Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования: 1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности; 2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.

Файлы: 1 файл

гос бюджет.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

Данная функция бюджета в  разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько  развиты процедуры участия граждан  и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет  установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия  в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей  за действиями выборных органов.

4. Регулирующая функция. В условиях  рыночной экономики основным  инструментом государственного  регулирования является финансовая  система, центральным звеном которой  является бюджет. Любые значимые  решения в области экономической  политики должны иметь финансовое  обеспечение, поэтому они подкрепляются  соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения  страны. С помощью расходов на поддержку  отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров  и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики  и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают  не только бюджетные расходы, но и  налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или  сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят  объективный характер и имеют  место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических  институтов и характера государственной  экономической политики. Некоторые  из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции  бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его  изменение в зависимости от текущих  условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью  или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов[19,c.254].

Функции государственного бюджета  как экономической категории:

1.Распределительная (перепаспределительная). Благодаря распределительной функции  происходит концентрация денежных  средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей.

Содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республикан-ский, краевой, городской т.д.) перераспределения  средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности  перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального  богатства.

2. Контрольная функция. Позволяет  узнать, насколько своевременно  и полно финансовые ресурсы  поступают в распоряжение государства,  как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений[9,c.146].

Функции государственного бюджета  как финансового плана:

1. Перераспределение ВВП. Распределительная  функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных  средств по уровням государственной  и территориальной власти и  управления. В развитых странах  через бюджеты разных уровней  распределяется до 50% ВВП;

2. Государственное регулирование  и стимулирование экономики. С  помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения,  направляя бюджетные средства  на поддержку или развитие  отраслей, регионов. Регулируя таким  образом экономические отношения,  государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять  рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и  потребления.

3. Финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществления социальной  политики государства. Важное  значение имеет социальная направленность  бюджетных средств. В социальной  политике основными приоритетами  являются поддержка наименее  защищенных слоев населения, а  также функционирование учреждений  здравоохранения, образования и  культуры, решение жилищной проблемы.

4. Контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств. В  процессе бюджетного планирования  и исполнения бюджета осуществляется  контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства.  В условиях становления рыночных  отношений значение бюджетного  контроля в процессе мобилизации  ресурсов и их использования  усиливается[16,c. 101].

Таким образом, функции государственного бюджета условно можно разделить  на 3 категории: общественные функции (контрольная, информационная, институализация общественных предпочтений, регулирующая), функции государственного бюджета как экономической категории (распределительная и контрольная), функции государственного бюджета как финансового плана (перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства, контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Функции государственного бюджета  осуществляются на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

1.3 Структура расходов и доходов государственного бюджета

Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства  за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после  его принятия законодательным органом  власти (парламентом, государственной  думой, конгрессом и т.п.) приобретает  силу закона и обязателен для исполнения.

Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом  распределения стоимости общественного  продукта между различными участниками  воспроизводственного процесса, а с  другой - выступают объектом дальнейшего  распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для  формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходы (как поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные  платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся  налоговые и неналоговые поступления.

Классификация и состав доходов.

Налоговые доходы:

1. Налоги на прибыль (доход), прирост  капитала;

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

3. Налоги на совокупный доход;

4. Налоги на имущество;

5. Платежи за пользование природными  ресурсами;

6. Налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

7. Прочие налоги, пошлины и сборы.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью  первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретными формами  проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых  законодательными органами власти. С  организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий  в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные  сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему  страны[20,c.38].

Неналоговые поступления:

1. Доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

2. Доходы от продажи имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

3. Доходы от реализации государственных  запасов;

4. Доходы от продажи земли  и нематериальных активов;

5. Поступления капитальных трансфертов  из негосударственных источников;

6. Административные платежи и  сборы;

7. Штрафные санкции, возмещение  ущерба;

8. Доходы от внешнеэкономической  деятельности;

9. Прочие неналоговые доходы;

10. Безвозмездные перечисления: а)  нерезидентов и бюджетов других  уровней, б) государственных внебюджетных  фондов, в) государственных организации,  г) наднациональных организаций.

Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны  к тому или иному уровню  бюджета;

2. Регулирующие или отчисления  по регулирующим доходным источникам.

Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех  или иных налогов по уровням бюджетов.

3. Дополнительные источники, устанавливаемые  самостоятельно территориальными  органами власти, плюс дотации  и субвенции (строго целевые  дотации), которые поступают в  нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в

бюджет зависят от системы и  методов хозяйствования, а также  от решаемых обществом экономических  задач.

Официальные трансферты. Официальные  трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие  нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных  и зарубежных) или международных  организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц). Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный  валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать  их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные  официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный  раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку  данных.

Расходы - это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Расходы государственного бюджета - это  экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Информация о работе Государственный бюджет