Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обобщение дискуссионных концептуальных положений государственного финансового контроля.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить и систематизировать взгляды ученых на понятие, виды и значение государственного финансового контроля;
- исследовать функции и принципы организации государственного финансового контроля;
- выявить органы государственного финансового контроля в РФ;
- обосновать вопросы переориентации финансового контроля с учётом новой практики бюджетирования;
- выявить актуализацию ведомственного контроля в РФ;
Введение 3
1. Характеристика финансового контроля………………………………………6
1.1. Понятие финансового контроля 6
1.2. Задачи, принципы, формы и методы финансового контроля 10
2.Государственные органы финансового контроля 18
2.1.Счётная палата РФ 18
2.2. Центральный банк РФ 21
2.3.Министерство финансов РФ 24
2.4.Федеральная налоговая служба 25
2.5.Федеральная служба по финансовому мониторингу 27
2.6.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 30
2.7.Федеральная служба страхового надзора 32
3. Программа экономии государственных расходов 35
3.1. Причины принятия Программы экономии государственных расходов 35
3.2. Задачи, цели и основные направления действия Программы 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Промежуточное положение между тематической и комплексной проверками занимают счетная и счетно-аналитическая проверки, причем счетная проверка рассматривается как модернизированный вариант тематической, а счетно-аналитическая — как модификация комплексной
Счетная проверка представляет собой совокупность специальных приемов контроля за достоверностью бухгалтерских отчетов и балансов. При се проведении проверяют согласованность контролируемых показателей в различных формах отчетности, соответствие отчетных показателей записям в регистрах бухгалтерского учета и обоснованность учетных записей по данным первичных документов. Счетную проверку широко практикуют органы, контролирующие правильность платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также статистические и банковские органы, службы ведомственного контроля вышестоящих органов управления.
Счетно-аналитическая проверка в литературе рассматривается как специфическая форма контрольной деятельности контрольно-счетных палат. Она сочетает проведение документального контроля по данным бухгалтерского учета и отчетности с исследованием аналитических показателей производственно-хозяйственной деятельности, влияющих на ее финансовые результаты. Итоги счетно-аналитических проверок оформляются актами, имеющими такую же юридическую силу, как и акт, составленный по результатам ревизии.
Приемы финансового контроля классифицируются в зависимости от целей проверки, преимущественного характера востребованной информации и способов ее обработки. Они основаны на традиционных подходах, известных из курсов по анализу хозяйственной деятельности, финансовому анализу и аудиту.
Таблица 1. Классификация финансового контроля по видам, формам, методам и приемам
Вилы финансового контроля | |
1.
Государственный контроль:
Представительной власти, Исполнительной власти, судебной власти, ведомственный |
2. Негосударственным
контроль:
Внутрихозяйственный, независимый (аудит) |
Формы финансового контроля | |
1.
По времени осуществления:
предварительный, текущий, последующий |
2. По
широте охвата:
тематический, комплексный |
Методы финансового контроля | |
комплексная
проверка (ревизия)
счетно-аналитическая проверка, тематическая проверка, счетная проверка, обследование | |
Приемы (способы) финансового контроля | |
Правовые
Статистические, Учетные, финансово-экономические, экономико-математические |
Глава
2. Государственные органы
финансового контроля
2.1.
Счётная палата РФ
Счетная палата РФ в соответствии со ст. 101 Конституции РФ5 образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля исполнения федерального бюджета.
В соответствии со ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а к ведению Совета Федерации в соответствии со ст. 102 Конституции РФ - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Состав и порядок ее деятельности определен ФЗ от 11 января 1995 г. "О Счетной палате РФ".6
К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:
-
определение эффективности и
целесообразности расходов
-
оценка обоснованности
-
финансовая экспертиза
-
контроль законности и
Счетная
палата РФ, осуществляя
В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации, Счетная палата также публикует соответствующий материал в Бюллетене Счетной палаты РФ, который был основан в 1997 г. и выпускается в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате РФ".
Анализ материалов, опубликованных в Бюллетенях Счетной палаты РФ за несколько лет, свидетельствует о масштабности финансового контроля, осуществляемого рассматриваемым субъектом общегосударственного финансового контроля.
Аудиторы Счетной палаты РФ в соответствии с утвержденным планом работы на соответствующий год проводили проверки (в том числе тематические) целевого использования ассигнований, выделяемых из федерального бюджета различными органами исполнительной власти; исполнения бюджетов субъектов РФ; обоснованности возврата излишне уплаченных налогов и сборов из того или иного бюджета; организации работы федеральной налоговой службы и службой Федерального казначейства по исполнению доходных статей федерального бюджета, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на тот или иной год, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ; деятельности органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом в части учета и ведения реестров государственной собственности, обеспечения поступлений неналоговых доходов федерального бюджета, организации контроля достоверности, полноты и оперативности их перечисления в федеральный бюджет, по обеспечению поступлений доходов федерального бюджета от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, освобождаемого военного имущества и от реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, высвобождаемого военного имущества и от реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, и т.д.
Счетная палата РФ проводит проверки по устранению отмеченных ее аудиторами недостатков в хозяйственной и финансовой деятельности проконтролированных субъектов и направляет отчет о результатах проверки устранения недостатков в Государственную Думу, Совет Федерации и Полномочному представителю Президента РФ в соответствующий федеральный округ. Материалы по результатам проверки устранения недостатков направляются в средства массовой информации, как отмечалось ранее, публикуются в Вестнике Счетной палаты РФ.
С.М. Шахрай в интервью в связи с 10-летием выхода в свет первого номера Бюллетеня Счетной палаты РФ отмечал, что впервые "орган государственного финансового контроля был сформирован в России 350 лет назад. Однако между Счетной палатой новой России и ее прежними прототипами есть концептуальные различия. Те формировались самодержцами либо партийной верхушкой тоталитарного государства. Контрольное ведомство нынешней России формируется органом народного представительства - парламентом".
Подробный
анализ правового статуса, деятельности
Счетной палаты РФ, путей совершенствования
ее правового положения и повышения эффективности
ее контрольной деятельности провел Н.Д.
Погосян.7 Многие положения, сформулированные
ученым, по нашему мнению, имеют не только
теоретическое, но и практическое значение.
2.2. Центральный банк РФ
Центральный банк РФ (Банк России). Центральный банк РФ (Банк России) действует в соответствии с ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.8
Центральный банк РФ (Банк России), являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные правовые акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, действующих в сфере финансов. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту РФ информацию в порядке, установленном федеральными законами.
Подробно правовой статус Банка России, его компетенция рассматривались в главе I настоящего исследования. В настоящей главе необходимо подчеркнуть его роль как органа банковского надзора. В литературе отмечалось, что целью банковского надзора является проверка соблюдения кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов для поддержания стабильности банковской системы РФ и защиты интересов вкладчиков и кредитов.9
По мнению Н.А. Саттаровой, «банковский надзор включает в себя: установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля; получение у кредитных организаций необходимой информации об их деятельности, требование разъяснений по полученной информации; государственную регистрацию кредитных организаций; выдачу лицензий кредитным организациям на ведение банковских операций, их приостановление и отзыв; установление квалификационных требований к кандидатам на должности членов совета директоров, единоличного исполнительского органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации...».10
Среди задач Банка России по совершенствованию банковского надзора в свете совместного программного документа - заявления Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2001 г. "О стратегии развития банковского сектора РФ" в литературе называют проведение во взаимодействии с банковским сообществом работы по подготовке к внедрению международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках новых подходов к оценке достаточности капитала банков (Базель), в том числе изучение характера и масштаба необходимых изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в связи с внедрением указанных подходов.
Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции через свое специализированное подразделение - Комитет банковского надзора Банка России, который является постоянно действующим органом, чья компетенция определяется Положением о нем, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 10 августа 2004 г., Протокол № 21, с изменениями от 21 января 2005 г.
В литературе отмечалась необходимость усиления и использования таких эффективных подходов в осуществлении банковского надзора, как "пруденциального" и "риск - ориентированного".
Пруденциальному надзору (от англ. prude - благоразумный) или его называют еще "ранний", предварительный - уделяется большое внимание в банковской практике как мировой, так и в нашей стране. Однако следует отметить, что названный термин не получил закрепления в банковском законодательстве, но иногда используется в правовых актах Банка России. Задача данного вида надзора состоит в том, чтобы обнаружить на ранней стадии возникновение проблем, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации, в случае наличия достаточных данных о совершении правонарушения надзорный орган обязан привлечь банк к ответственности. Риск - ориентированный банковский надзор, как отмечается в литературе, базируется на методиках, ориентированных на выявление в деятельности кредитных организаций областей повышенного риска, на которых должны быть сосредоточены силы (ресурсы) надзорного органа для осуществления надзора в более интенсивном режиме.11
По мнению Е.Н. Пастушенко, "следует признать оптимальной и направленность деятельности Банка России на качественное совершенствование текущего надзора, прежде всего замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой реальных параметров рисков".12