Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть сущность государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- раскрыть понятие бюджетного механизма;
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;
- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.

Содержание работы

1. Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ…………………………………………………………………5
2. Государственный бюджет как инструмент социально-экономической политики государства……………………………………………………..19
3. Характеристика современного состояния бюджета…………………...33

Файлы: 1 файл

Курс финансы.docx

— 100.03 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В формировании и развитии экономической структуры  любой страны значимую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной государственной властью политики.

Одним из наиболее важных механизмов, который  позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное  звено которой – бюджетная система, которая представлена совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, роль бюджетной системы значительно возрастает.

Центральное место в бюджетной системе  любого государства занимает федеральный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Будучи экономической категорией, федеральный бюджет выражает экономические  отношения в обществе – отношения  между социальными слоями и группами и государством.  Ведь важно, чтобы  в стране налоговые и неналоговые  поступления, зачисляемые в федеральный  бюджет, обеспечивали государство оптимальным  объемом денежных ресурсов, необходимых  ему для решения экономических, политических и социальных задач  и в тоже время  были не слишком  обременительны для населения и  хозяйствующих субъектов.

По  материальному содержанию бюджет –  это централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом  смысле государственный бюджет –  это особого рода закон, который  принимается высочайшим органом  законодательной власти страны.

Бюджет как инструмент экономической политики обеспечивает функционирование государства. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги – дороги, пожарная охрана, правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники – служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства.  С помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, то есть на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.

 С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоёв населения. Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе.

Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового  обеспечения. Поэтому государство  аккумулирует определённую сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). В странах с рыночной экономикой основным источником доходов являются налоговые поступления – до 90% всех доходов бюджета государства.

Политическое  значение бюджета состоит в том, что законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета  на плановый год, то есть население  страны реализует свои интересы через  своих представителей – органы государственной  власти.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления».

Актуальность  данной темы заключается в том, что  без принятия данного документа  не будут выделены основные направления  использования денежных средств  государства.

Цель  написания курсовой работы – рассмотреть  сущность государственного бюджета.

Поставленная  цель требует решения ряда взаимосвязанных  задач:

- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;

- раскрыть понятие бюджетного механизма;

- раскрыть характер социальной политики в РФ;

- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;

- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Бюджет как ведущее звено  финансовой системы и фактор, определяющий роль в социально-экономическом  развитии, требует строго аргументированной  характеристики его сущности.

Экономические и финансовые категории  служат важным инструментом углубленного познания финансовых явлений. Бюджет как  финансовая категория по своей природе  имеет объективный характер и  отражает реально существующие в  обществе отношения. Это предопределено тем, что для осуществления государством его функций необходима материально-финансовая база. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода для нужд расширенного воспроизводства в  масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения задач обороны, покрытия издержек государственного управления.

Бюджет является категорией сложной  и многообразной, отражающей движение других категорий, например доходов  и расходов бюджета. Доходы бюджета  отражают экономические отношения, возникающие у государства с  хозяйствующими субъектами и населением по поводу изъятия у них части  денежных средств в целях формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с расходованием бюджетного фонда на определенные цели.

Бюджет является абстрактной экономической категорией, т.е. обобщенным представлением таких реально существующих явлений и процессов, в результате которых происходит распределение общественного продукта по фондам целевого назначения. В буквальном смысле это выражается в том, что сначала появляются документально оформленные абстрактные отношения, которые потом материализуются в бюджетный план, в процессе исполнения последнего образуется и используется бюджетный фонд.

Сущность бюджета одинакова  во всех странах мира независимо от различий в общественно-политическом, государственном устройстве.

Следует обратить внимание не применение термина «бюджет» в нормативно-правовой и экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения  различных по своей природе определяемых объектов.

Это может быть и «форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления», и «основной централизованный фонд денежных средств», и «закон о бюджете на очередной финансовый год».

