Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть сущность государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- раскрыть понятие бюджетного механизма;
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;
- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.
1. Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ…………………………………………………………………5
2. Государственный бюджет как инструмент социально-экономической политики государства……………………………………………………..19
3. Характеристика современного состояния бюджета…………………...33
Расходы государственного бюджета классифицируют:
1) по
экономической роли в процессе
воспроизводства ― на затраты,
связанные с финансированием
материального производства и
содержанием
2) по
функциональному назначению ―
на затраты на содержание
Формирование
расходов государственного бюджета
осуществляется в соответствии с
расходными обязательствами РФ, обусловленными
установленным
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты ― средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы.
Национальная
экономика занимает третье место
в распределении бюджетных
При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.
В экономической
теории различают структурный и
циклический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит - это разность
между федеральными доходами и расходами
при определенной фискальной политике
(действующий уровень
Изменения структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в период восстановления экономики после экономического спада сокращается циклический дефицит. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).
Причин бюджетного дефицита может быть много:
-спад общественного производства;
-рост предельных издержек общественного производства;
-массовый выпуск «пустых» денег;
-излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
-возросшие затраты на финансирование ВПК;
-оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
-возможной причиной бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.
Дефицит
бюджета покрывается
Государственные
займы не единственный путь покрытия
дефицита. У большинства различных
стран накоплен значительный опыт его
покрытия, путём дополнительной эмиссии
денег. Правительство особенно часто
прибегает к этому методу во время
войны, длительного кризиса. Последствия
такой эмиссии известны: развивается
неконтролируемая инфляция, подрываются
стимулы для долгосрочных инвестиций,
раскручивается спираль цены – заработные
платы, обесцениваются сбережения населения,
воспроизводится бюджетный
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны.
Рассмотрим пути решения проблемы бюджетного дефицита и бюджетной политики. В экономической теории различают несколько концептуальных подходов.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета а основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов, автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы, Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а за период в несколько лет.
Особая проблема, возникающая в данной концепции это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.
Например, длительный и глубокий спад
может смениться коротким периодом
подъема. Появление большого дефицита
в период спада в этом случае не
покроется небольшим
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой. Почему?
Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически само ликвидироваться.
При определенных правах правительства
в установлении налогов и создании
денег способность его
Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики.
Можно
смело утверждать, что богатая
нация имеет большую
Вторая
и третья концепции лежат в
основе финансовой политики, ориентированной
на бюджетный дефицит и
Такая политика предполагает:
- наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
- контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Профицит бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы – денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах.
При профицитном бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:
1. уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности.
2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств.
3. увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.
Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
1. Бюджет как инструмент
Сущность
бюджета как инструмента
В бюджете
ежегодно централизуется часть денежных
доходов предприятий и
Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Государство рассматривает бюджет как важнейший источник экономического роста. Как экономическая категория государственный бюджет является категорией общественного воспроизводства и в силу этого выступает носителем соответствующих производственных отношений. По своей же экономической природе он носит общегосударственный характер. Активная роль бюджета проявляется не только в покрытии непосредственных расходов, связанных с развитием производства, но и с финансированием тех затрат, которые опосредованно влияют на расширение и повышение эффективности экономики. В этой связи и расходы бюджета на социально - культурные мероприятия следует рассматривать как элемент производительных расходов.
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.
В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости (национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.