Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - получение полного представления о государственном бюджете, о видах его состояния, дать и проанализировать характеристику современного состояния бюджета РФ.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
Исследовать основные показатели государственного бюджета, его виды.
Выявить основные источники формирования доходов и расходов бюджета
Исследовать отрицательные и положительные стороны как профицита, так и дефицита государственного бюджета
Найти наилучшие методы борьбы с проблемами профицита и дефицита бюджета

Файлы: 1 файл

смирнов.docx

— 151.26 Кб (Скачать файл)

6

Как видно из таблицы налоги в РФ являются основным источником доходов бюджета РФ и составляют в среднем 56% от валовых доходов.

1.3.2. Расходы бюджета

  • Расходы бюджета – денежные  средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы государственного бюджета страны включают следующие основные группы:
  • Общегосударственные вопросы
  • Национальная оборона
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • Национальная экономика
  • ЖКХ
  • Охрана окружающей среды
  • Образование
  • Культура, кинематография, СМИ.
  • Здравоохранение и спорт
  • Социальная политика
  • Межбюджетные трансферты.

Таблица 3 Структура  расходов бюджета за 2011 год

Наименование  показателя

Величина (руб.)

Доля (%)

Всего расходов

9 054 666 240 771,42

100,00%

Межбюджетные трансферты

4 135 940 293 343,51

45,68%

Национальная экономика

1 205 993 932 177,81

13,32%

Общегосударственные вопросы

836 365 103 439,73

9,24%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

743 692 079 197,08

8,21%

Национальная оборона

682 735 243 204,75

7,54%

Образование

428 763 986 672,31

4,74%

Социальная политика

344 943 728 673,50

3,81%

Здравоохранение, физическая культура и спорт

337 721 180 211,94

3,73%

Жилищно-коммунальное хозяйство

199 668 440 416,35

2,21%

Культура, кинематография, средства массовой информации

125 370 399 146,14

1,38%

Охрана окружающей среды

13 471 854 288,30

0,15%


7

 

Также принято выделять:

 

  • Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. Они включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного назначения, текущие расходы государственных учреждений); оказание государственной поддержки (субсидии, субвенции, текущие трансферты) нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В составе текущих расходов выделяют целевые статьи, ряд из которых относится к числу защищенных статей. Защищенными называются такие статьи бюджета, которые не подлежат сокращению в результате секвестирования бюджета. Эти статьи не могут быть сокращены ни при каких условиях, в том числе при недостатке доходных источников. К их числу относятся:
  1. заработная плата с начислениями;
  1. пенсии, стипендии, государственные пособия и другие выплаты населению;
  2. расходы на питание в организациях систем правоохранительной деятельности, в лечебно-профилактических учреждениях, домах для инвалидов, детских домах, школах, детских садах, детских дошкольных учреждениях, дневных профессионально-технических училищах, институтах-интернатах для инвалидов, специальных школах и т.п.;
  3. приобретение медикаментов и перевязочных материалов;
  4. приобретение мягкого инвентаря (расходы на приобретение постельных принадлежностей, штор, ковровых дорожек, матрацев, подушек, одеял) и обмундирования (приобретение фирменной одежды, обуви, халатов, курток и т.п.);
  5. компенсации за продовольственное обеспечение (расходы на выплату продовольственных пайков прикомандированным военнослужащим, работникам судов, органов прокуратуры, налоговой службы и т.п.);
  6. оплата специального топлива и горюче-смазочных материалов (расходы на бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и другое по системам национальной обороны, государственной безопасности, органов пограничной службы и правоохранительной деятельности, бюджетным организациям);
  7. оплата коммунальных услуг.

 

  • Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и в прирост запасов. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность и включают капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства; инвестиционные субсидии; долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям; расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширением производства. На протяжении длительного времени основную часть расходов федерального бюджета РФ составляют текущие расходы — примерно 90% всех расходов. На долю капитальных расходов приходилось чуть меньше 10%.8

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Виды состояния государственного бюджета: сбалансированный и несбалансированный бюджет.

2.1. Виды состояния государственного бюджета.

Государственный бюджет может  находиться в двух различных состояниях:

    • Сбалансированный бюджет – это такое состояние бюджета, когда его доходы равны расходам(R=E).
    • Несбалансированный бюджет – это такое состояние бюджета,  когда его доходы не  равны расходам. Таким образом, можно выделить 2 вида несбалансированного бюджета:
      • Дефицитный бюджет – это такое состояние бюджета,  когда расходы бюджета превышают его доходы(R<E).
      • Профицитный бюджет - это такое состояние бюджета,  когда доходы бюджета превышают его расходы(R>E).

 

Графически это можно  изобразить следующим образом:

 

Рисунок 1. Государственные  расходы, налоговые поступления  и дефицит; G – Государственные расходы; T – налоговые поступления; Yt – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам (T=G).

 

 

2.2. Несбалансированный бюджет. Дефицит и профицит.

2.2.1 Дефицит бюджета.

Дефицит государственного бюджета  – это такая ситуация, когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное.

Дефицит наблюдался в 2009 и 2010 годах в государственном бюджета РФ, и составил 2322,3 и 1811,8 млрд. руб. соответственно.

По словам Кудрина: «Дефицит бюджета по планам составит в 2013 году – 1 795 млрд. руб., или 2,9% ВВП»

Дефицит бюджета - явление  рядовое, не относящееся к ряду чрезвычайных или исключительных  событий. Практически  в каждом современном государстве  бюджет сводится с дефицитом. Важным является не само наличие дефицита, а его качество, т.е. размеры и  причины появления.

Можно выделить 2 основные причины  возникновения дефицита бюджета:

 

  • Снижение доходов
  • Увеличение расходов

 

Эти причины  включают в себя следующие подпричины:

 

  • стадия экономического цикла

При спаде доходы бюджета  сокращаются (так как сокращается  деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит  бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку  увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

  • Низкая эффективность сбора налогов

В среднем налоги составляют в среднем 70% государственного бюджета, поэтому насколько они будут  эффективно собираться, будет очень  сильно зависеть и доходы бюджета, следовательно, и уровень дефицита.

  • Неверный прогноз уровня доходов и расходов государственного бюджета следующего периода

Зачастую на практике очень  сложно точно предсказать величину дохода и расходов бюджета. Из-за переоценки доходов в ФЗ о государственном  бюджете зачастую включаются излишние статьи расходов, от которых в последствие  государство отказаться не в силах, отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств и возникает дефицит.

  • Политика государства:

Иногда правительство  само идет на увеличение дефицита бюджета, с целью финансирования каких-то целевых программ.

  • Выплаты по государственным долгам

Порой наступают пики выплат по долгам (год, когда выплаты по долгам максимальны), или проценты по кредитам слишком высоки и т.д.

  • Непредвиденные чрезвычайные обстоятельства:

Например: землетрясения, ураганы, войны, наводнения, различные экономические  факторы (падение цены на сырье, кризис и т.д.), что требует существенных расходов и следовательно приводит к дефициту бюджета.

  • Высокий уровень теневой экономики в стране

Это уменьшает налогооблагаемую базу, а следовательно и доходы бюджета уменьшаются – дефицит увеличивается.

  • Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также

вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины

  • сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в

результате падения экспортных цен

  • сокращение объемов производства ниже предусмотренного уровня
  • сдвиги в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее

конкурентоспособности.

  • и другие причины (например: выборы, что влечет зачастую за собой

расширение трансфертных платежей в сочетании с введением  налоговых льгот)9

 

Причины дефицита бюджета  могут отражать как отрицательные, так и положительные тенденции  в экономике. Так, например дефицит  бюджета, вызванный кризисными явлениями  в экономике или, например низкой эффективностью сбора налогов является отрицательным явлением. Однако, если напротив дефицит вызван к примеру с осуществлением государственных инвестиций или каких – либо целевых программ, то в данном случае дефицит не представляет существенной угрозы, а даже наоборот показывает положительные тенденции в экономике страны.

Виды дефицита государственного бюджета

 

Различают структурный, циклический  и фактический бюджетный дефицит.

 

  • Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

 

  • Фактический дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета на определенную дату.
  • Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Во время спада фактический  дефицит больше структурного, поскольку  к структурному дефициту добавляется  циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический  дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку  при буме Y > Y*. Структурный дефицит  является следствием стимулирующей  дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это  результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.10

Информация о работе Государственный бюджет