Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы - получение полного представления о государственном бюджете, о видах его состояния, дать и проанализировать характеристику современного состояния бюджета РФ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Исследовать основные показатели государственного бюджета, его виды.
Выявить основные источники формирования доходов и расходов бюджета
Исследовать отрицательные и положительные стороны как профицита, так и дефицита государственного бюджета
Найти наилучшие методы борьбы с проблемами профицита и дефицита бюджета
К внешним займам относятся:
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
Недостатки:
Таблица 4 Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2008-2010гг (млрд. руб.)
Источники |
2008г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего за 3 года |
Внутренние источники финансирования |
328,570 |
333,163 |
441,514 |
1103,247 |
Привлечение |
509,605 |
541,160 |
717,619 |
1768,384 |
Погашение |
181,035 |
207,997 |
276,105 |
665,137 |
В том числе: Государственные ценные бумаги |
369,044 |
396,294 |
524,844 |
1290,182 |
привлечение |
463,299 |
496,733 |
673,265 |
1633,297 |
погашение |
94,255 |
100,439 |
148,421 |
343,115 |
Внешние источники финансирования |
-155,766 |
-99,667 |
-108,208 |
-363,642 |
привлечение |
37,461 |
28,175 |
28,675 |
94,310 |
погашение |
193,227 |
127,842 |
136,883 |
457,952 |
Итого источники |
172,803 |
233,496 |
333,306 |
739,605 |
привлечение |
547,066 |
569,335 |
746,294 |
1862,694 |
погашение |
374,262 |
335,839 |
412,988 |
1123,089 |
Как видно из приведенных данных, в 2008-2010 гг. сбалансированность федерального бюджета обеспечивалась за счет увеличения объемов привлечения средств на внутреннем рынке от размещения государственных ценных бумаг РФ. Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета от источников внешнего финансирования (которые все-таки по мере погашения основного долга имеют тенденцию к сокращению) - это постоянно возобновляемый ресурс заемных средств государства и государственных запасов. Частично и этот ресурс расходуется на погашение самих источников (государственных займов),но он может и накапливаться (как положительное сальдо).
Cовокупное сальдо по источникам
финансирования дефицита федерального
бюджета увеличилось по сравнению с 2007
г на119948,2 млн. руб. и составило :в 2008 г.-172803,5
млн. руб., в 2009 г-233495,7 млн. руб., в 2010г.-333305,9
млн. руб. При этом сальдо по внутренним
источникам финансирования дефицита федерального
бюджета в 2008,2009,2010гг составило 328569,6 млн.
руб., 333161,1 млн. руб., 441514,2 млн. руб. соответственно,
а отрицательное сальдо по внешним источникам
финансирования дефицита бюджета составило
в 2008-2010гг.155766,1млн.руб,
В 2008 г. за счет размещения государственных
ценных бумаг на внутреннем рынке
привлекалось 463298,6 млн. руб., что больше
по сравнению с 2007 г на 169665,2 млн. руб. В
2009-2010гг.привлечение составило 496733,2 млн.
руб. и 673265,0млн.руб. соответственно. Погашение
государственных ценных бумаг, указанных
в валюте Российской Федерации, увеличится
по сравнению с2007г на 14145,1 млн. руб. и составит
: в 2008г.94254,7млн.руб.,в 2009г-100439,2млн.руб.,2010-
В 2008-2010гг. заимствавания на рынке государственного внутреннего долга в основном будут носить средне -и долгосрочный характер, их доля будет составлять 98% от запланированного объема заимствований.
В 2008,2009,2010гг. разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны и суммой бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны, составило соответственно 6054,8 млн. руб.,6769,5млн. руб. и 7095,9 млн. руб.
Привлечение финансовых «несвязанных» кредитов от правительства иностранных государств и от международных финансовых организаций в 2008-2010гг. не предусматривается.
Использование целевых «связных» кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями, планируется в объеме бюджета на 2007 г и составило : в 2008 г-718,0 млн. долл. (18748,2млн. руб.), в 2009-2010 гг. использование указанных кредитов составило 510,7 млн. долл. (13465,9млн. руб.) и 413,6 млн. долл. (11178,4 млн. руб.) соответственно.
В 2007 г. завершилась реализация Программы государственных внешний заимствований Российской Федерации в части кредитов, предоставляемых правительствами иностранных государств. Привлечение в 2008-2010гг и, соответственно, использование кредитов(займов)правительства иностранных государств, банков и фирм в указанный период не предусматривалось.
Кроме того, в бюджетных проектировках на 2008,2009 и 2010 гг. предусматривалось возможное исполнение гарантий за счет внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в объеме 553,8 млн. долл.(14460,7 млн. руб.),813,5млн. долл.(21451,2 млн. руб. и 1173,8 млн. долл.(31727,1млн. руб.) соответственно. В 2008,2009,2010, гг. отрицательное сальдо между средствами, полученными от возврата кредитов, предоставленных правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, и суммой кредитов, предоставленных правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, составило соответственно 136,6млн.долл.(3565,8 млн. руб.),308,9млн.долл.(8145,4 млн. руб.)м 490,5 млн. долл.(13258,7 млн. руб.)21
В фазе стагнации средства, полученные в период подъема экономики, используются для покрытия дефицита государственного бюджета.
Данный метод имеет следующие преимущества:
Однако, существуют и определенные недостатки этого метода:
Таблица 5 Резервный фонд
дата |
в млрд. рублей |
в млрд. долларов США |
01.04.2011 |
748,53 |
26,24 |
01.03.2011 |
755,82 |
26,12 |
01.02.2011 |
770,24 |
25,96 |
01.01.2011 |
775,21 |
25,44 |
01.06.2010 |
1 197,66 |
39,27 |
01.01.2010 |
1 830,51 |
60,52 |
01.06.2009 |
3 127,93 |
100,95 |
01.01.2009 |
4 027,64 |
137,09 |
01.06.2008 |
3 069,94 |
129,32 |
Таблица 6 Фонд национального благосостояния России22
дата |
В млрд. долл. США |
В млрд. рублей |
01.03.2011 |
90,94 |
2 631,98 |
01.02.2011 |
90,15 |
2 674,53 |
01.01.2011 |
88,44 |
2 695,52 |
01.06.2010 |
85,80 |
2 616,54 |
01.01.2010 |
91,56 |
2 769,02 |
01.06.2009 |
89,86 |
2 784,14 |
01.01.2009 |
87,97 |
2 584,49 |
01.06.2008 |
32,60 |
773,93 |
Как видно из таблиц размеры Резервного фонда и Фонда национального благосостояния постоянно сокращаются в последнее время.
Достоинства метода:
Использование инструментов налоговой политики для покрытия дефицита государственного бюджета.
Существует 2 вида налоговой политики:
Сдерживающая налоговая политика связана с увеличением налоговых ставок, введением и установлением новых налогов, увеличением налогооблагаемой базы, снижением государственных закупок, снижением величины трансфертов.
Стимулирующая налоговая политика, напротив, связана со снижением налоговых ставок, ликвидацией некоторых налогов, снижением налогооблагаемой базы, увеличение государственных закупок, увеличением величины трансфертов.
На первый взгляд все методы сдерживающей налоговой политики направлены на снижение государственных расходов и увеличение доходов, что уменьшает величину дефицита бюджета, а методы стимулирующей – на увеличение расходов и снижение доходов государства, что увеличивает величину дефицита бюджета. Однако, чрезмерное применение сдерживающих инструментов в долгосрочной перспективе еще больше увеличивает дефицит бюджета нежели чем стимулирующие инструменты, поскольку подрывается деловая активность субъектов хозяйствования и уменьшается личный располагаемы доход граждан. Все это ведет к значительному уменьшению налогооблагаемой базы по таким основным налогам как НДС, НДФЛ, налог на прибыль, акцизы, снижению доходов от государственной собственности, что ведет к неисполнению бюджета по доходам и, соответственно, возникает дефицит государственного бюджета. Стимулирующая налоговая политика и ее инструменты в долгосрочной перспективе наоборот увеличивают поступления в бюджет, поскольку направлены на развитие экономики и на увеличение благосостояния граждан, что приводит к росту налогооблагаемой базы и соответственно приводит к росту поступлений в бюджет, как от налогов, так и от государственной собственности.
Таким образом перед государством стоит непростая задача по оптимизации налоговой политики с целью максимизации налоговых поступлений в бюджет с одной стороны, а с другой – обеспечением нормального развития экономики страны и ее роста.
Артур Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).
Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y).
2)Если обнаружен профицит государственного бюджета, то он может быть сокращен следующими путями: