Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения гос
В условиях проведения денежно-кредитной политики, направленной на сдерживание инфляции, а также стабильности валютного рынка повышается привлекательность инвестиций в рублевые активы. В этой ситуации большой объем свободных средств на рынке может способствовать росту спроса на государственные долговые обязательства.
Уровень доходности по государственным внутренним ценным бумагам тесно связан не только с показателями текущей инфляции, но и складывающейся макроэкономической ситуацией в стране. Учитывая значительные объемы рублевого предложения, а также прогнозируемое снижение уровня инфляции в средне– и долгосрочной перспективе, уровень доходности при проведении аукционов по государственным ценным бумагам может быть ниже текущих показателей инфляции, либо незначительно превышать их значение.
Взвешенная бюджетная, валютная
и денежно-кредитная политика государства
оказывает влияние не только на внутренний,
но и на внешний рынок государственных
долговых обязательств. С точки зрения
баланса интересов при
Управляющие долгом должны сообщать органам бюджетно-налогового регулирования о своей точке зрения на затраты и риски, сопряженные с потребностями правительства в финансировании и уровнями задолженности.
Только в тех случаях, когда это позволяет уровень финансового развития, следует разграничивать цели и ответственность в области управления долгом и в области денежно-кредитной политики, что в настоящее время для нашей страны представляется преждевременным.
Таким образом, учитывая изложенное, становится очевидной необходимость разработки метода проведения оценки эффективности управления долгом в целях развития контроля как элемента системы управления.
1.4. Способы управления государственным долгом.
Управление государственным долгом, в частности, осуществляется путем подготовки, принятия и исполнения решений, определяющих долговую политику.
Основные параметры
Отдельными текстовыми статьями закона определяются следующие конкретные решения по управлению государственным долгом:
• полномочия Правительства Российской Федерации по использованию средств федерального бюджета для сокращения объема государственного долга;
• полномочия Правительства Российской Федерации по объему выпуска ценных бумаг;
• полномочия Правительства Российской Федерации по выкупу у Центрального банка России принадлежащих ему ценных бумаг;
• урегулирование коммерческого долга бывшего СССР;
• предоставление кредитов заемщикам из федерального бюджета;
• условия прекращения обязательств по государственным ценным бумагам;
• условия проведения реструктуризации задолженности конечных заемщиков по кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Российской Федерации;
• условия предоставления государственных гарантий;
• условия погашения товарных обязательств и т.п.
Детальное распределение расходов федерального бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, утверждается бюджетной росписью, которую ведет Министерство финансов России.
Во многих странах –
должниках России имеется благоприятный
инвестиционный климат, там – меньшая
конкуренция, чем на западных рынках,
богатые природные и трудовые
ресурсы, успешно развиваются многие
современные технологичные
Механизм стимулирования заинтересованности компаний по конкретным объектам может включать определенные льготы по налогообложению и таможенным пошлинам, по размеру дисконта с передаваемых активов, по срокам и порядку погашения образующейся в этой связи задолженности перед российским бюджетом. Эти льготы могут предоставляться как российским, так и иностранным компаниям. В конечном счете, речь идет о создании режима наибольшего благоприятствования для всех инвесторов, проявляющих интерес к такому сотрудничеству.
Принятие мер по возврату
задолженности по гарантированным
государственным валютным кредитам,
которые получили предприятия и
региональные органы власти. Правительство
пытается возвратить эту задолженность,
предлагая предприятиям-
Таким образом, предметом оценки является управленческое решение, то есть решение по проведению тех или иных операций с долговыми обязательствами, принятое управляющими государственным долгом.
Это может быть федеральный закон о федеральном бюджете, документы, определяющие долговую политику на среднесрочную перспективу, указ Президента, постановление (распоряжение) Правительства, приказы Министерства финансов (и его агентов), аналогичные решения соответствующих органов власти в субъектах Российской Федерации.
Основными операциями с долговыми обязательствами являются:
• размещение, дополнительный выпуск, погашение, досрочный выкуп, обмен ценных бумаг;
• реструктуризация долговых обязательств;
• привлечение, погашение займов (кредитов);
• предоставление (исполнение) гарантий;
• урегулирование долга с помощью применения нестандартных схем и т.д.
Как видно из изложенного, процесс управления государственным долгом осуществляется через разработку основных целей и задач управления и принятие и исполнение соответствующих решений. Данные решения касаются проведения тех или иных операций с долговыми инструментами. Таким образом, при проведении оценки необходимо сразу выделить предмет оценки, т. е. конкретное управленческое решение, реализованное путем проведения конкретной операции с долговыми обязательствами, либо путем подготовки, принятия и исполнения документов, определяющих долговую политику (основных направления долговой политики на среднесрочную перспективу, федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год, программ заимствований).
Глава 2. Анализ практического опыта управления государственным долгом.
2.1. Законодательная база.
Отдельные вопросы, связанные
с управлением государственным
долгом, операциями с государственными
долговыми обязательствами и
учетом этих операций регулировались
и продолжают в настоящее время
регламентироваться в нормативных
документах Правительства Российской
Федерации, Министерства финансов и
соответствующих нормативных
В настоящее время основными документами, регламентирующими отношения по управлению государственным долгом России , являются следующие: Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете» на соответствующий год.
Бюджетный кодекс Российской Федерации — документ, который включает основные положения и понятия (с учетом дополнений и изменений) по активной части долга (глава 15 «Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией») и по пассивной
части долга (глава 14 «Государственный и муниципальный долг»). Рассмотрим подробнее вопросы пассивной части долга.
В соответствии со статьей 97
Бюджетного кодекса «Государственный
долг Российской Федерации» государственным
долгом являются долговые обязательства
страны перед физическими и
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний:
• внешний долг – обязательства,
возникающие в иностранной
• внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте России.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства страны как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте России.
Обслуживание и погашение
государственного долга Российской
Федерации финансируется
Предельные объемы государственного
внутреннего долга и
Осуществление государственных заимствований, а также предоставление государственных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения федеральным законом о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров:
• привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета;
• предельный размер государственного долга;
• расходы на обслуживание соответствующего государственного долга в текущем финансовом году.
Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
Все расходы на обслуживание
долговых обязательств, включая дисконт
– разница между ценой
Доходы, полученные от размещения государственных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного долга в текущем году.
Погашение основной суммы долга России, возникшего из государственных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Государственный долг России является мультивалютным долгом. Это значит, что при планировании расходов по обслуживанию и погашению долга на долгосрочную перспективу должны прогнозироваться соотношения курсов валют. Однако такие прогнозы отсутствуют в материалах Правительства и Банка России. Более того, Бюджетным кодексом не предусмотрено представление указанных прогнозных соотношений в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации одновременно с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.
2.2. Анализ основных проблем управления отдельными государственными долговыми обязательствами.
В рамках контроля за государственным внешним долгом одним из главных направлений является контроль и анализ целесообразности привлечения и эффективности использования средств займов международных финансовых организаций (МФО).
По результатам проведенных
контрольных мероприятий
Сформировалась тенденция к привлечению займов МФО только на цели реализации задач общегосударственного значения, увеличивая при этом российское софинансирование осуществляемых проектов. При этом данная тенденция не означает свертывания сотрудничества с МФО. Акцент в отношениях с МФО смещается в сторону оказания России консультационно-аналитического содействия.
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации