Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обобщение дискуссионных концептуальных положений государственного финансового контроля.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить и систематизировать взгляды ученых на понятие, виды и значение государственного финансового контроля;
- исследовать функции и принципы организации государственного финансового контроля;
- выявить органы государственного финансового контроля в РФ;
- обосновать вопросы переориентации финансового контроля с учётом новой практики бюджетирования;
- выявить актуализацию ведомственного контроля в РФ;
Введение 3
1. Характеристика финансового контроля………………………………………6
1.1. Понятие финансового контроля 6
1.2. Задачи, принципы, формы и методы финансового контроля 10
2.Государственные органы финансового контроля 18
2.1.Счётная палата РФ 18
2.2. Центральный банк РФ 21
2.3.Министерство финансов РФ 24
2.4.Федеральная налоговая служба 25
2.5.Федеральная служба по финансовому мониторингу 27
2.6.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 30
2.7.Федеральная служба страхового надзора 32
3. Программа экономии государственных расходов 35
3.1. Причины принятия Программы экономии государственных расходов 35
3.2. Задачи, цели и основные направления действия Программы 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40
МИНОБРНАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поморский
государственный университет
Институт
правления и регионологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Финансы и кредит»
Тема: «Государственный
финансовый контроль»
Выполнила: студентка 5 курса
заочного отделения на базе среднего професссионального образования
кафедры общего и специального
менеджмента
Русинова Оксана Николаевна
Научный руководитель:
Шелюк
Евгения Александровна
Архангельск
2010
Содержание
Введение
В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.
Ни
одна из острейших социально-
Актуальность исследования. Финансовый контроль, являясь важнейшей функцией государственного управления, содействует успешной реализации бюджетной и налоговой политики, соблюдению законности и целесообразности, созданию условий для сохранения и укрепления финансовой безопасности государства. Необходимость финансового контроля обусловлена сущностью финансов, которые обеспечивают эффективную систему прямой и обратной связи в экономических процессах и представляют механизм воздействия на производственные и распределительные отношения.
Среди многих причин современной малоэффективной системы финансового контроля ученые и практики называют отсутствие: научных основ формирования и функционирования государственной системы финансового контроля; единой информационной базы, необходимой для контроля; недостаточное внимание со стороны государства к вопросам организации финансового контроля. Для решения основных проблем финансового контроля предполагается в разумные сроки реализация комплекса мер правового, организационного, методологического характера.
Усиление внимания ученых и государства к вопросам организации и эффективности государственного финансового контроля в современный период обусловлено необходимостью поиска путей максимально полной мобилизации налоговых платежей в бюджет и рационального использования ограниченных финансовых ресурсов государства. В последние три года активизировались научные исследования по вопросам сущности, роли, организации, повышению эффективности государственного финансового контроля. В органах ГФК проводятся мероприятия по совершенствованию методического и информационного обеспечения финансового контроля.
Несмотря на определенную активизацию научной мысли по решению проблем государственного финансового контроля, до сих пор не разработан ряд теоретических и методологических вопросов. Нет ясного понимания сущности, классификации, задач и системы финансового контроля. Не упорядочена терминология в исследуемой области, необходимая для однозначного толкования важнейших понятий, характеризующих виды, формы и методы финансового контроля. Не решен вопрос о структуре, полномочиях органов ГФК и координации их действий.
Дискуссионный характер ряда теоретических вопросов в области финансового контроля, недостаточная их разработка и большое практическое значение методических вопросов бюджетного и налогового контроля определяют актуальность исследования и выбор темы работы.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обобщение дискуссионных концептуальных положений государственного финансового контроля.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить и систематизировать взгляды ученых на понятие, виды и значение государственного финансового контроля;
- исследовать функции и принципы организации государственного финансового контроля;
-
выявить органы
-
обосновать вопросы
-
выявить актуализацию
Объектом исследования являются оценка эффективности бюджетного и государственного финансового контроля.
Предметом данного исследования является государственный финансовый контроль.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, предполагающий рассмотрение процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи; системный подход; статистические методы у группировки и обобщений, методы анализа и синтеза.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам финансового контроля, таких как: И.А. Белобжецкий, В.В. Бурцев, Э.А. Вознесенский, Е.Ю. Грачёва, Е.А. Кочерин, Е.Н. Пастушенко, Н.Д. Погосян, В.М. Родионова, А.Д. Соменков, Р.Г. Сомоев, И.В. Фирулин, Н.И. Химичева, и других.
