Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования: 1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности; 2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.
Данная функция бюджета в
разных странах реализуется по-
4. Регулирующая функция. В
Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Названные функции бюджета носят
объективный характер и имеют
место в любой стране мира, независимо
от уровня развития демократических
институтов и характера государственной
экономической политики. Некоторые
из них могут противоречить друг
другу. Например, для успешной реализации
контрольной и информационной функции
бюджет должен быть стабильным, а регулирующая
функция, наоборот, предполагает его
изменение в зависимости от текущих
условий социально-
Функции государственного бюджета как экономической категории:
1.Распределительная (
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республикан-ский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
2. Контрольная функция.
Функции государственного бюджета как финансового плана:
1. Перераспределение ВВП.
2. Государственное регулирование
и стимулирование экономики. С
помощью бюджета государство
регулирует хозяйственную
3. Финансовое обеспечение
4. Контроль за образованием и
использованием
Таким образом, функции государственного
бюджета условно можно
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
1.3 Структура расходов и доходов государственного бюджета
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Доходы бюджета выражают экономические
отношения, возникающие у государства
с предприятиями, организациями
и гражданами в процессе формирования
бюджетного фонда страны. Формой проявления
этих экономических отношений служат
различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в
государственный бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежный средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Бюджетные доходы
являются, с одной стороны, результатом
распределения стоимости
Доходы (как поступления в бюджет)
- это обязательные безвозвратные
платежи, поступающие в бюджет. Доходы
подразделяются на текущие и капитальные.
К текущим доходам относятся
налоговые и неналоговые
Классификация и состав доходов.
Налоговые доходы:
1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
2. Налоги на товары и услуги,
лицензионные и
3. Налоги на совокупный доход;
4. Налоги на имущество;
5. Платежи за пользование
6. Налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические
7. Прочие налоги, пошлины и сборы.
Экономическая сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими
и физическими лицами. Эти денежные
отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое
Неналоговые поступления:
1. Доходы от имущества,
2. Доходы от продажи имущества,
находящегося в
3. Доходы от реализации
4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5. Поступления капитальных
6. Административные платежи и сборы;
7. Штрафные санкции, возмещение ущерба;
8. Доходы от внешнеэкономической деятельности;
9. Прочие неналоговые доходы;
10. Безвозмездные перечисления: а)
нерезидентов и бюджетов
Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:
1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета;
2. Регулирующие или отчисления
по регулирующим доходным
Ежегодно расписывается
3. Дополнительные источники,
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в
бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Официальные трансферты. Официальные
трансферты (в государственном бюджете)
- это безвозмездные, невозвратные,
необязательные поступления (имеющие
нерегулярный, единовременный, добровольный
характер в виде субвенций, дарений,
репарации), полученные от других учреждении
государственного управления (отечественных
и зарубежных) или международных
организаций. Поступления безвозмездных,
невозвратных, необязательных платежей
из негосударственных источников включаются
в категорию доходов (например, средства
частных организаций, направляемых
на строительство больниц). Необходимо
иметь в виду, что при исчислении
дефицита (или профицита) Международный
валютный фонд рекомендует объединять
полученные официальные трансферты
с категорией «доходы» и рассматривать
их как операции, которые сокращают,
а не финансируют дефицит. В то
же время категория «полученные
официальные трансферты»
Расходы - это все невозвратные
платежи независимо оттого, являются
ли они возмездными или
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.