Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть сущность государственного бюджета.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
- раскрыть понятие бюджетного механизма;
- раскрыть характер социальной политики в РФ;
- рассмотреть формирование государственного бюджета на современном этапе;
- рассмотреть назначение и специфику функционирования целевых бюджетных фондов.
1. Государственный бюджет как экономическая категория. Бюджетная система РФ…………………………………………………………………5
2. Государственный бюджет как инструмент социально-экономической политики государства……………………………………………………..19
3. Характеристика современного состояния бюджета…………………...33
5. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - Москва: КноРус, 2008. - 247 c.
6. Закревская Г.С. Развитие понятий "бюджет" и "бюджетная система" в теории финансов // Финансы и кредит. - 2007. - N 24. - С.65-70.
7. Ермасова Н. Б. Бюджетная система/ Н. Б. Ермасова. – М.: Высшее образова-ние, 2008 г. – 720 с.
8. Мальцев В.А. Финансовое право: учебник: для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.А. Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп., 2007. – С. 153.
9. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 308 с.
10. Петрова Г.В. Финансовое право: учебник / Г.В. Петрова. – Москва: Велби, 2008.
11. Поляк Г.Б.Бюджетная система России: Учеб. для вузов - М.:ЮНИТИ, 2009. - С. 140с.
12. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов/Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2007. – 615 с.
13. Романовский М. В. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ/Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2006.
14. Свищева В. А.
Бюджетная система России. Краткий курс.
/ В. А. Свищева. – М.: Окей-книга, 2008 г.- 176
с.
15. Щеголева Н. Г. Бюджетная система Российской
Федерации / Н. Г. Щеголева, Т. А. Леонова.
– М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008 г. – 168 с
16. http//www.minfin.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2014 годы
млрд. рублей
2010 год (отчет) |
2011 год (закон) |
Проект | |||
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
22,5 |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
в том числе условно утверждаемые |
335,8 |
714,7 | |||
%% к общему объему расходов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,5 |
5,0 |
Дефицит |
-1 812,1 |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-4,0 |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
Таблица 2
Динамика доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2010 год (отчет) |
2011 год (закон) |
Проект | |||
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
Доходы, всего |
8 305,4 |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 | |
в %% к ВВП |
18,5 |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 | |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
3 830,7 |
5 228,2 |
4 942,2 |
5 228,6 |
5 444,3 | |
в %% к ВВП |
8,5 |
9,8 |
8,6 |
8,2 |
7,7 |
7,7 |
Ненефтегазовые доходы |
4 474,7 |
5 075,2 |
5 685,6 |
6 458,9 |
7 201,2 | |
в %% к ВВП |
10,0 |
9,5 |
9,9 |
10,2 |
10,3 |
10,2 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |
в том числе: |
||||||
Нефтегазовые доходы |
46,1 |
50,7 |
46,5 |
44,7 |
43,1 | |
Ненефтегазовые доходы |
53,9 |
49,3 |
53,5 |
55,3 |
56,9 |
Таблица 3
Прогноз доходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
закон |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
10 303,4 |
19,3 |
10 627,8 |
18,5 |
11 687,6 |
18,4 |
12 645,5 |
18,0 |
в том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
5 228,2 |
9,8 |
4 942,2 |
8,6 |
5 228,6 |
8,2 |
5 444,3 |
7,7 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
50,7 |
- |
46,5 |
- |
44,7 |
- |
43,1 |
- |
НДПИ |
1 862,4 |
3,5 |
1 804,4 |
3,1 |
1 962,4 |
3,1 |
2 076,9 |
2,9 |
Таможенные пошлины |
3 365,8 |
6,3 |
3 137,8 |
5,5 |
3 266,2 |
5,1 |
3 367,4 |
4,8 |
Ненефтегазовые доходы |
5 075,2 |
9,5 |
5 685,6 |
9,9 |
6 459,0 |
10,2 |
7 201,2 |
10,3 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
49,3 |
- |
53,5 |
- |
55,3 |
- |
56,9 |
- |
НДС |
2 988,9 |
5,6 |
3 447,6 |
6,0 |
3 901,6 |
6,2 |
4 445,1 |
6,3 |
Налог на прибыль организаций |
316,2 |
0,6 |
352,2 |
0,6 |
369,2 |
0,6 |
385,8 |
0,5 |
Акцизы |
272,7 |
0,5 |
396,2 |
0,7 |
567,3 |
0,9 |
718,1 |
1,0 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
15,9 |
0,0 |
19,6 |
0,0 |
26,7 |
0,0 |
31,2 |
0,0 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
716,0 |
1,3 |
752,5 |
1,3 |
836,0 |
1,3 |
942,2 |
1,3 |
Таблица 4
Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2011 год (закон) |
Прогноз | ||
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||
Прирост к предыдущему году (расходы всего): | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
1 175,8 |
1 233,6 |
862,0 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
10,7 |
10,1 |
6,4 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
4,4 |
4,4 |
1,4 |
Прирост к предыдущему году (расходы без учета
компенсации выпадающих | ||||
млрд. рублей |
905,0 |
939,4 |
1 194,4 |
1 137,6 |
% (в номинальном выражении) |
8,9 |
8,5 |
10,0 |
8,6 |
% (в реальном выражении) |
2,3 |
2,4 |
4,3 |
3,5 |
Таблица 5
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
(закон) |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
Проект |
%% к предыдущему году | |
ВСЕГО |
11 022,5 |
108,9 |
12 198,3 |
110,7 |
13 431,9 |
110,1 |
14 293,9 |
106,4 |
Условно утвержденные |
335,8 |
714,7 |
||||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 022,5 |
108,9 |
12 198,3 |
110,7 |
13 096,1 |
107,4 |
13 579,2 |
103,7 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
870,6 |
123,9 |
794,6 |
91,3 |
802,0 |
100,9 |
784,6 |
97,8 |
Национальная оборона |
1 532,8 |
119,9 |
1 847,4 |
120,5 |
2 334,3 |
126,4 |
2 750,8 |
117,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 229,9 |
110,9 |
1 687,2 |
137,2 |
1 903,3 |
112,8 |
1 994,6 |
104,8 |
Национальная экономика |
1 834,4 |
118,7 |
1 762,2 |
96,1 |
1 681,4 |
95,4 |
1 653,9 |
98,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
232,5 |
90,4 |
99,7 |
42,9 |
86,3 |
86,6 |
62,2 |
72,1 |
Охрана окружающей среды |
17,5 |
126,5 |
19,6 |
111,7 |
19,9 |
101,7 |
21,4 |
107,1 |
Образование |
552,4 |
120,7 |
559,9 |
101,4 |
521,5 |
93,2 |
467,6 |
89,7 |
Культура, кинематография |
87,6 |
118,0 |
80,9 |
92,4 |
78,5 |
96,9 |
76,4 |
97,4 |
Здравоохранение |
466,8 |
107,0 |
498,8 |
106,9 |
454,0 |
91,0 |
445,0 |
98,0 |
Социальная политика |
3 153,2 |
93,9 |
3 796,9 |
120,4 |
4 102,3 |
108,0 |
4 134,2 |
100,8 |
Физическая культура и спорт |
42,4 |
125,8 |
38,7 |
91,3 |
30,7 |
79,3 |
24,4 |
79,5 |
Средства массовой информации |
61,4 |
111,4 |
62,6 |
102,0 |
56,4 |
90,1 |
50,3 |
89,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
179,8 |
438,9 |
125,1 |
538,0 |
122,6 |
640,5 |
119,0 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
590,2 |
98,6 |
510,8 |
86,5 |
487,3 |
95,4 |
473,6 |
97,2 |