Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения гос
Цель — оценка рисков.
Критерий — наличие и степень отдельных рисков.
Для проведения оценки по данному критерию необходимо проанализировать:
• коммерческий риск (срыв поставок,
неприемка товаров/услуг в
• валютный риск (изменение курсов валют, в которых учитывается долг, контрактная цена продукции, финансирование из федерального бюджета);
• политический риск (политические изменения в стране-кредиторе, отказ кредитора от ранее достигнутых договоренностей после начала финансирования производства товаров из федерального бюджета);
• экономический риск (изменение
цены поставщиком товаров/услуг
после окончания
• системный (операционный)
риск – (сбои в процессе принятия и
исполнения решений по проведению товарных
поставок в связи с недостаточной
проработкой механизма
Цель — оценить прочие аспекты действующего механизма применения товарных поставок.
Критерий — наличие очевидного положительного влияния прочих аспектов применения товарных поставок.
Для проведения оценки по данному критерию следует определить следующие параметры:
• увеличение спроса на продукцию российских производителей на мировом рынке, повышение ее конкурентоспособности (установить долю продукции/услуг в мировом производстве);
• увеличение занятости (количество рабочих мест) у поставщика товаров/услуг;
• оказание поддержки крупным, иногда градообразующим предприятиям (улучшение основных показателей работы предприятия).
Определение целей, задач и критериев для проведения оценки эффективности операций с государственными ценными бумагами
В целях проведения сравнения альтернативных вариантов управления государственным долгом и выбора оптимального, оценка эффективности операций с государственными ценными бумагами в иностранной валюте в каждом конкретном случае может быть произведена на основании следующего:
• сопоставление затрат и финансовых потоков и увеличение основной суммы долга;
• сопоставление доходностей по размещению средств федерального бюджета в Стабилизационном фонде и процентов, выплачиваемых по ценным бумагам.
Определение целей, задач
и критериев для проведения оценки
эффективности финансирования импортных
поставок под гарантии Правительства
Российской Федерации В целях
проведения сравнения альтернативных
вариантов финансирования импортных
поставок и выбора оптимального, оценка
эффективности использования
1. Оценить финансовый
результат использования схемы
финансирования импортных
2. Оценить полноту и
соответствие нормативно-
3. Оценить состояние системы
и методологии учета
4. Оценить риски применения
схемы финансирования
5. Оценить эффективность
управления в части
Далее предлагается
набор критериев,
Цель — оценить финансовый результат использования схемы финансирования импортных поставок под гарантии Правительства Российской Федерации.
Критерий — максимально возможный финансовый результат в зависимости от условий предоставления гарантии.
Для проведения оценки по данному критерию следует определить:
• доходы федерального бюджета – комиссия Министерства финансов России за предоставление гарантии;
• расходы бюджетных средств на исполнение гарантии в части погашения основного долга, обслуживания кредита (займа), выплату комиссий и штрафов;
• уменьшение расходов за счет возврата средств в федеральный бюджет.
Цель — оценить
полноту и соответствие
Критерий — полнота и соответствие нормативно-правовой базы действующему механизму проведения товарных поставок.
Для проведения оценки по данному критерию необходимо следующее:
• наличие нормативных документов, определяющих функции и ответственность всех участников процесса финансирования импортных поставок под гарантии Правительства Российской Федерации;
• наличие механизма отбора финансируемых проектов (поставок);
• наличие методики, обеспечивающей
полноту и достоверность учета
и отражения в учетных
Цель — оценить
состояние системы и
Задачи — оценить:
• систему учета;
• методологию учета.
Критерий 1 — полнота и достоверность системы учета.
Для проведения оценки по данному критерию необходимо проверить соответствие первичным документам и друг другу учетных записей в различных регистрах учета (регистры бухгалтерского учета Министерства финансов и Внешэкономбанка, инвентаризационная опись, Государственная книга долга, а также отчетные данные, в том числе формы отчетности, направляемые Министерством финансов и Внешэкономбанком в Счетную палату).
Критерий 2 — полнота и
достоверность методологии
Для проведения оценки по данному
критерию необходимо проверить полноту
и достоверность отражения
Цель — оценка рисков.
Критерий 1 — наличие и степень отдельных рисков.
Для проведения оценки по данному критерию необходимо проанализировать:
• коммерческий риск (срыв поставок,
неприемка товаров/услуг в
• валютный риск (изменение курсов валют, в которых выражается контрактная цена поставляемой продукции/услуг);
• экономический риск (изменение цены поставщиком товаров/услуг);
• процентный риск (изменение процентных ставок и, соответственно стоимости обслуживания обязательств под гарантию при плавающей процентной ставке);
• системный (операционный)
риск – (сбои в процессе принятия и
исполнения решений по проведению импортных
поставок в связи с недостаточной
проработкой механизма
Цель — оценить
эффективность управления в
Критерий 1 — максимизация доли средств, возвращенных в федеральный бюджет в зависимости от условий предоставления гарантий.
Для проведения оценки по данному критерию следует определить:
• объем возврата средств,
обусловленный при
• обеспечение возврата (залог имущества, гарантия субъекта, банковская гарантия);
• объем просроченной задолженности
по исполненным гарантиям
• действия Министерства финансов России по возврату просроченной задолженности.
Эффективное управление государственным долгом представляет собой задачу оптимизации по ряду критериев. Основные критерии эффективности управления государственным долгом имеют свое выражение в задачах и представляют собой соотнесение реальных результатов, достигнутых в процессе управления государственным долгом, с задачами, поставленными на данном этапе управления государственным долгом.
3.2. Подготовка выводов и рекомендаций по результатам проведения оценки.
Проведение оценки эффективности управленческих решений в сфере государственного долга было бы не полным без обобщения результатов проведенной оценки, подготовки выводов и рекомендаций по дальнейшему усовершенствованию процесса управления.
Необходимо сформулировать выводы, которые должны четко отражать соответствие фактических результатов управления государственным долгом выбранным критериям оценки, а также суть и причины отмеченных отклонений фактических результатов управления от выбранных критериев.
В случае отмеченных отклонений необходимо дать конкретные рекомендации, какие элементы системы управления в целом, а также какие конкретные недочеты, отмеченные в ходе оценки реализации конкретного управленческого решения, требуют доработки.
Представляется целесообразным сгруппировать выводы и рекомендации либо в разрезе поставленных целей оценки, либо обобщить результаты оценки по следующим основным направлениям:
• нормативно-правовая база;
• методологическая основа процесса;
• информационная база;
• организационная основа процесса управления;
• система анализа и учета рисков при управлении;
• система учета и отчетности.
На основании приведенных
в данной работе материалов, проведенной
оценки Программы социально-
За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.
3.3. Основные этапы метода проведения оценки.
На основании проведенного
обобщения и анализа
При этом следует сразу определить подход к порядку проведения оценки эффективности управления государственным долгом по следующим аспектам.
Целью оценки эффективности управления государственным долгом не является анализ политических факторов и причин принятия соответствующих решений, в связи с чем, предлагается концепция проведения оценки при допущении о сопоставимых (неизменных) политических условиях в течение периода, за который берутся данные для проведения оценки.
Кроме того, следует рационально определить период, за который подбираются факты и статистические данные, используемые в дальнейшем исследовании. Постоянно происходящие изменения внутри самой системы управления долгом, состояния рынка, качественных характеристик макроэкономической и финансовой системы страны, заставляют иногда сомневаться в том, что набранная статистика описывает один и тот же процесс.
Следует отметить, что ряд
критериев оценки может носить качественный
характер, то есть может быть измерен
только экспертным путем. Здесь встает
проблема подбора, как критериев
оценки, так и компетентных экспертов.
По мнению автора, для разработки критериев
и получения объективной
Информация о работе Государственный долг Российской Федерации