Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть сущность государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- раскрыть понятие бюджетного механизма;
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;
- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.
1. Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ…………………………………………………………………5
2. Государственный бюджет как инструмент социально-экономической политики государства……………………………………………………..19
3. Характеристика современного состояния бюджета…………………...33
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической структуры любой страны значимую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной государственной властью политики.
Одним
из наиболее важных механизмов, который
позволяет государству
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Будучи экономической категорией, федеральный бюджет выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами и государством. Ведь важно, чтобы в стране налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, обеспечивали государство оптимальным объемом денежных ресурсов, необходимых ему для решения экономических, политических и социальных задач и в тоже время были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих субъектов.
По материальному содержанию бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом смысле государственный бюджет – это особого рода закон, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
Бюджет как инструмент экономической политики обеспечивает функционирование государства. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги – дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники – служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. С помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, то есть на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.
С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе.
Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления – до 90% всех доходов бюджета государства.
Политическое
значение бюджета состоит в том,
что законодательный орган
Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Актуальность данной темы заключается в том, что без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства.
Цель написания курсовой работы – рассмотреть сущность государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- раскрыть понятие бюджетного механизма;
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;
- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Бюджет как ведущее звено финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом развитии, требует строго аргументированной характеристики его сущности.
Экономические и финансовые категории
служат важным инструментом углубленного
познания финансовых явлений. Бюджет как
финансовая категория по своей природе
имеет объективный характер и
отражает реально существующие в
обществе отношения. Это предопределено
тем, что для осуществления
Бюджет является категорией сложной и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов и расходов бюджета. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.
Бюджет является абстрактной экономической категорией, т.е. обобщенным представлением таких реально существующих явлений и процессов, в результате которых происходит распределение общественного продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные отношения, которые потом материализуются в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.
Сущность бюджета одинакова во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.
Следует обратить внимание не применение термина «бюджет» в нормативно-правовой и экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов.
Это может быть и «форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Таким образом, можно говорить о бюджете как о денежном фонде, или об отношении, или о финансовом плане, или о документе.
Каждое государство имеет
В процессе финансово-экономических отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные фонды субъектов РФ) и органов местного самоуправления (муниципальные бюджетные фонды).
Бюджетные фонды имеют сложную организационную структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.
Понятие "бюджет" более широкое, нежели "бюджетный фонд". Бюджет представляет собой систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.
Бюджетный фонд же является централизованным
фондом, предназначенным для
Бюджетный план, в свою очередь, представляет
собой основной финансовый документ
страны, в котором бюджет как система
денежных отношений выражен
В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд.
Исследование сущности бюджета
как центрального звена финансовой
системы позволяет сделать
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Большинство экономистов выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции бюджета.
Сущностной характеристикой
Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями.
Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30 - 40% национального дохода.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы
на нужных участках и направлениях,
позволяет осуществлять государственное
регулирование экономики и
При этом через движение бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части.
Функции бюджета объективны, как
объективна сама эта категория. Однако
использование бюджета в
Организационно-финансовой формой функционирования
бюджета государства является бюджетная
система. Обратимся вновь к терминам,
с помощью которых можно
Модель бюджетной системы
Согласованность элементов бюджетной системы является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер. Примером тому может стать такое положение, когда третий уровень власти - органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в уровни государственной власти, имея свою муниципальную собственность, в то же время в бюджетной практике игнорируется этот принцип и по существу осуществляется принцип демократического централизма.