Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - получение полного представления о государственном бюджете, о видах его состояния, дать и проанализировать характеристику современного состояния бюджета РФ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Исследовать основные показатели государственного бюджета, его виды.
Выявить основные источники формирования доходов и расходов бюджета
Исследовать отрицательные и положительные стороны как профицита, так и дефицита государственного бюджета
Найти наилучшие методы борьбы с проблемами профицита и дефицита бюджета

Файлы: 1 файл

смирнов.docx

— 151.26 Кб (Скачать файл)

 

К внешним займам относятся: 

  • государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;
  • кредиты международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью  внешнего долга. В этом случае дефицит  бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных  финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид  долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны 20

Таблица 4 Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2008-2010гг (млрд. руб.)

Источники

2008г.

2009 г.

2010 г.

Всего за 3 года

Внутренние источники  финансирования

328,570

333,163

441,514

1103,247

Привлечение

509,605

541,160

717,619

1768,384

Погашение

181,035

207,997

276,105

665,137

В том числе:

Государственные ценные бумаги

369,044

396,294

524,844

1290,182

привлечение

463,299

496,733

673,265

1633,297

погашение

94,255

100,439

148,421

343,115

Внешние источники финансирования

-155,766

-99,667

-108,208

-363,642

привлечение

37,461

28,175

28,675

94,310

погашение

193,227

127,842

136,883

457,952

Итого источники 

172,803

233,496

333,306

739,605

привлечение

547,066

569,335

746,294

1862,694

погашение

374,262

335,839

412,988

1123,089


 

Как видно из приведенных  данных, в 2008-2010 гг. сбалансированность федерального бюджета обеспечивалась за счет увеличения объемов привлечения средств на внутреннем рынке от размещения государственных ценных бумаг РФ. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета от источников внешнего финансирования (которые все-таки по мере погашения основного долга имеют тенденцию к сокращению) - это постоянно возобновляемый ресурс заемных средств государства и государственных запасов. Частично и этот ресурс расходуется на погашение самих источников (государственных займов),но он может и накапливаться (как положительное сальдо).

Cовокупное сальдо по источникам финансирования дефицита  федерального бюджета увеличилось по сравнению с 2007 г на119948,2 млн. руб. и составило :в 2008 г.-172803,5  млн. руб., в 2009 г-233495,7 млн. руб., в 2010г.-333305,9 млн. руб. При этом сальдо по внутренним источникам финансирования дефицита федерального бюджета в 2008,2009,2010гг составило 328569,6 млн. руб., 333161,1 млн. руб., 441514,2 млн. руб. соответственно, а отрицательное сальдо по внешним источникам финансирования дефицита бюджета составило в  2008-2010гг.155766,1млн.руб,99667,4млн.руб и 108208,2 млн. руб. соответственно.

В 2008 г. за счет размещения государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке  привлекалось 463298,6 млн. руб., что больше по сравнению с 2007 г на 169665,2 млн. руб. В 2009-2010гг.привлечение составило 496733,2 млн. руб. и 673265,0млн.руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг, указанных в валюте Российской Федерации, увеличится по сравнению с2007г на 14145,1 млн. руб. и составит : в 2008г.94254,7млн.руб.,в 2009г-100439,2млн.руб.,2010-148420,7 млн. руб. Таким образом, привлечение государственных ценных бумаг в 2008 г. составило 369043,9млн.руб.,2009-396294,0млн.руб. и в 2010г-524844,3 млн. руб.

В 2008-2010гг. заимствавания на рынке государственного внутреннего долга в основном будут носить средне -и долгосрочный характер, их доля будет составлять 98% от запланированного объема заимствований.

В 2008,2009,2010гг. разница между  средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов, предоставленных  внутри страны и  суммой бюджетных  кредитов, предоставленных внутри страны, составило соответственно 6054,8 млн. руб.,6769,5млн. руб. и 7095,9 млн. руб.

Привлечение финансовых «несвязанных»  кредитов от правительства иностранных  государств и от международных финансовых организаций в 2008-2010гг. не предусматривается.

Использование целевых «связных»  кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями, планируется  в объеме бюджета на 2007 г и составило : в 2008 г-718,0 млн. долл. (18748,2млн. руб.), в 2009-2010 гг. использование указанных кредитов составило 510,7 млн. долл. (13465,9млн. руб.) и 413,6 млн. долл. (11178,4 млн. руб.) соответственно.

В 2007 г. завершилась реализация Программы государственных внешний заимствований Российской Федерации в части кредитов, предоставляемых правительствами иностранных государств. Привлечение в 2008-2010гг и, соответственно, использование кредитов(займов)правительства иностранных государств, банков и фирм в указанный период не  предусматривалось.

Кроме того, в бюджетных  проектировках на 2008,2009 и 2010 гг. предусматривалось возможное исполнение гарантий за счет внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в объеме 553,8 млн. долл.(14460,7 млн. руб.),813,5млн. долл.(21451,2 млн. руб. и 1173,8 млн. долл.(31727,1млн. руб.) соответственно. В 2008,2009,2010, гг. отрицательное сальдо между средствами, полученными от возврата кредитов, предоставленных правительствам иностранных государств и  их юридическим лицам, и суммой кредитов, предоставленных правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, составило соответственно 136,6млн.долл.(3565,8 млн. руб.),308,9млн.долл.(8145,4 млн. руб.)м 490,5 млн. долл.(13258,7 млн. руб.)21

 

  • В РФ принята концепция балансирования бюджета по экономическим циклам. Таким образом, в фазе подъема избыточные средства бюджета (профицит) аккумулируются в Стабилизационном фонде РФ, который 1 февраля 2008 года был разделен на 2 фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

 

В фазе стагнации средства, полученные в период подъема экономики, используются для покрытия дефицита государственного бюджета.

 

Данный метод имеет  следующие преимущества:

  • Не носит инфляционного характера
  • Не требует дополнительных платежей по % ставке за кредит
  • Можно осуществить быстро

 

 

Однако, существуют и определенные недостатки этого метода:

 

  • Ограниченность финансовых ресурсов
  • Происходит обесценение денежных средств при длительном хранении на счетах резервного фонда

 

Таблица 5 Резервный фонд

 

дата

в млрд. рублей

в млрд. долларов США

01.04.2011

748,53

26,24

01.03.2011

755,82

26,12

01.02.2011

770,24

25,96

01.01.2011

775,21

25,44

01.06.2010

1 197,66

39,27

01.01.2010

1 830,51

60,52

01.06.2009

3 127,93

100,95

01.01.2009

4 027,64

137,09

01.06.2008

3 069,94

129,32


 

Таблица 6 Фонд национального благосостояния России22

дата

В млрд. долл. США

В млрд. рублей

01.03.2011

90,94

2 631,98

01.02.2011

90,15

2 674,53

01.01.2011

88,44

2 695,52

01.06.2010

85,80

2 616,54

01.01.2010

91,56

2 769,02

01.06.2009

89,86

2 784,14

01.01.2009

87,97

2 584,49

01.06.2008

32,60

773,93


 

Как видно из таблиц размеры  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния постоянно сокращаются  в последнее время.

 

  • а) Финансирование дефицита бюджета за счет увеличения доходов от продажи государственной собственности или от приватизации имеет следующие недостатки:
        • Иссякаемый источник
        • Государство может привлечь таким способом небольшое количество денежных средств

 

Достоинства метода:

        • Не носит инфляционного характера
        • Увеличивает долю частного сектора в экономике

 

    1. Источник финансирования дефицита за счет уменьшения расходов бюджета является самым отрицательным из всех, поскольку идет недофинансирование программ государства, поэтому страдает как экономика страны, так и общество. Этот источник применяется в крайних случаях, когда не могут быть использованы все другие.
    2. Использование инструментов фискальной политики для покрытия дефицита бюджета.

Использование инструментов налоговой политики для покрытия дефицита государственного бюджета.

Существует 2 вида налоговой  политики:

    • Сдерживающая
    • Стимулирующая

Сдерживающая налоговая  политика связана с увеличением  налоговых ставок, введением и  установлением новых налогов, увеличением  налогооблагаемой базы, снижением государственных закупок, снижением величины трансфертов.

Стимулирующая налоговая  политика, напротив, связана со снижением  налоговых ставок, ликвидацией некоторых  налогов, снижением налогооблагаемой базы, увеличение государственных закупок, увеличением величины трансфертов.

 

На первый взгляд все методы сдерживающей налоговой политики направлены на снижение государственных расходов и увеличение доходов, что уменьшает  величину дефицита бюджета, а методы стимулирующей – на увеличение расходов и снижение доходов государства, что увеличивает величину дефицита бюджета. Однако, чрезмерное применение сдерживающих инструментов в долгосрочной перспективе еще больше увеличивает дефицит бюджета нежели чем стимулирующие инструменты, поскольку подрывается деловая активность субъектов хозяйствования и уменьшается личный располагаемы доход граждан. Все это ведет к значительному уменьшению налогооблагаемой базы по таким основным налогам как НДС, НДФЛ, налог на прибыль, акцизы, снижению доходов от государственной собственности, что ведет к неисполнению бюджета по доходам и, соответственно, возникает дефицит государственного бюджета. Стимулирующая налоговая политика и ее инструменты в долгосрочной перспективе наоборот увеличивают поступления в бюджет, поскольку направлены на развитие экономики и на увеличение благосостояния граждан, что приводит к росту налогооблагаемой базы и соответственно приводит к росту поступлений в бюджет, как от налогов, так и от государственной собственности.

Таким образом перед государством стоит непростая задача по оптимизации налоговой политики с целью максимизации налоговых поступлений в бюджет с одной стороны, а с другой – обеспечением нормального развития экономики страны и ее роста.

 

Артур Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y).

 

2)Если обнаружен профицит государственного бюджета, то он может быть сокращен следующими путями:

  • Уменьшение доходов бюджета (уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов, снижение налогового бремени и т.д.)
  • Направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств (выплата внешней и внутренней задолженностей)
  • Покрытие дефицита бюджета
  • Направление средств в Стабилизационный фонд
  • Увеличение расходов бюджета (дополнительное финансирование целевых программ, увеличение пенсий, стипендий, заработных плат работникам бюджетной сферы и т.д.)
  • Субвенции региональным и местным бюджетам

Информация о работе Государственный бюджет