Государственный долг Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения гос

Файлы: 1 файл

полная курсовая.docx

— 54.18 Кб (Скачать файл)

 Цель — оценка рисков.

Критерий — наличие  и степень отдельных рисков.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо проанализировать:

• коммерческий риск (срыв поставок, неприемка товаров/услуг в связи  с претензиями к качеству –  оценку целесообразно производить  с участием поставщика товаров/услуг);

• валютный риск (изменение  курсов валют, в которых учитывается  долг, контрактная цена продукции, финансирование из федерального бюджета);

• политический риск (политические изменения в стране-кредиторе, отказ  кредитора от ранее достигнутых  договоренностей после начала финансирования производства товаров из федерального бюджета);

• экономический риск (изменение  цены поставщиком товаров/услуг  после окончания межправительственных переговоров);

• системный (операционный) риск – (сбои в процессе принятия и  исполнения решений по проведению товарных поставок в связи с недостаточной  проработкой механизма распределения  функций и ответственности между  всеми участниками процесса).

 Цель — оценить  прочие аспекты действующего  механизма применения товарных  поставок.

Критерий — наличие  очевидного положительного влияния  прочих аспектов применения товарных поставок.

Для проведения оценки по данному  критерию следует определить следующие  параметры:

• увеличение спроса на продукцию  российских производителей на мировом  рынке, повышение ее конкурентоспособности (установить долю продукции/услуг в  мировом производстве);

• увеличение занятости (количество рабочих мест) у поставщика товаров/услуг;

• оказание поддержки крупным, иногда градообразующим предприятиям (улучшение основных показателей  работы предприятия).

Определение целей, задач  и критериев для проведения оценки эффективности операций с государственными ценными бумагами

В целях проведения сравнения  альтернативных вариантов управления государственным долгом и выбора оптимального, оценка эффективности  операций с государственными ценными  бумагами в иностранной валюте в  каждом конкретном случае может быть произведена на основании следующего:

• сопоставление затрат и финансовых потоков и увеличение основной суммы долга;

• сопоставление доходностей  по размещению средств федерального бюджета в Стабилизационном фонде  и процентов, выплачиваемых по ценным бумагам.

Определение целей, задач  и критериев для проведения оценки эффективности финансирования импортных  поставок под гарантии Правительства  Российской Федерации В целях  проведения сравнения альтернативных вариантов финансирования импортных  поставок и выбора оптимального, оценка эффективности использования схемы  финансирования импортных поставок под гарантии Правительства Российской Федерации в каждом конкретном случае может быть произведена путем  сравнения с привлечением средств  по кредиту на основании расчета  приведенной стоимости денежного  потока. При этом оценка управления государственным долгом в части  использования схемы финансирования под гарантии может, например, иметь  перед собой следующие цели.

1. Оценить финансовый  результат использования схемы  финансирования импортных поставок  под гарантии Правительства Российской  Федерации.

2. Оценить полноту и  соответствие нормативно-правовой  базы проводимым операциям.

3. Оценить состояние системы  и методологии учета проводимых  операций.

4. Оценить риски применения  схемы финансирования импортных  поставок под гарантии Правительства  Российской Федерации.

5. Оценить эффективность  управления в части обеспечения  возврата средств в федеральный  бюджет.

 Далее предлагается  набор критериев, соответствующих  указанным выше целям и краткая  схема проведения анализа:

Цель — оценить финансовый результат использования схемы  финансирования импортных поставок под гарантии Правительства Российской Федерации.

Критерий — максимально  возможный финансовый результат  в зависимости от условий предоставления гарантии.

Для проведения оценки по данному  критерию следует определить:

• доходы федерального бюджета  – комиссия Министерства финансов России за предоставление гарантии;

• расходы бюджетных средств  на исполнение гарантии в части погашения  основного долга, обслуживания кредита (займа), выплату комиссий и штрафов;

• уменьшение расходов за счет возврата средств в федеральный  бюджет.

 Цель — оценить  полноту и соответствие нормативно-правовой  базы проводимым операциям.

Критерий — полнота  и соответствие нормативно-правовой базы действующему механизму проведения товарных поставок.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо следующее:

• наличие нормативных  документов, определяющих функции и  ответственность всех участников процесса финансирования импортных поставок под гарантии Правительства Российской Федерации;

• наличие механизма отбора финансируемых проектов (поставок);

• наличие методики, обеспечивающей полноту и достоверность учета  и отражения в учетных регистрах  и в отчетности об исполнении бюджета  операций по финансированию импортных  поставок под гарантии Правительства  Российской Федерации.

 Цель — оценить  состояние системы и методологии  учета финансирования импортных  поставок под гарантии Правительства  Российской Федерации.

Задачи — оценить:

• систему учета;

• методологию учета.

Критерий 1 — полнота и  достоверность системы учета.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо проверить соответствие первичным документам и друг другу  учетных записей в различных  регистрах учета (регистры бухгалтерского учета Министерства финансов и Внешэкономбанка, инвентаризационная опись, Государственная книга долга, а также отчетные данные, в том числе формы отчетности, направляемые Министерством финансов и Внешэкономбанком в Счетную палату).

