в 2010 году снижается.

2.3 Цели бюджетной политики РФ в 2010-2012 годах

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1. Использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  стимулирования экономики в период  выхода из кризиса.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы  падения ВВП превышают 10%, промышленного  производства - почти 15%, инвестиций - более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения  заработной платы также почти  на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась  на 2,5 п.п.

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило  стране значительного ослабить влияние  мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в  банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные  в Резервном фонде и Фонде  национального благосостояния значительные средства позволяют финансировать  бюджетные обязательства государства  и осуществлять поддержку реального  сектора экономики в текущем  и последующих годах.

В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих  задач:

1) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном  периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению  обеспеченности незащищенных слоев  населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

2) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

В 2010-м и последующих годах  объем такой поддержки будет  постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь  это касается помощи, оказываемой  напрямую из бюджета. В ближайшее  время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности  их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

2. Обеспечение средне- и долгосрочной  макроэкономической и бюджетной  устойчивости. В ближайшие годы  потребуется адаптация бюджетных  расходов к более низкому уровню  доходов.

Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда  правительству придется балансировать  между необходимостью проведения стимулирующей  бюджетной политики и восстановлением  макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет  достигаться при постепенном  сокращении бюджетного дефицита - до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

После завершения переходного периода  необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам  бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе  в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового  трансферта в размере 3,7% ВВП и  финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда  национального благосостояния допустимо  лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной  системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание  государственного долга, создадут благоприятные  условия для внутренних и внешних  инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

3. Повышение эффективности расходов  бюджета. В условиях вынужденного  снижения объемов расходов бюджета  необходимо обеспечить высокое  качество государственных услуг  и эффективное использование  бюджетных средств.

Информация о работе Государственный бюджет