Информационной базой исследования послужили законы, постановления Правительства РФ, нормативные материалы финансовых органов РФ; материалы общероссийских специальных изданий; учебная и методическая литература.
Структура
исследования. Представленная работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы.
Финансовый контроль — это система надзора контролем органов за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с целью обоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности и целесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшения использования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.
С позиций теории управления, контроль как одна из функций представляет собой механизм обратной связи, то есть систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта для оценки эффективности управленческих решений, условий и результатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностью действий субъекта управления по надзору за состоянием финансовых рейсов и динамикой денежных потоков объектов хозяйственного управления в финансовой системе1.
Субъектами финансового контроля могут выступать сама хозяйственная структура, вышестоящие организации и ведомства, регламентирующие ее деятельность, органы исполнительной, представительной и судебной власти на федеральном, региональном или местном уровнях. Наиболее содержательным и общественно значимым видом контроля является государственный финансовый контроль, который осуществляется от имени государства с использованием государственных полномочий.
Поскольку
финансовая система государства
включает финансовые системы всех административно-
Назначение финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов государства.
Анализ источников высокой эффективности экономики развитых стран свидетельствует о том, что государственный финансовый контроль является важным инструментом установления баланса между действием рыночных сил и государственным регулированием. С переходом к рыночной экономике наблюдается не свертывание контрольных функций государства, а усложнение финансовых аспектов его деятельности, включая контрольные. Это связано с привлечением к удовлетворению общественных потребностей частных предприятий, использованием инфраструктуры, коммерческих финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств, развитием государственного рыночного предпринимательства и международного экономического сотрудничества.
Учитывая возрастающую роль в рыночной экономике независимого финансового контроля и необходимость согласованной унификации его национальных систем для развития мирового рынка, IX Конгресс международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), состоявшийся в Лиме в октябре 1977 г., принял Декларацию руководящих принципов контроля. Ее концептуальные подходы были положены в основу формирования современной системы государственного финансового контроля Российской Федерации.
Лимская Декларация, обобщившая опыт организации государственного финансового контроля различных стран, закрепила общепризнанное мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются необходимым атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансами. Декларация прямо указывает на необходимость незамедлительного создания в каждом государстве высшего органа финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Наличие такого органа обусловливается тем, что деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, то есть государство переступает традиционные рамки своих финансовых действий.
Специфические цели государственного финансового контроля состоят в обеспечении законности, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, стремлении наладить действенное управление экономикой. Соответствующая установленным нормам административная деятельность и информирование как государственных инстанций, так и общественности, — необходимое условие стабилизации и дальнейшего развития государств, в плане постулатов, лежащих в основе идеологии Организации Общественных Наций.
Хотя лимская Декларация не имеет обязательного правового характера, ее влияние на развитие органов финансового контроля в отдельных странах, включая Россию, достаточно велико. Нормы Декларации признаны неоспоримым эталоном оценки уровня организации финансового контроля и поэтому, как правило, составляют основу сравнительного анализа его эффективности в специфических условиях различных государственных систем.
Формирование российской системы государственного финансового контроля происходит в период перехода от административно-командной к рыночной экономике, которому присуши следующие негативные явления. В чем состоят научные предпосылки, отражающие реальные особенности данного периода? Их несколько. Прежде всего следует указать на незавершенность правовых основ функционирования многоукладного рыночного хозяйства, в частности, неупорядоченность отношений собственности. Заметна неустойчивость платежной системы и неэффективность организации движения финансовых ресурсов государства, что порождает кризис взаимных неплатежей участников хозяйственного оборота. Негативным фактором является использование в денежном обороте страны нескольких валют. Это создает благоприятные возможности для безнаказанной утечки капитала. Не способствует улучшению дел отсутствие у субъектов современных рыночных отношений морально-этических традиций легитимного предпринимательства. Слишком высока коррумпированность государственного аппарата, законодательных структур и юридических органов в сочетании с криминализацией частного предпринимательства и огромными масштабами теневой экономики.