Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - получение полного представления о государственном бюджете, о видах его состояния, дать и проанализировать характеристику современного состояния бюджета РФ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Исследовать основные показатели государственного бюджета, его виды.
Выявить основные источники формирования доходов и расходов бюджета
Исследовать отрицательные и положительные стороны как профицита, так и дефицита государственного бюджета
Найти наилучшие методы борьбы с проблемами профицита и дефицита бюджета

Файлы: 1 файл

смирнов.docx

— 151.26 Кб (Скачать файл)

 

Отрицательные последствия для экономики дефицита государственного бюджета

 

Основным последствием дефицита государственного бюджета является рост задолженности государства  перед внутренними или внешними кредиторами, поскольку основным источником финансирования дефицита государственного бюджета является заимствование  денежных средств. Следовательно, неблагоприятные  последствия дефицита бюджета для  экономики во многом совпадают с  последствиями роста государственной  задолженности.

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
  • Эффект вытеснения частных инвестиций
  • Недофинансирование расходов бюджета
  • Снижение экономического роста
  • И другие11

2.2.2 Профицит бюджета.

Профицит  государственного бюджета – такое состояние государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают его расходы.

Бюджетный профицит можно представить в виде:

BS= t∙ Y-G-TR , где

BS – бюджетный  избыток

t – налоговая  ставка

Y – выпуск (производство, доход)

TR – трансфертные  платежи

G – государственные закупки

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных  расходов сокращает бюджетный избыток  на сумму расходов, но оно часто  компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением  в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что  увеличение налоговой ставки, сохраняющей  государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный  избыток, возможно, что конечный результат  будет гораздо меньшим, чем первоначально  запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

Для анализа государственного бюджета принято выделять:

  • Профицит бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

 

BS* = t∙Y* - G – TR ,где

 

BS* - это избыток бюджета  в условиях полной занятости

Y* - доход при полной  занятости

 

  • Фактический профицит – избыток бюджета для данного уровня безработицы.

Разница между фактическим  бюджетным профицитоми бюджетным и профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).12

 

В теории и практике различают  также еще два вида профицита:

  • Первичный профицит - разница между всей суммой доходов бюджета и непроцентными расходами, то есть всеми расходами без выплаты и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга
  • Конечный профицит - разница между всей суммой доходов бюджета и всей, включая оплату и обслуживание долга, суммой расходов.13

 

В соответствии с принятой методологией составления федерального бюджета, погашение основной части  внешнего долга не входит в расходы  бюджета, но средства для этого требуются. Частично внешний долг может погашаться за счет заявленного первичного профицита  бюджета. Если заявленной суммы первичного профицита недостаточно, чтобы расплатиться по основной части внешнего долга, то этот недостаток - конечный профицит федерального долга. Его можно покрыть дополнительными внешними заимствованиями, поступлениями от приватизации и продажи земли, за счет сальдо государственных запасов драгоценных металлов и размещения государственных ценных бумаг, то есть внутренних заимствований

 

Основные  источники (причины возникновения) профицита государственного бюджета

Профицит бюджета зависит  от множества факторов, поэтому существует довольно много причин его возникновения. Рассмотрим общие случаи:

  1. Более экономное и эффективное использования бюджетных средств (листы)
  2. Экономический подъем в стране
  3. Выгодно сложившаяся экономическая конъюнктура
  4. Экономический бум (примером может служить резкий подъем цен на нефть в 2011 году)
  5. Недофинансирование расходов
  6. Искусственное завышение доходов
  7. Искусственное занижение расходов
  8. Ошибка в планировании бюджета

Государственный бюджет –  многофакторное явление, которое очень  сложно спрогнозировать. Поэтому, зачастую, возникают ошибки при прогнозировании  превышения суммы доходов над  суммой расходов бюджета, следствием чего и является профицит.

 

Выявление причин возникновения  профицита существенно упрощает анализ того, насколько полезен или  вреден профицит для экономики государства. Если, к примеру, профицит бюджета  достигнут за счет более экономного и эффективного использования бюджетных средств или за счет экономического подъема в стране, то профицит – бесспорно отражает положительную тенденцию. Напротив, если профицит достигнут, например, за счет недофинансирования расходов или за счет искусственного занижения расходов, то профицит – отрицательное явление.

Споры о полезности профицита для экономики государства (последствия профицита)

Сторонники губительности  профицита для экономики приводят следующие доводы:

  • Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.
  • Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит
  • Обесценение средств (под влиянием процесса инфляции покупательная способность полученных бюджетом средств уменьшается с течением времени)
  • Дополнительные деньги расходуются менее прозрачно
  • Поскольку профицитные средства используются в основном на покрытие государственного долга, то происходит отток денежных средств за рубеж.
  • Профицит в краткосрочном периоде может быть достигнут за счет существенного сокращения расходов бюджета, что губительно скажется на экономике страны в целом, а также на социальной сфере и д.р.

 

Однако в  пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы:

 

  • профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов ( в частности, от конъюнктуры мировых цен на энергоносители).

В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как  экономический стабилизатор. В менее  успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более  успешные годы. С точки зрения сторонников  этой идеи, профицит может быть полезен для экономики, в существенной мере, зависящей от внешней конъюнктуры.

  • профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.
  • профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.14

 

Таким образом, однозначно судить об отрицательности или положительности  профицита государственного бюджета  нельзя. Поэтому в большинстве  стран считается самым наилучшим  состояние государственного бюджета  – сбалансированный бюджет.

2.3. Сбалансированный бюджет.

2.3.1. Виды сбалансированности бюджета

 

Для оценки качества сбалансированности бюджета можно выделить следующие  виды сбалансированности:

 

  • общая сбалансированность бюджета (достигаемая с привлечением озвратных финансовых ресурсов)
  • базовая сбалансированность (обеспечиваемая за счет общей суммы доходов)
  • собственная сбалансированность (обеспечивается только на основе показателя доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений)

 

«Коэффициент общей сбалансированности, отражающий соотношение расходов бюджета и всех источников его финансирования

 

К= (Д+ИФДБ)/Р

 

ИФДБ – источники финансирования дефицита бюджета

Д – доходы бюджета

Р – расходы бюджета

 

Коэффициент общей сбалансированности должен быть равен 1.Если на протяжении длительного периода сбалансированность достигается в значительной мере за счет источников финансирования дефицита бюджета, существует риск возникновения  проблем с финансовым обеспечением расходных обязательств.

 

Коэффициент базовой  сбалансированности

 

К=Д/Р

 

Д – доходы бюджета

Р – расходы бюджета

 

 

Он показывает, в какой  степени общая сумма расходов бюджета покрывается за счет доходов, при этом из расчета исключаются  источники финансирования дефицита бюджета. Это позволяет оценить  бюджетную сбалансированность, достигаемую  без привлечения заемных инструментов. Таким образом, если данный коэффициент  принимает значение близкое к 1, бюджет можно считать сбалансированным при низком уровне риска возникновения проблем финансового обеспечения расходных обязательств.

 

Коэффициент собственной  сбалансированности бюджета – отражает соотношение расходов бюджета на реализацию собственных полномочий и доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений

 

К=(Д-БП)/(Р-С)

 

БП – безвозмездные  поступления в бюджет

С- субвенции

Д – доходы бюджета

Р – расходы бюджета»15

 

2.3.2. Концепции сбалансированности государственного бюджета

Как дефицит, так и профицит государственного бюджета каждый имеют  свои минусы (они будут рассмотрены  в главе 2 и 3), поэтому наиболее популярной выступает идея сбалансированного  бюджета. Исторически в отношении  состояния государственного бюджета  выдвигалось три концепции:

Информация о работе Государственный бюджет