Критерий 2 — полнота и  достоверность методологии учета  товарных поставок.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо проверить полноту  и достоверность отражения предоставленных  и исполненных гарантий Правительства  Российской Федерации, а также возврата средств в федеральный бюджет в различных учетных регистрах  в конкретные моменты времени.

 Цель — оценка рисков.

Критерий 1 — наличие и  степень отдельных рисков.

Для проведения оценки по данному  критерию необходимо проанализировать:

• коммерческий риск (срыв поставок, неприемка товаров/услуг в связи  с претензиями к качеству);

• валютный риск (изменение  курсов валют, в которых выражается контрактная цена поставляемой продукции/услуг);

• экономический риск (изменение  цены поставщиком товаров/услуг);

• процентный риск (изменение  процентных ставок и, соответственно стоимости  обслуживания обязательств под гарантию при плавающей процентной ставке);

• системный (операционный) риск – (сбои в процессе принятия и  исполнения решений по проведению импортных  поставок в связи с недостаточной  проработкой механизма распределения  функций и ответственности между  всеми участниками процесса).

 Цель — оценить  эффективность управления в части  обеспечения возврата средств  в федеральный бюджет.

Критерий 1 — максимизация доли средств, возвращенных в федеральный  бюджет в зависимости от условий  предоставления гарантий.

Для проведения оценки по данному  критерию следует определить:

• объем возврата средств, обусловленный при предоставлении гарантии;

• обеспечение возврата (залог имущества, гарантия субъекта, банковская гарантия);

• объем просроченной задолженности  по исполненным гарантиям Правительства  Российской Федерации;

• действия Министерства финансов России по возврату просроченной задолженности.

Эффективное управление государственным  долгом представляет собой задачу оптимизации  по ряду критериев. Основные критерии эффективности управления государственным  долгом имеют свое выражение в  задачах и представляют собой  соотнесение реальных результатов, достигнутых в процессе управления государственным долгом, с задачами, поставленными на данном этапе управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Подготовка выводов и рекомендаций по результатам проведения оценки.

Проведение оценки эффективности  управленческих решений в сфере  государственного долга было бы не полным без обобщения результатов  проведенной оценки, подготовки выводов  и рекомендаций по дальнейшему усовершенствованию процесса управления.

Необходимо сформулировать выводы, которые должны четко отражать соответствие фактических результатов  управления государственным долгом выбранным критериям оценки, а  также суть и причины отмеченных отклонений фактических результатов  управления от выбранных критериев.

В случае отмеченных отклонений необходимо дать конкретные рекомендации, какие элементы системы управления в целом, а также какие конкретные недочеты, отмеченные в ходе оценки реализации конкретного управленческого  решения, требуют доработки.

Представляется целесообразным сгруппировать выводы и рекомендации либо в разрезе поставленных целей  оценки, либо обобщить результаты оценки по следующим основным направлениям:

• нормативно-правовая база;

• методологическая основа процесса;

• информационная база;

• организационная основа процесса управления;

• система анализа и  учета рисков при управлении;

• система учета и отчетности.

На основании приведенных  в данной работе материалов, проведенной  оценки Программы социально-экономического развития Российской Федерации в  части государственного долга, можно  предложить следующие выводы и рекомендации по совершенствованию системы управления государственным долгом.

За последние годы Правительством Российской Федерации проделана  определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Основные этапы метода проведения оценки.

На основании проведенного обобщения и анализа накопленного опыта по отдельным финансовым инструментам и операциям с ними можно предложить следующий порядок проведения оценки эффективности управления государственным  долгом.

При этом следует сразу  определить подход к порядку проведения оценки эффективности управления государственным  долгом по следующим аспектам.

Целью оценки эффективности  управления государственным долгом не является анализ политических факторов и причин принятия соответствующих  решений, в связи с чем, предлагается концепция проведения оценки при  допущении о сопоставимых (неизменных) политических условиях в течение  периода, за который берутся данные для проведения оценки.

Кроме того, следует рационально  определить период, за который подбираются  факты и статистические данные, используемые в дальнейшем исследовании. Постоянно  происходящие изменения внутри самой  системы управления долгом, состояния  рынка, качественных характеристик  макроэкономической и финансовой системы  страны, заставляют иногда сомневаться  в том, что набранная статистика описывает один и тот же процесс.

Следует отметить, что ряд  критериев оценки может носить качественный характер, то есть может быть измерен  только экспертным путем. Здесь встает проблема подбора, как критериев  оценки, так и компетентных экспертов. По мнению автора, для разработки критериев  и получения объективной оценки, состав экспертов может быть определен  с привлечением представителей всех участников оцениваемого процесса. При  проведении экспертных оценок для получения  комбинированной оценки можно, например, использовать метод ранжирования значимости выбранных критериев и выставления определенного количества баллов по каждому из них отдельными экспертами.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации