Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть сущность государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- раскрыть понятие бюджетного механизма;
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;
- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.
1. Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ…………………………………………………………………5
2. Государственный бюджет как инструмент социально-экономической политики государства……………………………………………………..19
3. Характеристика современного состояния бюджета…………………...33
В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.
Значительная часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения (налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.
Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.
Перераспределение национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами экономического и социального развития страны, с программами радикальных экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры общественного производства и т.д.
Такое
перераспределение в
Влияние бюджета на развитие общественного производства проявляются по двум направлениям: первое – формирование его доходной базы и второе – использование средств бюджета. Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.
Теоретическим
мерилом использования
Есть основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.
Большое
влияние на экономику страны способен
оказывать бюджет благодаря тому,
что он может использоваться в
интересах ускорения научно - технического
прогресса. Создание принципиально
нового механизма бюджетного финансирования
науки, совершенствование
Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.
Обеспечивая
финансовыми ресурсами
Бюджетная
политика является ядром экономической
политики государства и отражает
все его финансовые взаимоотношения
с общественными институтами
и гражданами. При планировании бюджетной
политики государство должно исходить
из необходимости обеспечения
Бюджетная
политика государства регулирует финансовые
потоки между секторами национальной
экономики, формирует государственные
фонды денежных ресурсов и обеспечивает
решения социально-
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаря
этому свойству бюджет может «сигнализировать»
о том, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы
от разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его
потребностей, достаточно ли эффективно
«работают» в экономике прямые государственные
инвестиции и т.д. При этом в бюджетном
процессе «высвечиваются» слабые места
в экономике страны, и Правительство
РФ имеет возможность посредством
корректировки направления
Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой
стороны, фискальная функция не ограничивается
только предоставлением
Основные параметры бюджетной политики на современном этапе состоят в следующем: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.
Для укрепления денежного обращения и финансового положения страны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить государственное регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов; усилить контроль за величиной государственного долга. Основными задачами бюджетной политики в России являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирования инвестиционной активности, безусловного выполнения государством своих финансовых обязательств.
2. Бюджетный механизм.
Бюджетный
механизм - составная часть финансового
механизма, представленная совокупностью
видов и форм организации бюджетных
отношений, специфических методов мобилизации
и использования бюджетных средств,
принципов планирования и финансирования,
условий и методов осуществления финансового
контроля. Бюджетный механизм используется
для целенаправленного воздействия на
экономику через формы организации
бюджетных отношений, методы мобилизации
бюджетных средств, условия и принципы
их расходования и через величину
бюджетных средств, мобилизуемых и используемых
государством, его региональными структурами,
органами местного самоуправления. В зависимости
от экономического содержания разных
групп бюджетных отношений в структуре
бюджетного механизма выделяют три
звена: механизм мобилизации денежных
средств в федеральный, региональные и
местные бюджеты; механизм расходования
бюджета средств путем их предоставления
юридическим и физическим лицам; механизм
межбюджетного распределения и перераспределения
финансовых ресурсов. В каждом из звеньев
есть элементы: конкретные виды
бюджетных расходов, доходов
и поступлений. Так, элементами звена мобилизации
денежных средств являются конкретные
виды налоговых платежей и
неналоговых поступлений (НДС,
налог на прибыль организаций,
налог на доходы физических
лиц, дивиденды по акциям,
принадлежащим государству, и др.); звена
предоставления бюджетных средств
- конкретные виды бюджетных расходов
[на содержание аппарата управления, на
федеральном (региональном, муниципальном)
целевые программы, на погашение государственного
(муниципального) долга и т.д.];
звена межбюджетного распределения
и перераспределения финансовых ресурсов
- формы поступления средств в процессе
межбюджетного распределения и перераспределения
финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих
доходов, трансферты, дотации,
субвенции и др.). Функционируют звенья
бюджетного механизма с помощью методов
(приемов), способов, условий, определяющих
объем и движение бюджетных ресурсов.
Способы исчисления бюджетных
доходов, порядок внесения платежей,
принципы и условия бюдж. финансирования,
различного рода санкции и т.п. - это части
бюджетного механизма, предопределяющие
возможности количественного и качественного
воздействия бюджета на экономику.
При этом количественное влияние характеризуется
объемом и пропорциями мобилизуемых и
перераспределяемых бюджетных
средств. В зависимости оттого, сколько
и где изымается денежных средств в распоряжение
государства, куда и в каких объемах направляются
бюджетные ассигнования, формируются
возможности расширения обществ, производства,
повышения его технической оснащенности,
роста квалификации кадров, улучшения
социально-культурного обслуживания населения
и т.д. Качественное воздействие связано
с возможностями влияния через конкретные
виды доходов и расходов
бюджета на экономические интересы
хозяйствующих субъектов. Это влияние
способствует преобразованию видов
доходов и расходов бюджета
в стимулы развития экономики, повышения
ее эффективности. Целенаправленное использование
звеньев, элементов, частей бюджетного
механизма позволяет ускорять или замедлять
социально-экономические процессы, инициировать
достижение желаемых результатов. В структуре
бюджетного механизма могут выделяться
также отдельные блоки, что обусловлено
функциональными особенностями управления
бюджетными отношениями. Прифункционально-
Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса
Конкретные
же воплощения концепции бюджетного
федерализма опираются на определенное
сочетание двух взаимодополняющих
тенденций: конкуренции между
С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По Конституции действует три системы налогообложения, однако не предусматривается также и полное отделение бюджетов и налоговых систем: ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие налоговых систем.
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики) . Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений) . На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы