Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы - получение полного представления о государственном бюджете, о видах его состояния, дать и проанализировать характеристику современного состояния бюджета РФ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Исследовать основные показатели государственного бюджета, его виды.
Выявить основные источники формирования доходов и расходов бюджета
Исследовать отрицательные и положительные стороны как профицита, так и дефицита государственного бюджета
Найти наилучшие методы борьбы с проблемами профицита и дефицита бюджета
Введение
Государственный бюджет –
неотъемлемая часть финансовой системы
любой страны. С помощью средств
бюджета государство может
Цель данной работы - получение полного представления о государственном бюджете, о видах его состояния, дать и проанализировать характеристику современного состояния бюджета РФ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Глава 1: Общие сведения о государственном бюджете.
1.1. Понятие о государственном бюджете. Его особенности.
Государственный бюджет – ведущее звено, как системы государственных финансов, так и всей финансовой системы в целом. Существует несколько определений государственного бюджета.
Можно выделить особенности, отличающие бюджет от других сфер и звеньев финансовых отношений. К их числу относятся следующие:
1.2. Функции государственного бюджета.
В экономической системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций:
а) Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов.
b) Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.
c) Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль. Контрольная функция бюджета проявляется также на стадии исполнения бюджета, при выделении бюджетных средств на финансирование тех или иных видов деятельности. При этом можно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько соблюдается принцип целевого использования денежных средств, каковы реальные результаты бюджетного финансирования — способствуют ли они положительным изменениям или, наоборот, приводят к развитию негативных тенденций. Это позволяет вовремя скорректировать бюджетную политику и перераспределить финансовые ресурсы.
Таким образом, будучи экономической формой распределительных отношений и являясь частью финансов, государственный бюджет характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом. 2
d) Функция финансового обеспечения социальной политики. Важное значение имеет социальная направленность бюджета. Государственный бюджет является элементом воспроизводства рабочей силы, так как от него во многом зависит развитие и состояние сферы здравоохранения и образования. С помощью средств государственного бюджета осуществляется финансирование наиболее приоритетных направлений социальной политики, в том числе поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирования учреждений сферы здравоохранения, образования и культуры.3
1.3. Доходы и расходы бюджета
1.3.1. Доходы бюджета
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К основным видам налоговых доходов относятся:
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
Таблица 1.Структура доходов бюджета за 2011 год5
Наименование дохода |
Кассовое исполнение на 01.12.2011 |
% от общей суммы доходов бюджета | |
Всего доходов |
10 164 760 608 889,46 |
100% |
|
Налоговые доходы |
5 377 902 710 219,62 |
52,9073% |
|
Доходы от собственности |
428 153 962 981,83 |
4,2121% |
|
Доходы от оказания платных услуг |
137 276 387 890,67 |
1,3505% |
|
Суммы принудительного изъятия |
27 154 745 947,30 |
0,2671% |
|
Поступления от других бюджетов бюджетной системы |
26 669 105 851,01 |
0,2624% |
|
Прочие доходы |
4 144 250 453 357,40 |
40,7708% |
|
Уменьшение стоимости основных средств |
5 689 617 129,23 |
0,0560% |
|
Уменьшение стоимости НМА |
0,00 |
0,0000% |
|
Уменьшение стоимости непроизводственных активов |
1 566 766 544,98 |
0,0154% |
|
Уменьшение стоимости материальных запасов |
16 096 858 967,42 |
0,1584% |
Таблица 2: налоговые и неналоговые доходы
Год |
Доля налогов в доходах |
Доля неналоговых доходов |
2005 |
61% |
39% |
2006 |
59% |
41% |
2007 |
62% |
38% |
2008 |
55% |
45% |
2009 |
54% |
46% |
2010 |
48% |
52% |
2011 |
53% |
47% |
В среднем |
56% |
44% |