Таким образом, можно говорить о  бюджете как о денежном фонде, или об отношении, или о финансовом плане, или о документе.

Каждое государство имеет бюджетный  фонд, и если финансы представляют собой совокупность денежных отношений  по поводу образования и использования  многих видов денежных фондов (предприятий  и организаций различных форм собственности, государства, кредитной  системы), то бюджет как экономическая  категория выражает систему императивных денежных отношений, в процессе которых  образуется и используется один фонд - бюджетный. Таким образом, в результате организуемых государством экономических  отношений формируется государственный  централизованный денежный фонд - бюджетный.

В процессе финансово-экономических  отношений формируется денежный фонд Правительства (Федеральный бюджетный  фонд), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (бюджетные  фонды субъектов РФ) и органов  местного самоуправления (муниципальные  бюджетные фонды).

Бюджетные фонды имеют сложную  организационную структуру. Конкретная величина фонда зависит от множества факторов и более всего от уровня развития экономики, масштабов намечаемых структурных сдвигов в экономике и народном хозяйстве, эффективного управления собственностью, финансовыми и материальными ресурсами на предприятиях, в учреждениях и организациях непроизводственной сферы, а также предоставляющих услуги населению (например, жилищно-коммунального хозяйства) и т.д., поэтому государственный бюджет также объективно представляет собой совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда. Однако само по себе множество фондов не представляет системы.

Понятие "бюджет" более широкое, нежели "бюджетный фонд". Бюджет представляет собой систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Бюджетный фонд же является централизованным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.

Бюджетный план, в свою очередь, представляет собой основной финансовый документ страны, в котором бюджет как система  денежных отношений выражен количественно (суммарно).

В процессе исполнения бюджетного плана  образуется и используется бюджетный  фонд.

Исследование сущности бюджета  как центрального звена финансовой системы позволяет сделать вывод, что существуют различные мнения о количестве функций, присущих бюджету.

Сущность любой экономической  категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Большинство экономистов выделяет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции бюджета.

Сущностной характеристикой бюджета  является распределение общественного  продукта и национального дохода в целях мобилизации его части  в бюджетном фонде с последующим  распределением бюджетных средств  на определенные цели. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется.

Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении  национального дохода между отраслями.

Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли  с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяется до 30 - 40% национального дохода.

Федеральные, региональные и местные  органы государственной власти и  управления посредством бюджетных  отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого  национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы  на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное  регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики.

При этом через движение бюджетных  ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части.

Функции бюджета объективны, как  объективна сама эта категория. Однако использование бюджета в качестве инструмента распределения и  контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, при этом использование конкретных форм и  методов проведения бюджетной политики отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач: построение бюджета, планирование, прогнозирование, программирование, аккумулирование доходов в централизованный фонд и их распределение, финансирование средств предприятий, бюджетный анализ, информационное обеспечение и др. (так называемые оказываемые функции субъекта управления). Поэтому нельзя согласиться с авторами многих изданий, которые относят к функциям финансов, а, следовательно, и бюджета прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, инвестирование, регулирование и др.

Организационно-финансовой формой функционирования бюджета государства является бюджетная  система. Обратимся вновь к терминам, с помощью которых можно определить сущность бюджета, и отметим, что  данные термины являются промежуточными при переходе к понятию "бюджетная  система". Понятия формально уже  характеризовали бы бюджетную систему  при условии ее саморегуляции. Но поскольку бюджетная система требует регулятора, то следует представить ее определение.

Модель бюджетной системы состоит  из совокупности шести основных взаимосвязанных  сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных  учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.

Согласованность элементов бюджетной  системы является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и  между сферами сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему  формальный характер. Примером тому может  стать такое положение, когда  третий уровень власти - органы местного самоуправления согласно Конституции  РФ не входят в уровни государственной  власти, имея свою муниципальную собственность, в то же время в бюджетной практике игнорируется этот принцип и по существу осуществляется принцип демократического централизма.

Информация о работе Государственный бюджет