Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:08, курсовая работа
Цель данной работы - получение полного представления о государственном бюджете, о видах его состояния, дать и проанализировать характеристику современного состояния бюджета РФ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Исследовать основные показатели государственного бюджета, его виды.
Выявить основные источники формирования доходов и расходов бюджета
Исследовать отрицательные и положительные стороны как профицита, так и дефицита государственного бюджета
Найти наилучшие методы борьбы с проблемами профицита и дефицита бюджета
Отрицательные
последствия для экономики
Основным последствием дефицита
государственного бюджета является
рост задолженности государства
перед внутренними или внешними
кредиторами, поскольку основным источником
финансирования дефицита государственного
бюджета является заимствование
денежных средств. Следовательно, неблагоприятные
последствия дефицита бюджета для
экономики во многом совпадают с
последствиями роста
2.2.2 Профицит бюджета.
Профицит государственного бюджета – такое состояние государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают его расходы.
Бюджетный профицит можно представить в виде:
BS= t∙ Y-G-TR , где
BS – бюджетный избыток
t – налоговая ставка
Y – выпуск (производство, доход)
TR – трансфертные платежи
G – государственные закупки
Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.
Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.
Для анализа государственного бюджета принято выделять:
BS* = t∙Y* - G – TR ,где
BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим бюджетным профицитоми бюджетным и профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).12
В теории и практике различают также еще два вида профицита:
В соответствии с принятой методологией составления федерального бюджета, погашение основной части внешнего долга не входит в расходы бюджета, но средства для этого требуются. Частично внешний долг может погашаться за счет заявленного первичного профицита бюджета. Если заявленной суммы первичного профицита недостаточно, чтобы расплатиться по основной части внешнего долга, то этот недостаток - конечный профицит федерального долга. Его можно покрыть дополнительными внешними заимствованиями, поступлениями от приватизации и продажи земли, за счет сальдо государственных запасов драгоценных металлов и размещения государственных ценных бумаг, то есть внутренних заимствований
Основные источники (причины возникновения) профицита государственного бюджета
Профицит бюджета зависит от множества факторов, поэтому существует довольно много причин его возникновения. Рассмотрим общие случаи:
Государственный бюджет – многофакторное явление, которое очень сложно спрогнозировать. Поэтому, зачастую, возникают ошибки при прогнозировании превышения суммы доходов над суммой расходов бюджета, следствием чего и является профицит.
Выявление причин возникновения профицита существенно упрощает анализ того, насколько полезен или вреден профицит для экономики государства. Если, к примеру, профицит бюджета достигнут за счет более экономного и эффективного использования бюджетных средств или за счет экономического подъема в стране, то профицит – бесспорно отражает положительную тенденцию. Напротив, если профицит достигнут, например, за счет недофинансирования расходов или за счет искусственного занижения расходов, то профицит – отрицательное явление.
Споры о полезности
профицита для экономики
Сторонники губительности
профицита для экономики
Однако в пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы:
В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи, профицит может быть полезен для экономики, в существенной мере, зависящей от внешней конъюнктуры.
Таким образом, однозначно судить
об отрицательности или
2.3. Сбалансированный бюджет.
2.3.1. Виды сбалансированности бюджета
Для оценки качества сбалансированности бюджета можно выделить следующие виды сбалансированности:
«Коэффициент общей сбалансированности, отражающий соотношение расходов бюджета и всех источников его финансирования
К= (Д+ИФДБ)/Р
ИФДБ – источники
Д – доходы бюджета
Р – расходы бюджета
Коэффициент общей сбалансированности
должен быть равен 1.Если на протяжении
длительного периода
Коэффициент базовой сбалансированности
К=Д/Р
Д – доходы бюджета
Р – расходы бюджета
Он показывает, в какой
степени общая сумма расходов
бюджета покрывается за счет доходов,
при этом из расчета исключаются
источники финансирования дефицита
бюджета. Это позволяет оценить
бюджетную сбалансированность, достигаемую
без привлечения заемных
Коэффициент собственной сбалансированности бюджета – отражает соотношение расходов бюджета на реализацию собственных полномочий и доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений
К=(Д-БП)/(Р-С)
БП – безвозмездные поступления в бюджет
С- субвенции
Д – доходы бюджета
Р – расходы бюджета»15
2.3.2. Концепции сбалансированности государственного бюджета
Как дефицит, так и профицит государственного бюджета каждый имеют свои минусы (они будут рассмотрены в главе 2 и 3), поэтому наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: