Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является обобщение дискуссионных концептуальных положений государственного финансового контроля.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить и систематизировать взгляды ученых на понятие, виды и значение государственного финансового контроля;

- исследовать функции и принципы организации государственного финансового контроля;

- выявить органы государственного финансового контроля в РФ;

- обосновать вопросы переориентации финансового контроля с учётом новой практики бюджетирования;

- выявить актуализацию ведомственного контроля в РФ;

Содержание работы

Введение 3

1. Характеристика финансового контроля………………………………………6

1.1. Понятие финансового контроля 6

1.2. Задачи, принципы, формы и методы финансового контроля 10

2.Государственные органы финансового контроля 18

2.1.Счётная палата РФ 18

2.2. Центральный банк РФ 21

2.3.Министерство финансов РФ 24

2.4.Федеральная налоговая служба 25

2.5.Федеральная служба по финансовому мониторингу 27

2.6.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 30

2.7.Федеральная служба страхового надзора 32

3. Программа экономии государственных расходов 35

3.1. Причины принятия Программы экономии государственных расходов 35

3.2. Задачи, цели и основные направления действия Программы 36

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая о ФДО.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

     Говоря  о необходимости оценки "реальных параметров рисков", что крайне необходимо в условиях рыночных отношений, следует подчеркнуть роль специалистов-математиков, занимающихся проблемой расчетов различных рисков.

     При осуществлении общегосударственного финансового контроля Банк России выполняет разнообразные функции. Важно отметить, что во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Велика роль ЦБ РФ и в сфере валютных отношений. Являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, Банк России организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, правила проведения банковских операций, бухгалтерской отчетности и учета для банковской системы, проверяет их соблюдение. Общегосударственный финансовый контроль Банк России осуществляет также при государственной регистрации кредитных организаций, выдаче им лицензий для проведения различных операций, в том числе и валютных, при отзыве лицензий и т.д. 
 

2.3.Министерство финансов РФ 

     Министерство  финансов РФ (Минфин России) действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.13

     В соответствии с указанным Положением Министерство финансов РФ является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

     Министерство  финансов РФ осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральным казначейством (федеральной службой), Федеральной налоговой службой, Федеральной службой страхового надзора, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также финансовый контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

     Министерство финансов РФ осуществляет общегосударственный финансовый контроль:

     - при реализации своих полномочий, связанных с составлением проекта  федерального бюджета и составлением  отчета об исполнении федерального  бюджета и консолидированного бюджета РФ;

     - при заключении от имени РФ договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

     - при управлении государственным  долгом РФ;

     - при организации формирования  и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

     - при проведении конкурсов и  заключении государственных контрактов  на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд Министерства, на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и т.д. 
 

2.4. Федеральная налоговая служба 

     Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

     Главной задачей Федеральной налоговой  службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и других платежей, установленных налоговым законодательством РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Федеральная налоговая служба:

     - проводит непосредственно и организует  работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

     - производит в министерствах и  ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, бюджетных смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

     - организует работу государственных  налоговых инспекций по учету,  оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

     - осуществляет другие функции.

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ14 полномочия налоговых органов при осуществлении общегосударственного финансового контроля проводят таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. 
 
 
 

2.5.Федеральная служба по финансовому мониторингу 

       Создание данного органа исполнительной власти в 2001 г. было обусловлено необходимостью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и противодействию финансирования терроризма, который по своему масштабу и характеру приобретал такую опасность, что требовалась максимальная координация совместных действий различных государств в борьбе с ним. В литературе отмечалось, что мировой опыт в области противодействия легализации "преступных" доходов насчитывает более десятка лет. Поэтому изучение указанного опыта необходимо для теории и практической деятельности в данной сфере общественной жизни России. В связи с этим К.С. Бельский подчеркивал, что "без контактов с зарубежными специалистами и их работами любая наука обречена на застой".15

     Правовой основой осуществления на международном уровне борьбы с отмыванием денежных средств являются международные соглашения. Первоначальные меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, как отмечалось в литературе, были направлены на доходы, получаемые от наиболее тяжких преступлений, таких, как распространение и сбыт наркотиков. 20 декабря 1988 г. в Вене была подписана Конвенция Организации Объединенных Наций "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ". Указанную Конвенцию подписали около 170 стран. Постановлением Верховного Совета СССР от 9 октября 1990 г. № 1711-1 "О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" была ратифицирована данная Конвенция, подписанная от имени СССР 19 января 1989 г., 8 ноября 1990 г., в г. Страсбург была принята Советом Европы Конвенция "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". В ст. 1 указанной Конвенции было дано более четкое, чем ранее, определение "доходов". Под доходами стали понимать любую экономическую выгоду, в какой бы форме она ни проявлялась.

     Данная  Конвенция была подписана и ратифицирована Россией в мае 1999 г. В соответствии с названными Конвенциями были выработаны единые принципы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, названы физические и юридические лица, которые обязаны были предпринимать установленные меры по борьбе с отмыванием капиталов, в частности инвестиционные компании, кредитные (организации) фонды, объединяющие трастовые счета, аудиторы, казино16 и т.д.

     Советом Европы в развитие положений Страсбургской  конвенции в целях избежания потери доверия граждан к банковской системе, обеспечения координации действий государств - участников Конвенции принимались соответствующие директивы, которыми не только определялись цели и результаты создания системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, но и предоставлялось право национальным властям самим определять, в какой форме, посредством каких процедур и механизмов эти цели должны быть достигнуты.17

     Подробный анализ международных подходов в  сфере противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, провел М.И. Филимонов.18

     В соответствии с Федеральным законом  от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"19 и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"20 в структуре Министерства финансов РФ был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России). В средствах массовой информации данный Комитет назвали финансовой разведкой. В связи с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти в 2004 г. Комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, находящемуся в ведении Министерства финансов РФ.

       В соответствии с Положением  о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307,21 Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

     Федеральная служба по финансовому мониторингу  осуществляет разнообразные полномочия, в частности контроль и надзор над выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; контроль над операциями с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в соответствии с федеральными законами приостановление операций с денежными средствами или иным имуществом; сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ, и т.д.

     В соответствии с названным Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ между Федеральной службой по финансовому мониторингу и Банком России было подписано Соглашение об информационном взаимодействии, согласно которому Банк России по письменному запросу ФСФМ предоставляет ей информацию и документы, необходимые данной Финансовой службе для выполнения возложенных на нее функций. Анализ, проведенный Филимоновым М.И., показал, что осуществление ФСФМ функций по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении кредитных организаций возможно только при непосредственном участии Банка России и что Банк России является единственным надзорным органом, осуществляющим такого рода "помощь" Росфинмониторингу.22 

2.6. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) - федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  действует в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278,23 и находится в ведении Министерства финансов РФ.

     В соответствии с Положением Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора  осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций.

       Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора осуществляет контроль и надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ, регулирующего осуществление контроля и надзора в сфере бюджетной деятельности.

Информация о работе Государственный финансовый контроль