Государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения гос

Файлы: 1 файл

полная курсовая.docx

— 54.18 Кб (Скачать файл)

Долговой политикой на 2007–2009 годы предусматривается сохранение и развитие данной тенденции.

Другой важной задачей  является повышение эффективности  действующих проектов. Данная задача предполагает подготовку нормативных  правовых актов, устанавливающих порядок  и методику оценки эффективности  проектов, осуществляемых с участием МФО (в том числе на стадиях  подготовки, реализации и после завершения), порядок контроля за реализацией  проектов, а также порядок отчетности исполнителей проектов.

Анализ использования  финансовых займов Международного банка  реконструкции и развития (МБРР) с момента вступления Российской Федерации в 1992 году в эту международную  финансовую организацию показывает, что возможности использования  этих кредитных ресурсов не были использованы в полной мере. Это было обусловлено, в частности, отсутствием в России четкой системы организации работы с займами МБРР, которая заметно отставала от процесса привлечения этих кредитов, зачастую не учитывала специфики организации работы банка и накапливаемого опыта сотрудничества с ним.

В то же время наблюдалось  отсутствие должной адаптации МБРР к российским социально-экономическим  условиям. Выделение средств предполагалось в виде траншей, критерии предоставления которых формировались до начала реализации проектов, а контроль за выполнением обязательств проводился только через несколько лет, без  учета произошедших социально-экономических  изменений в стране.

Представляется целесообразным отметить и определенные положительные  аспекты привлечения финансовых займов МБРР. В своей совокупности этот тип займов, несмотря на отсутствие комплексной оценки их эффективности, обладал большей стратегической значимостью (по крайней мере, с точки  зрения постановки целей), по сравнению  с распылением средств МБРР на финансирование большого числа не увязанных  между собой инвестиционных проектов, отражающих ведомственную заинтересованность.

В то же время показано, что  в случае возникновения необходимости  привлечения новых финансовых займов в будущем, потребуется более  четкая организации системы управления за расходованием заемных средств, а также более ответственное  отношение органов исполнительной власти к принятию на себя обязательств перед МБРР. Представляется также  важным учитывать накопленный опыт сотрудничества с МББР при использовании  ресурсов других международных финансово-экономических  организаций.

Предоставление государственных  гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга.

Все государственные гарантии, включенные в состав государственного внутреннего долга, предоставлялись  на основании постановлений Правительства  Российской Федерации и во исполнение законов о федеральном бюджете на соответствующий год. В некоторых случаях постановления Правительства Российской Федерации выпущены при наличии отрицательных отзывов о финансовом состоянии получателя государственной гарантии. Некоторыми постановлениями определено, что получателю государственной гарантии не будет предъявлено эквивалентных требований по возмещению федеральных затрат на исполнение гарантии.

Государственные гарантии на общую сумму 10,5 млрд рублей предоставлены  Правительством Российской Федерации  организациям, имеющим отрицательные  отзывы Министерства финансов России об их финансовом состоянии.

Выросла доля внутреннего  долга в совокупном объеме государственного долга Российской Федерации, и тем  самым уменьшено влияние валютных рисков на расходы федерального бюджета  по обслуживанию и погашению государственного долга.

Создается в некотором  роде парадоксальная ситуация, когда  Правительство распространяет информацию о сокращении внешнего долга Российской Федерации, имея в виду федеральный  долг, и в тоже время внешний  долг Российской Федерации, определенный по международной методологии и  включающий долги перед нерезидентами, как федерального правительства, так  и долги субъектов и долг корпоративного сектора, увеличивается.

Проведение финансового  контроля за состоянием государственного долга субъектов Российской Федерации, осуществляется на постоянной основе и будет проводиться в дальнейшем. Государственный контроль за состоянием консолидированного долга – это  вопрос будущего.

Операции с государственными ценными бумагами в иностранной  валюте являются одним из перспективных  способов управления государственным  долгом в целях оптимизации платежей, портфеля активов Министерства финансов России, структуры государственного долга.

В настоящее время при  проведении операций с государственными ценными бумагами в иностранной  валюте производные финансовые инструменты  не используются.

Основными операциями, кроме  операций размещения и погашения, могут  быть следующие:

• обменные операции, связанные  как с обменом нерыночных долговых обязательств на ценные бумаги, так  и обмен одного вида ценных бумаг  на другой в не зависимости от валюты обязательств;

• возможные операции по досрочному выкупу ценных бумаг на вторичном рынке.

Россия успешно применила  в долговой политике оба варианта существующей схемы обмена задолженности.

«Принудительный» вариант  схемы был применен в 1998 году. Без  каких-либо переговоров кредиторы  – держатели ГКО были поставлены перед фактом, что их требования не обслуживаются и подлежат обмену на облигации России со сроками погашения, не являющимися краткосрочными.

«Добровольный» вариант  схемы был применен в 1998 году при  обмене части ГКО на еврооблигации  России с различными сроками погашения  и в 2000 году. При обмене обязательств Внешэкономбанка (PRINs и IANs) на российские еврооблигации с конечными сроками  погашения в 2010 и 2030 годах.

В результате этой сделки Россия уменьшила государственный внешний  долг на сумму около 10 млрд долл. США, и создала существенный прецедент, а облигации 2030 стали одним из важнейших компонентов, как финансового  рынка самой России, так и финансового  рынка стран «формирующихся рынков».

Досрочный выкуп ценных бумаг  на вторичном рынке производится агентом Министерства финансов России – Внешэкономбанком на основании  отдельных поручений, включающих в  себя определения вида ценных бумаг, количества и предельной цены выкупа.

Внешэкономбанк готовит  также для Министерства финансов России пакет аналитических документов по состоянию рынка ценных бумаг  и возможностях использования преимуществ  текущей рыночной ситуации с целью  сокращения расходов государственного бюджета. Данная экономия составляется за счет выкупа ценных бумаг до наступления  срока погашения с дисконтом  и экономии на процентных платежах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оценка эффективности управления государственным долгом.

3.1. Разработка  целей, задач и критериев проведения  оценки (на примере отдельных  долговых инструментов и операций  с ними).

По-видимому, следует отличать определение (оценку) экономического эффекта  от конкретной операции с долговыми  обязательствами с точки зрения целесообразности ее проведения от оценки управления государственным долгом (управленческих решений – постановлений, распоряжений, приказов, инструкций) в  части тех или иных долговых обязательств.

Так, в целях проведения сравнения альтернативных вариантов  погашения долга и выбора оптимального, оценка эффективности использования  товарной схемы погашения внешнего долга в каждом конкретном случае может быть произведена на основании  расчета приведенной стоимости  денежного потока.

При этом оценка управления государственным долгом в части  товарных поставок может, например, иметь  перед собой следующие цели.

1. Оценить финансовый  результат использования товарной  схемы погашения долга.

2. Оценить полноту и  соответствие нормативно-правовой  базы проводимым операциям.

3. Оценить состояние системы  и методологии учета проводимых  операций.

4. Оценить риски применения  товарной схемы погашения долга.

5. Оценить прочие аспекты  действующего механизма применения  товарных поставок.

Некоторые из указанных целей  для более детального рассмотрения целесообразно разделить на отдельные  задачи.

В соответствии с определенной целью (задачами) можно предложить критерии оценки и определить схему проведения анализа соответствия собранных за определенный период фактов и статистических данных выбранным критериям. На основании проведенного анализа следует проанализировать причины отмеченных несоответствий собранных данных и фактов выбранным критериям и разработать дальнейшие рекомендации по совершенствованию управления государственным долгом в части рассматриваемых вопросов.

Далее предлагается набор  критериев, соответствующих указанным  выше целям (задачам) и краткая схема  проведения анализа.

 Цель — oценить финансовый  результат использования товарной  схемы погашения долга.

Задачи — оценить:

• расходы бюджетных средств  на погашение долга товарными  поставками;

• доходы федерального бюджета  в случае применения товарной схемы  погашения долга.

Критерий 1 — сокращение расходов федерального бюджета на обслуживание и погашение внешнего долга.

Для проведения оценки по данному  критерию следует определить объем  полученной экономии бюджетных средств  за счет:

• разницы между финансированием  из бюджета части контрактной  стоимости и объемом списания долга;

• отсрочки погашения долга (может быть использован расчет приведенной  стоимости);

• неначисления процентов (например, в сравнении с процентами по кредитам);

• отсутствия в соглашениях  о товарных поставках оговорки о  применении штрафных санкций за несоблюдение условий соглашений по срокам поставки (при условии их нарушений);

• списание задолженности  датой подписания контракта, коносамента  и т.д.

 Критерий 2 — увеличение  доходов федерального бюджета  за счет налоговых поступлений.

Для проведения оценки по данному  критерию следует определить объем  налоговых поступлений в федеральный  бюджет от производителей продукции/услуг  при осуществлении товарных поставок.

 Цель — oценить полноту  и соответствие нормативно-правовой  базы проводимым операциям.

Критерий — полнота  и соответствие нормативно-правовой базы действующему механизму проведения товарных поставок.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо следующее:

1) наличие нормативных  документов, определяющих функции  и ответственность всех участников  процесса погашения внешнего  долга товарными поставками;

2) наличие методики, регламентирующей  выбор товаров для поставки  в счет списания долга;

3) наличие механизма конкурсного  отбора предприятий – поставщиков  товаров и услуг в счет погашения  долга;

4) наличие методики, регламентирующей  порядок финансирования товарных  поставок (коэффициент бюджетного  финансирования относительно контрактной  стоимости; размеры комиссионного  вознаграждения посредников –  внешнеторговых объединений; источники  финансирования накладных расходов, связанных с транспортировкой, страхованием  и оформлением таможенных документов; порядок расчетов);

5) наличие методики, обеспечивающей  полноту и достоверность учета  и отражения в учетных регистрах  и в отчетности об исполнении  бюджета операций по финансированию  товарных поставок и списанию  долга.

 Цель — оценить  состояние системы и методологии  учета товарных поставок.

Задачи — оценить:

• систему учета;

• методологию учета.

Критерий 1 — полнота и  достоверность системы учета.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо проверить соответствие первичным документам и друг другу  учетных записей в различных  регистрах учета (регистры бухгалтерского учета Министерства финансов и Внешэкономбанка, инвентаризационная опись, Государственная  книга долга, а также отчетные данные, в том числе формы отчетности, направляемые Министерством финансов России и Внешэкономбанком в Счетную  палату).

Критерий 2 — полнота и  достоверность методологии учета  товарных поставок.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо проверить полноту  и достоверность отражения объемов  финансирования товарных поставок и  объемов списания долга в различных  учетных регистрах в конкретные моменты времени.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации