Государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения гос

Файлы: 1 файл

полная курсовая.docx

— 54.18 Кб (Скачать файл)

Введение.

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в  макроэкономической системе любой  страны. Это объясняется тем, что  отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуры потребления  и развития международного сотрудничества.

Причиной возникновения  государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует  о широком использовании заемной  политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг – это нормальное явление  в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.

С экономической точки  зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных  органов как результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями  общества на основе займов денежных средств  у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности  страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах  добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.

Правительства часто управляют  большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко  подвергается значительному риску  по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским  балансом в частном секторе. Поэтому  при любых финансовых кризисах, как  порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так  и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового  кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с  надежной макроэкономической политикой  и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Необходимо выделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно  за счет надежного управления государственным  долгом. Управление не заменяет взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную  политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть  необходимость следующих моментов: надежная основа макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом  валютного курса; основа денежно-кредитной  политики, надежно ориентированной  на достижение стабильности цен; экономически приемлемые уровни государственного долга; устойчивая внешняя позиция; финансовая система, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая финансовая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности  в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем  неопределенности.

Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным  условием в создании такой структуры  долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Система управления государственным долгом.

1.1. Цели и задачи.

В соответствии с действующим  законодательством под государственным  долгом Российской Федерации понимаются долговые обязательства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным  стране. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные  органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов  федерального бюджета для погашения  долговых обязательств России и обслуживания ее государственного долга.

Д.Л. Головачев дает следующее  определение: «Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика. Управление государственным  долгом заключается в следующем:

• формирование политики в  отношении государственного долга;

• установление границ государственной  задолженности (в том числе в  определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов  заимствований, необходимых для  его финансирования);

• определение основных направлений и целей воздействия  на микро– и макроэкономические показатели;

• установление возможности  и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных  программ.

Под управлением государственным  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных  с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг» [13].

Осуществление мероприятий  по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый  характер регулирования существующей задолженности.

В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:

• непосредственно управление, включающее, в том числе, определение  порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

• обслуживание посредством  осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

• контроль за состоянием государственного долга.

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование его  размера, стоимости и структуры.

Правительство в проекте  Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально  общей формулировки основных целей  управления государственным долгом:

• сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

• сокращение стоимости  обслуживания государственного долга  России;

• обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

Ключевой целью долгового  управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Основные параметры и  приоритеты бюджетной политики устанавливаются  в бюджетных посланиях Президента России, прогнозах социально-экономического развития страны, Основных направлениях бюджетной и налоговой политики и иных документах, на основе которых  составляется и утверждается федеральный  бюджет.

Упомянутая выше взаимосвязь  определяет необходимость совершенствования  и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

Связь с внешней  политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (Международный валютный фонд – МВФ, Мировой банк) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Контроль как  элемент системы.

Повышение эффективности  финансового контроля в сфере  управления государственным долгом неразрывно связано с необходимостью формирования единой системы государственного финансового контроля. Данный вопрос становится вопросом принципиальным для  всей системы государственного управления, так как эффективный и действенный  государственный контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором результативности государственного механизма, создает  направления законодательной работы и условия ее совершенствования.

Несмотря на понимание  этого вопроса как со стороны  законодательной, так и исполнительной власти к настоящему времени государственный  финансовый контроль в России как  система не имеет ни официальной  концепции построения и развития, ни достаточной правовой базы, необходимой  для эффективной работы.

Отсутствие утвержденной Концепции управления долгом и надлежащего  законодательного обеспечения государственного финансового контроля, в частности  Федерального закона «О государственном  финансовом контроле» не способствует улучшению реального состояния  бюджетной и финансовой дисциплины в Российской Федерации. Крайне низкий уровень реализации результатов  финансового контроля и рост числа  преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере, стали представлять серьезную  угрозу экономической безопасности страны.

В целом приходится констатировать, что за время, прошедшее после  формирования Счетной палаты, в законодательство Российской Федерации со стороны  государственной власти не вносилось  существенных изменений и дополнений, направленных на совершенствование  государственного финансового контроля и, в том числе, направленных на совершенствование  ее деятельности. При этом практика осуществления государственного финансового  контроля и накопленный опыт, а  также определяющаяся стратегия развития экономики и государства позволяют ставить вопрос о насущной необходимости внесения таких изменений и дополнений.

Совершенствование контрольной  деятельности потребовало внедрения  в действующую систему контроля Счетной палаты контроля эффективности  управления государственным долгом, требующего междисциплинарного подхода  и высокого уровня аналитических  проработок.

В качестве первоочередных задач по расширению аудита эффективности  управления государственным долгом можно выделить необходимость разработки соответствующей информационно-аналитической  базы и в рамках ее определение  показателей (параметров), определяющих процесс государственных заимствований, состояния и динамики государственного долга в контексте бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и  экономической политики Российской Федерации, необходимость формирования системы критериев, позволяющих  на базе вышеупомянутого набора параметров проводить качественную и количественную оценку эволюции государственного долга, моделировать тенденции изменения  государственного долга в зависимости  от выбранной тактики и стратегии  развития страны.

В целом это не простой  вопрос, так как основной трудностью при разработке системы оценки качества принятия решений в области управления государственным долгом является ярко выраженный макроэкономический результат  последствий принятия подобных решений  и их зависимость от внешних и  внутренних политических и экономических  факторов. В силу невозможности эконометрическими  методами в достаточной мере оценить  последствия принимаемых решений  в области бюджетного дефицита или  профицита и государственного долга

Другими факторами, препятствующими  в настоящее время разработке системы оценки качества принятия решений  в области управления государственным  долгом, является не только отсутствие единой системы управления государственным  долгом и согласованных концептуальных подходов к организации управления долгом, но и отсутствие единого методологического подхода к этой проблеме и согласованных критериев оценки качества принимаемых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Влияние государственного  долга на бюджетную, валютную  и денежно-кредитную политику.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны  между собой.

Необоснованная бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и курсовая политика вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении будущих доходов  по инвестициям, выраженным в национальной валюте, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Особенно на развивающихся  и формирующихся рынках, заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может «задушить» развитие отечественных  финансовых рынков и значительно  помешать усилиям управляющих долгом, направленным на защиту правительства  от чрезмерной пролонгации и валютного  риска. Сравнительная эффективность  привлечения как внешних, так  и внутренних заимствований в  значительной степени зависит от денежно-кредитной и курсовой политики Банка России, а их стоимость зависит  от оценки инвесторами риска инвестиций в экономику Российской Федерации, которая может сильно колебаться в условиях неустойчивой внешнеэкономической  конъюнктуры.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации