Государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения гос

Файлы: 1 файл

полная курсовая.docx

— 54.18 Кб (Скачать файл)

В условиях проведения денежно-кредитной  политики, направленной на сдерживание  инфляции, а также стабильности валютного  рынка повышается привлекательность  инвестиций в рублевые активы. В  этой ситуации большой объем свободных  средств на рынке может способствовать росту спроса на государственные  долговые обязательства.

Уровень доходности по государственным  внутренним ценным бумагам тесно  связан не только с показателями текущей  инфляции, но и складывающейся макроэкономической ситуацией в стране. Учитывая значительные объемы рублевого предложения, а  также прогнозируемое снижение уровня инфляции в средне– и долгосрочной перспективе, уровень доходности при  проведении аукционов по государственным  ценным бумагам может быть ниже текущих показателей инфляции, либо незначительно превышать их значение.

Взвешенная бюджетная, валютная и денежно-кредитная политика государства  оказывает влияние не только на внутренний, но и на внешний рынок государственных  долговых обязательств. С точки зрения баланса интересов при проведении бюджетной, долговой и денежно-кредитной  политики у управляющих долгом, советников по бюджетно-налоговой политике и  руководителей Центрального банка  Российской Федерации должно быть общее  понимание целей управления долгом, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной  политики, поскольку между применяемыми ими различными инструментами политики существует взаимная зависимость.

Управляющие долгом должны сообщать органам бюджетно-налогового регулирования о своей точке  зрения на затраты и риски, сопряженные  с потребностями правительства  в финансировании и уровнями задолженности.

Только в тех случаях, когда это позволяет уровень  финансового развития, следует разграничивать цели и ответственность в области  управления долгом и в области  денежно-кредитной политики, что  в настоящее время для нашей  страны представляется преждевременным.

Таким образом, учитывая изложенное, становится очевидной необходимость  разработки метода проведения оценки эффективности управления долгом в  целях развития контроля как элемента системы управления.

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Способы управления  государственным долгом.

Управление государственным  долгом, в частности, осуществляется путем подготовки, принятия и исполнения решений, определяющих долговую политику.

Основные параметры государственного долга (предельный объем внутреннего  и внешнего долга, предельный объем  предоставления гарантий) определяются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной год. Данным законом утверждаются программы  внутренних и внешних заимствований, источники финансирования дефицита федерального бюджета (объем привлечения  и погашения долговых обязательств), объем обслуживания внешнего и внутреннего  государственного долга.

Отдельными текстовыми статьями закона определяются следующие конкретные решения по управлению государственным  долгом:

• полномочия Правительства  Российской Федерации по использованию  средств федерального бюджета для  сокращения объема государственного долга;

• полномочия Правительства  Российской Федерации по объему выпуска  ценных бумаг;

• полномочия Правительства  Российской Федерации по выкупу у  Центрального банка России принадлежащих  ему ценных бумаг;

• урегулирование коммерческого  долга бывшего СССР;

• предоставление кредитов заемщикам из федерального бюджета;

• условия прекращения  обязательств по государственным ценным бумагам;

• условия проведения реструктуризации задолженности конечных заемщиков  по кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Российской Федерации;

• условия предоставления государственных гарантий;

• условия погашения товарных обязательств и т.п.

Детальное распределение  расходов федерального бюджета, в том  числе на обслуживание государственного долга, утверждается бюджетной росписью, которую ведет Министерство финансов России.

Во многих странах –  должниках России имеется благоприятный  инвестиционный климат, там – меньшая  конкуренция, чем на западных рынках, богатые природные и трудовые ресурсы, успешно развиваются многие современные технологичные производства. Все это вызывает интерес у  усиливших свой потенциал российских корпоративных структур, которые  все активнее проникают в развивающиеся  страны. Эти корпоративные структуры  могли бы быть использованы для реализации государственных зарубежных долговых активов.

Механизм стимулирования заинтересованности компаний по конкретным объектам может включать определенные льготы по налогообложению и таможенным пошлинам, по размеру дисконта с  передаваемых активов, по срокам и порядку  погашения образующейся в этой связи  задолженности перед российским бюджетом. Эти льготы могут предоставляться  как российским, так и иностранным компаниям. В конечном счете, речь идет о создании режима наибольшего благоприятствования для всех инвесторов, проявляющих интерес к такому сотрудничеству.

Принятие мер по возврату задолженности по гарантированным  государственным валютным кредитам, которые получили предприятия и  региональные органы власти. Правительство  пытается возвратить эту задолженность, предлагая предприятиям-должникам  льготные условия реструктуризации этой задолженности в случае ее признания (длительную рассрочку, списание пени и штрафов), зачет за любые валютные долговые обязательства государства. Однако таких мер недостаточно. Необходимо более активно начать применять  административные меры, включая судебное преследование в отношении должников, а также региональных администраций  и муниципалитетов, которые выступали  поручителями по этим валютным кредитам.

Таким образом, предметом  оценки является управленческое решение, то есть решение по проведению тех  или иных операций с долговыми  обязательствами, принятое управляющими государственным долгом.

Это может быть федеральный  закон о федеральном бюджете, документы, определяющие долговую политику на среднесрочную перспективу, указ Президента, постановление (распоряжение) Правительства, приказы Министерства финансов (и его агентов), аналогичные решения соответствующих органов власти в субъектах Российской Федерации.

Основными операциями с долговыми  обязательствами являются:

• размещение, дополнительный выпуск, погашение, досрочный выкуп, обмен ценных бумаг;

• реструктуризация долговых обязательств;

• привлечение, погашение  займов (кредитов);

• предоставление (исполнение) гарантий;

• урегулирование долга  с помощью применения нестандартных схем и т.д.

Как видно из изложенного, процесс управления государственным  долгом осуществляется через разработку основных целей и задач управления и принятие и исполнение соответствующих  решений. Данные решения касаются проведения тех или иных операций с долговыми  инструментами. Таким образом, при  проведении оценки необходимо сразу  выделить предмет оценки, т. е. конкретное управленческое решение, реализованное  путем проведения конкретной операции с долговыми обязательствами, либо путем подготовки, принятия и исполнения документов, определяющих долговую политику (основных направления долговой политики на среднесрочную перспективу, федеральных  законов о федеральном бюджете  на очередной год, программ заимствований).

 

Глава 2. Анализ практического опыта управления государственным долгом.

2.1. Законодательная  база.

Отдельные вопросы, связанные  с управлением государственным  долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и  учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время  регламентироваться в нормативных  документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов и  соответствующих нормативных актах  Банка России и Внешэкономбанка.

В настоящее время основными  документами, регламентирующими отношения  по управлению государственным долгом России , являются следующие: Бюджетный  кодекс Российской Федерации и Федеральный  закон Российской Федерации «О федеральном  бюджете» на соответствующий год.

Бюджетный кодекс Российской Федерации — документ, который  включает основные положения и понятия (с учетом дополнений и изменений) по активной части долга (глава 15 «Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед  Российской Федерацией») и по пассивной

части долга (глава 14 «Государственный и муниципальный долг»). Рассмотрим подробнее вопросы пассивной  части долга.

В соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса «Государственный долг Российской Федерации» государственным  долгом являются долговые обязательства  страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерации.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний:

• внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте;

• внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте России.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  страны как заемщика или гаранта  погашения займов (кредитов) другими  заемщиками, выраженные в иностранной  валюте.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации  – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  страны как заемщика или гаранта  погашения займов (кредитов) другими  заемщиками, выраженные в валюте России.

Обслуживание и погашение  государственного долга Российской Федерации финансируется исключительно  из федерального бюджета. Управление государственным  долгом осуществляется Правительством.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних  заимствований России на очередной  финансовый год утверждаются Федеральным  законом Российской Федерации «О федеральном бюджете» на очередной  финансовый год с разбивкой долга  по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных  внешних заимствований страны не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и погашению  государственного внешнего долга России.

Осуществление государственных  заимствований, а также предоставление государственных гарантий иным заемщикам  допускаются только в случае утверждения  федеральным законом о бюджете  соответствующего уровня на текущий  финансовый год следующих параметров:

• привлечение средств  из источников финансирования дефицита бюджета;

• предельный размер государственного долга;

• расходы на обслуживание соответствующего государственного долга  в текущем финансовом году.

Поступления в бюджет средств  от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете  как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт  – разница между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) – по государственным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного долга.

Доходы, полученные от размещения государственных ценных бумаг в  сумме, превышающей номинальную  стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а  также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного долга в текущем  году.

Погашение основной суммы  долга России, возникшего из государственных  заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Государственный долг России является мультивалютным долгом. Это  значит, что при планировании расходов по обслуживанию и погашению долга  на долгосрочную перспективу должны прогнозироваться соотношения курсов валют. Однако такие прогнозы отсутствуют  в материалах Правительства и  Банка России. Более того, Бюджетным  кодексом не предусмотрено представление указанных прогнозных соотношений в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации одновременно с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

2.2. Анализ основных проблем управления отдельными государственными долговыми обязательствами.

В рамках контроля за государственным  внешним долгом одним из главных  направлений является контроль и  анализ целесообразности привлечения  и эффективности использования  средств займов международных финансовых организаций (МФО).

По результатам проведенных  контрольных мероприятий неоднократно делались выводы о значительных недостатках  в ходе подготовки и реализации займов МФО по вопросам несогласованности  целей заимствований, затягивания  сроков согласования условий предоставления займов и освоения средств.

Сформировалась тенденция  к привлечению займов МФО только на цели реализации задач общегосударственного значения, увеличивая при этом российское софинансирование осуществляемых проектов. При этом данная тенденция не означает свертывания сотрудничества с МФО. Акцент в отношениях с МФО смещается  в сторону оказания России консультационно-аналитического содействия.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации