Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть сущность государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- раскрыть понятие бюджетного механизма;
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;
- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.

Содержание работы

1. Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ…………………………………………………………………5
2. Государственный бюджет как инструмент социально-экономической политики государства……………………………………………………..19
3. Характеристика современного состояния бюджета…………………...33

Файлы: 1 файл

Курс финансы.docx

— 100.03 Кб (Скачать файл)

Если  говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и  субъектами федерации, которое позволяет  любому гражданину, проживающему в  России, получать определенный уровень  государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона  он проживает.

В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку  решение задачи обеспечения каждому  гарантированных государством услуг  связано с большими различиями в  экономическом положении тех  или иных регионов, с различным  уровнем затрат и большой дифференциацией  бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому  социальных стандартов, гарантированных  государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический  кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать  численность работников, которые  обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания.

К проблемам  современного бюджетного устройства следует  отнести и чрезвычайную бюджетную  децентрализованность, что противоречит тенденциям формирования единого общероссийского рынка, осложняет проведение общенациональной денежно-кредитной (в том числе и эмиссионной) политики, подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной системы. В США, к примеру, в бюджетном законодательстве действуют правила, предписывающие штатам и местным правительствам утверждать только сбалансированный, бездефицитный бюджет. Это правило желательно ввести ив Российской Федерации.

Другим  серьезным недостатком формирования российского бюджета, и опять  же согласно Бюджетному кодексу, является то, что основной финансовый план государства  опирается не на реальное положение  дел в обществе, а на прогнозы, оценки, тенденции, ожидания и другие предположения. Согласно п. 2 ст. 172 Кодекса, основаниями для составления  проекта бюджета являются: бюджетное  послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития соответствующей территории, основные направления бюджетной  и налоговой политики. 
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год (ст. 173 Кодекса). 
Перспективный финансовый план формируется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных и муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета (ст. 174 Кодекса). 
Аналогичным образом, то есть на основании прогнозов, ожиданий, тенденций, предположений, разрабатываются и другие бюджетные документы и в целом федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации (см. статьи 175, 179, 184 и др.). 
Но в современной России в условиях рыночной экономики и самостоятельности деятельности предпринимательских структур, действующих по собственному усмотрению, прогнозирование объективно носит весьма условный характер. Поэтому составление федерального бюджета на такой ненадежной основе, как правило, не соответствует реальной действительности. А поскольку Закон о федеральном бюджете подлежит обязательному исполнению независимо от того, соответствует ли он фактическим потребностям общества или нет, зачастую финансируются неактуальные мероприятия, а жизненно необходимые потребности общества остаются без денежных средств. Не случайно в настоящее время в дополнение к бюджету разрабатываются президентские национальные программы, показатели которых отвечают реальным потребностям общества и имеют строго целенаправленный характер. Бюджет же на эти потребности не реагирует. В нем не предусматриваются в необходимой мере развитие образования, медицинского обслуживания населения, строительство жилья, газификация населенных пунктов, решение социальных, инфраструктурных и иных вопросов.

3. Целевые бюджетные фонды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТА

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

24 июля 2007 года Президентом Российской Федерации подписан закон о трехлетнем бюджете.

По мнению Президента РФ, «трехлетка» даст возможность ведомствам планировать свои расходы на среднесрочную перспективу, создаст необходимые условия для сдерживания роста цен.

Федеральный бюджет на 2012–2014 год направлен на улучшение условий жизни человека,  адресное  решении социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2012 год составит 11 779 855 206, 0  тыс. рублей, на 2013 и 2014 год в сумме 12 705 859 982,0 и 14 091 831 089,0 тыс. рублей. Расходы федерального бюджета на 2012 год прогнозируются в размере 12 656 443 993 млрд. руб., на 2013 год 13 730 605 307 тыс. руб., а в 2014 году 14 582 949 963,6 млрд. руб. Прогнозируется дефицит федерального бюджета в сумме 876 588 787,1  тыс. рублей в 2012 году. В 2013 и 2014также планируется дефицит.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (см. Приложение, Таблица 1).

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 19,3% к ВВП в 2011 году до 18,5 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 18,0% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 9,8% к ВВП в 2011 году до 7,7% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,8% к ВВП и в 2014 году достигают 10,3% к ВВП (см. Приложение, Таблица 2).

Снижение прогнозируемого поступления  нефтегазовых доходов в процентах  к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено  более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Прогноз доходов федерального бюджета по основным источникам представлен в приложении, таблице 3.

В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении (см. Приложение, Таблица 4).

Формирование объема и структуры  расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих  основных подходов:

1) определение «базовых» объемов  бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных  Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

2) определение  «базового» объема бюджетных  ассигнований на 2014 год, исходя  из необходимости финансового  обеспечения длящихся расходных обязательств;

3) уточнение  базовых объемов бюджетных ассигнований  на 2012 – 2014 годы с учетом:

– передачи с 2012 года финансового обеспечения  полиции на федеральный бюджет;

– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных  учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих,  с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;

– индексации по уровню инфляции публичных нормативных  и приравненных к ним обязательств;

– компенсации  выпадающих доходов государственных  внебюджетных фондов с учетом снижения  на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%,  а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 % (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);

– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных  органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

– проведения реформы денежного довольствия  военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

– уточнения  бюджетных ассигнований для финансового  обеспечения ряда новых расходных  обязательств, информация по которым  изложена в разделах настоящего документа.

Структура расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется данными, представленными в таблице 5, приложения.

В 2012-2014 годах увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году – на 275,6 млрд. рублей.

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику  в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений  субсидирования экономики, завершением  ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением  отдельных мероприятий, в том  числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью  субсидии государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование  в 2013 году по сравнению с 2012 годом  и в 2014 году по сравнению с 2013 годом  обусловлено  завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Уменьшение расходов федерального бюджета  на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы  здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,   планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. «Федеральный закон» «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 25 ноября 2011 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: Одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.]. - М.: Приор, Б. г. (2000). - 160 с.

3. Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.-568 с.

4.Гукасьян Г.М.  Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 480 с.: ил. – (Сетия «Учебное пособие»).

Информация о работе Государственный бюджет