Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является обобщение дискуссионных концептуальных положений государственного финансового контроля.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить и систематизировать взгляды ученых на понятие, виды и значение государственного финансового контроля;

- исследовать функции и принципы организации государственного финансового контроля;

- выявить органы государственного финансового контроля в РФ;

- обосновать вопросы переориентации финансового контроля с учётом новой практики бюджетирования;

- выявить актуализацию ведомственного контроля в РФ;

Содержание работы

Введение 3

1. Характеристика финансового контроля………………………………………6

1.1. Понятие финансового контроля 6

1.2. Задачи, принципы, формы и методы финансового контроля 10

2.Государственные органы финансового контроля 18

2.1.Счётная палата РФ 18

2.2. Центральный банк РФ 21

2.3.Министерство финансов РФ 24

2.4.Федеральная налоговая служба 25

2.5.Федеральная служба по финансовому мониторингу 27

2.6.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 30

2.7.Федеральная служба страхового надзора 32

3. Программа экономии государственных расходов 35

3.1. Причины принятия Программы экономии государственных расходов 35

3.2. Задачи, цели и основные направления действия Программы 36

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая о ФДО.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

     В целях реализации полномочий в установленной  сфере деятельности Росфиннадзор имеет право:

     - проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и Данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

     - направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

     - осуществлять контроль за своевременностью  и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

     - заказывать проведение необходимых  испытаний, экспертиз, анализов  и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

     - осуществлять контроль за деятельностью  территориальных органов Службы  и подведомственных организаций  и др. 
 

2.7.Федеральная служба страхового надзора 

       Федеральная служба страхового надзора, как и ранее рассмотренные федеральные службы, была создана в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330,24 Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), и находится в ведении Министерства финансов РФ.

     Федеральная служба страхового надзора осуществляет в области страхового дела большой спектр полномочий, в частности контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, принимает решения о выдаче или в отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыва лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев; получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектам страхового дела, и т.д.

     Счетная палата РФ провела анализ выполнения Федеральной службой страхового надзора основных функций в целях повышения надежности функционирования страхового рынка.

     Анализируя  деятельность Федеральной службы по финансовому бюджетному надзору и Федеральной службы по страховому надзору, следует отметить, что названные службы выполняют не только надзорные функции, но и контрольные. Их компетенция более широкая, чем это следует из их наименования. Понятие "контроль" включает в себя осуществление и надзорных функций. Контроль - это "проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора", для наблюдения "за кем-нибудь или чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил" создаются соответствующие органы, которые осуществляют надзор: технический, пожарный, прокурорский.25

     Кроме вышеназванных органов, общегосударственный  финансовый контроль осуществляется Федеральным Собранием - парламентом РФ, который в соответствии со ст. 94 Конституции РФ26 является представительным и законодательным органом. Данный вид контроля осуществляет Президент РФ. Проводят общегосударственный финансовый контроль и законодательные органы субъектов РФ. Функции по осуществлению общегосударственного финансового контроля в соответствии с законодательством возложены также на исполнительную власть РФ - Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ.

     Так, Государственная Дума рассматривает  и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый Правительством РФ (ст. 114 Конституции), а также отчеты об исполнении государственных внебюджетных фондов денежных средств (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют свои контрольные функции через создаваемые ими соответствующие комитеты и комиссии; финансовый контроль осуществляется в процессе проведения Государственной Думой слушаний по вопросам формирования и исполнения федерального бюджета. Федеральное Собрание РФ в соответствии с Конституцией РФ27 создает Счетную палату РФ, которая наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля.

     Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, с учетом которых строится финансовая политика, обращается с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ). Президент РФ осуществляет финансовый контроль через Контрольное управление и другие управления своей Администрации, а также через полномочных представителей семи федеральных округов. Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве РФ" осуществляет финансовый контроль, реализуя свои полномочия в области финансов.

     Итак, общегосударственный финансовый контроль осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, законодательные органы субъектов РФ, исполнительная власть РФ - Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, а также такие субъекты, как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ (Банк России), Министерство финансов РФ и пять федеральных служб, созданных в 2004 г. и находящихся в ведении Министерства финансов: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора. С сентября 2007 г. ФСФМ находится в ведении Правительства РФ.

Глава 3. Программа экономии государственных расходов

3.1. Причины принятия Программы экономии государственных расходов

       Состояние дел в бюджетной  сфере соответствует общему состоянию  экономики в последние годы. Кризис в производственном секторе и последовавшая за ним глубокая депрессия привели к тяжелейшему бюджетному кризису. Возросла государственная задолженность. Бюджетные долги были многократно воспроизведены во всех секторах экономики. Это привело к упадку расчетно-платежной дисциплины. Неплатежи в хозяйственном комплексе страны достигли в 1997 году рекордной отметки в 837,8 трлн.рублей, или 31,3 процента к ВВП. Заметно ухудшилось финансовое состояние предприятий, они испытывают острый недостаток оборотных средств. Краткосрочные резервы экономического роста в значительной мере исчерпаны.

       Проведение умеренно жесткой  бюджетной политики объяснялось  необходимостью сглаживать последствия экономического спада для бюджетной сферы, которая в условиях переходного периода была объективно наиболее уязвимой.

       Однако возможности государства  были явно переоценены. Многие  принимаемые законы и другие нормативные правовые акты не основывались на имеющихся у государства финансовых ресурсах. В результате данные обещания и обязательства остались неисполненными.

       В то же время не уделялось  достаточного внимания изысканию  внутренних резервов экономии бюджетных расходов. Разветвленная и крайне неэффективная система социальных льгот, государственных инвестиций, дотаций в отдельные отрасли производственной сферы, порождающие иждивенчество, нерациональное использование сети бюджетных учреждений, особенно в социальной сфере, громоздкий управленческий аппарат, дублирование в работе федеральных органов исполнительной власти, в составе которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пассивность в использовании имеющихся активов государства привели к распылению средств федерального бюджета; резервы экономии в последние годы не были задействованы в полной мере.

       Необходимо навести порядок в  расходовании бюджетных средств  и осуществлении бюджетного процесса. В этих целях разработана Программа экономии государственных расходов (далее именуется - Программа).

3.2. Задачи, цели и основные направления действия Программы

       Задачами Программы являются:

  • сбалансированность федерального бюджета, ликвидация «скрытого» дефицита бюджета;
  • создание базы для формирования и исполнения реального федерального бюджета.

       Реализация Программы позволяет:

  • погасить накопившуюся просроченную кредиторскую задолженность федерального бюджета перед населением и организациями;
  • осуществить инвентаризацию бюджетных назначений и разработать мероприятия по реструктуризации бюджетных обязательств.

     Программа направлена на экономию средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации после заключения соответствующих соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1998 г. № 495 «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов»28.

       Программа охватывает следующие  направления:

  • проведение инвентаризации бюджетной сети, сокращение количества юридических лиц и оптимизация численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее именуются - бюджетные организации);
  • анализ условий оплаты труда работников бюджетных организаций;
  • ликвидация и консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фондов и средств;
  • поэтапный отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;
  • обеспечение контроля за соблюдением бюджетными организациями лимитов потребления электро- и теплоэнергии;
  • усиление контроля за заключением договоров, определяющих обязательства бюджетных организаций;
  • урегулирование объемов кредиторской задолженности федерального бюджета перед населением и организациями;
  • инвентаризация и проверка законности и эффективности использования зданий, находящихся в федеральной собственности;
  • уточнение нормативной правовой базы с целью исключения бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.

 

Заключение

 

     Итак, финансовый контроль - это регламентированные нормами финансового права действия государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов, действующих на различных формах собственности, направленные на установление своевременности и правильности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные государственные фонды денежных средств, в фонды денежных средств, находящихся в иных формах собственности, а также на проверку законности и эффективности использования денежных, материальных и трудовых ресурсов в стране. Финансовый контроль охватывает своим воздействием в той или иной степени все звенья финансовой системы России.

     Государственный финансовый контроль можно подразделить на общегосударственный, ведомственный и внутрихозяйственный.

     Вторым  подвидом государственного финансового  контроля является ведомственный финансовый контроль. Он осуществляется в министерствах, службах, агентствах и других органах исполнительной власти руководителями соответствующих органов исполнительной власти и созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями, подчиненными непосредственно, как правило, руководителю органа исполнительной власти.

     Третий  подвид государственного финансового  контроля - это внутрихозяйственный государственный финансовый контроль. Он организуется на предприятиях и в организациях, функционирующих на праве государственной собственности (федеральных унитарных предприятиях, в том числе казенных; унитарных предприятиях субъектов РФ, в бюджетных учреждениях), и осуществляется руководителями соответствующих государственных предприятий, организаций, финансовыми отделами, бухгалтерией.

     Общегосударственный финансовый контроль осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, законодательные органы субъектов РФ, исполнительная власть РФ - Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, а также такие субъекты, как Счетная палата РФ, Центральный банк РФ (Банк России), Министерство финансов РФ и пять федеральных служб, созданных в 2004 г. и находящихся в ведении Министерства финансов: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора. С сентября 2007 г. ФСФМ находится в ведении Правительства РФ.

Информация о работе Государственный финансовый контроль