Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения гос
Введение.
Государственный долг играет
существенную и многогранную роль в
макроэкономической системе любой
страны. Это объясняется тем, что
отношения по поводу формирования,
обслуживания и погашения долга
оказывают значительное влияние
на состояние государственных
Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире
нет ни одной страны, которая в
те или иные периоды своей истории
не сталкивалась бы с этой проблемой.
Государственный долг является неотъемлемой
частью большинства финансовых систем.
Мировая практика свидетельствует
о широком использовании
С экономической точки
зрения государственный долг представляет
собой задолженность
С материальной точки зрения
государственный долг представляет
собой общую сумму
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.
Правительства часто управляют
большими портфелями валютных резервов,
их бюджетная позиция нередко
подвергается значительному риску
по условным обязательствам и последствиям
плохого управления бухгалтерским
балансом в частном секторе. Поэтому
при любых финансовых кризисах, как
порожденных внутренними
Необходимо выделить вопросы,
которые не могут быть решены исключительно
за счет надежного управления государственным
долгом. Управление не заменяет взвешенную
макроэкономическую и налогово-бюджетную
политику, и его одного недостаточно,
чтобы гарантировать надежную защиту
страны от экономических и финансовых
потрясений. Следует подчеркнуть
необходимость следующих
Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.
Глава 1. Система управления государственным долгом.
1.1. Цели и задачи.
В соответствии с действующим
законодательством под
Д.Л. Головачев дает следующее определение: «Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом заключается в следующем:
• формирование политики в отношении государственного долга;
• установление границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
• определение основных
направлений и целей
• установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг» [13].
Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.
В процессе управления государственным долгом можно выделить несколько функциональных элементов:
• непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;
• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
• контроль за состоянием государственного долга.
Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры.
Правительство в проекте Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом:
• сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
• сокращение стоимости обслуживания государственного долга России;
• обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.
Ключевой целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Основные параметры и
приоритеты бюджетной политики устанавливаются
в бюджетных посланиях
Упомянутая выше взаимосвязь
определяет необходимость
Связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (Международный валютный фонд – МВФ, Мировой банк) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций.
1.2. Контроль как элемент системы.
Повышение эффективности
финансового контроля в сфере
управления государственным долгом
неразрывно связано с необходимостью
формирования единой системы государственного
финансового контроля. Данный вопрос
становится вопросом принципиальным для
всей системы государственного управления,
так как эффективный и
Несмотря на понимание этого вопроса как со стороны законодательной, так и исполнительной власти к настоящему времени государственный финансовый контроль в России как система не имеет ни официальной концепции построения и развития, ни достаточной правовой базы, необходимой для эффективной работы.
Отсутствие утвержденной
Концепции управления долгом и надлежащего
законодательного обеспечения государственного
финансового контроля, в частности
Федерального закона «О государственном
финансовом контроле» не способствует
улучшению реального состояния
бюджетной и финансовой дисциплины
в Российской Федерации. Крайне низкий
уровень реализации результатов
финансового контроля и рост числа
преступлений, совершаемых в кредитно-
В целом приходится констатировать, что за время, прошедшее после формирования Счетной палаты, в законодательство Российской Федерации со стороны государственной власти не вносилось существенных изменений и дополнений, направленных на совершенствование государственного финансового контроля и, в том числе, направленных на совершенствование ее деятельности. При этом практика осуществления государственного финансового контроля и накопленный опыт, а также определяющаяся стратегия развития экономики и государства позволяют ставить вопрос о насущной необходимости внесения таких изменений и дополнений.
Совершенствование контрольной деятельности потребовало внедрения в действующую систему контроля Счетной палаты контроля эффективности управления государственным долгом, требующего междисциплинарного подхода и высокого уровня аналитических проработок.
В качестве первоочередных
задач по расширению аудита эффективности
управления государственным долгом
можно выделить необходимость разработки
соответствующей информационно-
В целом это не простой
вопрос, так как основной трудностью
при разработке системы оценки качества
принятия решений в области управления
государственным долгом является ярко
выраженный макроэкономический результат
последствий принятия подобных решений
и их зависимость от внешних и
внутренних политических и экономических
факторов. В силу невозможности
Другими факторами, препятствующими в настоящее время разработке системы оценки качества принятия решений в области управления государственным долгом, является не только отсутствие единой системы управления государственным долгом и согласованных концептуальных подходов к организации управления долгом, но и отсутствие единого методологического подхода к этой проблеме и согласованных критериев оценки качества принимаемых решений.
1.3. Влияние государственного долга на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой.
Необоснованная бюджетно-
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации