Государственный кредит. Его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходиться сегодня без государственного кредита. Дополнительный импульс к использованию его механизмов был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе, то есть проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита и снижении их в период экономического подъема. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование государственного и муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический аспекты государственного и муниципального кредита 10
Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным кредитом 19
2.1. Сущность управления государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты Российской Федерации иностранным государствам 29
3.2. Структура и динамика внешнего и внутреннего долга Российской Федерации в 2004-2005 годах 33
3.3. Текущее состояние системы управления государственными заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56

Файлы: 1 файл

Тема 7.Госкредит и его значение в рыночной экономике.docx

— 103.78 Кб (Скачать файл)

|                                                                                                                                          |

|                                                                                                                                          |

|задолженность по финансовому  лизингу                                                                                                      |

|                                                                                                                                          |

|                                                                                                                                          |

|1,2                                                                                                                                       |

|1,2                                                                                                                                       |

|1,2                                                                                                                                       |

|                                                                                                                                          |

|                                                                                                                                          |

|прочая задолженность                                                                                                                      |

|                                                                                                                                          |

|                                                                                                                                          |

|0,1                                                                                                                                       |

|0,1                                                                                                                                       |

|1,5                                                                                                                                       |

|                                                                                                                                          |

 

 

Источник: Минфин РФ

 

 

 

 

 

 

[pic]

 

Рис. 3. Структура государственного внешнего долга, принятого Россией  в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 1 июля 2005 года)

Источник: ЦБ РФ

 

 

      Объем нового  российского долга по сравнению  с началом года сократился  на $0,9 млрд. – до $38,7 млрд. Обязательства в форме обращающихся долговых ценных бумаг увеличились с $28,9 до $29,1 млрд., составляя на отчетную дату 75% нового российского долга. Остальные категории задолженности снизились: кредиты международных финансовых организаций оценивались в $5,8 млрд. (15%), объем межправительственных займов – в $3,5 млрд. (9%), прочие обязательства, включая ГКО–ОФЗ, – в $0,3 млрд. (1%) (рис. 4). Внешний долг субъектов Российской Федерации уменьшился с $1,6 до $1,5 млрд.

      Обязательства  органов денежно-кредитного регулирования  увеличились с $8,2 до $9,0 млрд. В их составе задолженность по кредитам, предоставленным Международным валютным фондом в сумме $3,6 млрд., была полностью погашена (в том числе $3,3 млрд. – досрочно), объем прочей ссудной задолженности вырос на $4,3 млрд., наличная национальная валюта и депозиты – на $0,2 млрд.

      Благоприятная  ситуация в сфере государственного  внешнего долга явилась одним  из решающих факторов, повлиявших  на повышение суверенного кредитного  рейтинга России. Это, в свою  очередь, позитивно сказалось  на дальнейшем расширении возможностей  привлечения частным сектором  займов на внешних рынках. По  итогам отчетного периода задолженность  российских банков перед нерезидентами  возросла на $5,4 млрд. и составила на конец периода $37,9 млрд. Еще более динамично росли внешние заимствования нефинансовых предприятий: их объем увеличился на $15,2 млрд. – до $92,2 млрд., в том числе в кредитной форме – на $11,5 млрд.

 

 

[pic]

 

Рис. 4. Структура нового федерального государственного внешнего долга России (по состоянию на 1 июля 2005 года)

Источник: ЦБ РФ

 

 

      Соотношение  долгосрочных и краткосрочных  финансовых инструментов в структуре  внешней задолженности резидентов  практически не изменилось, сохраняясь  на уровне 83 и 17% соответственно. При этом объем долгосрочных  обязательств вырос с января  по июнь 2005 года на $12,0 млрд., краткосрочного долга – на $3,1 млрд. (рис. 5).

      Долговые  обязательства органов государственного  управления и денежно-кредитного  регулирования на отчетную дату  практически полностью (на 99%) были  представлены иностранными валютами. В задолженности частного сектора их доля равнялась 84%. В целом по всему объему внешнего долга соотношение иностранной и национальной валют было стабильным: обязательства в иностранной валюте составили 90% суммы долга ($208,3 млрд.), оставшаяся часть ($22 млрд., или 10%) была номинирована в российских рублях.

      13 мая 2005 г. между Россией и Парижским  клубом кредиторов было подписано  соглашение о досрочном погашении  российского внешнего долга клубу  на $15 млрд. по номиналу. Таким образом,  к концу 2005 г. совокупный объем  внешнего долга перед клубом  должен уменьшиться примерно  до $30 млрд. Досрочные платежи осуществляются  за счет средств Стабилизационного  фонда.

[pic]

 

 

Рис. 5. Краткосрочные и  долгосрочные иностранные обязательства  Российской Федерации в разрезе  секторов экономики (на 1 января и на 1 июля 2005 года)

Источник: ЦБ РФ

 

 

      Принимая  во внимание текущие рыночные  цены, погашение по номиналу фактически  означает, что Россия получила  дисконт. Первоначально на переговорах  российская сторона добивалась  дисконта к номиналу, а не к  рыночной цене по причине секьюритизации  Германией российских обязательств  с предоставлением инвесторам 10%-ного  дисконта ("Aries"). Парижский клуб  добивался премии, компромисс в  итоге был найден в погашении  по номиналу.

      В первый  транш погашения российского  долга перед Парижским клубом  вошли самые дорогие серии  задолженности. Экономия от досрочного  погашения составит до 2020 г. порядка  $6 млрд. По данным Минфина, средняя  ставка по этому сегменту бумаг  составляет 6,76 %.[33]

      Достижение  компромисса между Минфином и  Парижским клубом кредиторов  является безусловным достижением.  С одной стороны, это положительно  скажется на макроэкономических  параметрах, с другой же – ограничит  спекуляции относительно направления  расходования средств стабфонда.  С технической точки зрения, Минфин  за счет средств стабфонда,  находящихся на счетах в Банке  России, купит у ЦБ необходимый  объем иностранной валюты, при  этом произойдет сокращение золотовалютных  резервов и отрицательного чистого  кредита федеральному правительству,  который сложился к настоящему  времени.

      Представляется  целесообразным и в дальнейшем  направлять средства Стабилизационного  фонда РФ на досрочное погашение  данной категории задолженности  в ближайшие два-три года. Данный  шаг позволит разгрузить федеральный  бюджет от процентных расходов  в будущем при одновременном  нейтральном воздействии такой  операции на инфляционные процессы.

      В рамках  программы внешних заимствований  на 2006 г. предусматривается использование  кредитов и займов международных  финансовых организаций в объеме $959,94 млн., правительств иностранных  государств – $152,9 млн., предоставление  государственных гарантий в целях  поддержки экспорта на сумму  $1 млрд. Отметим также, что привлечение  финансовых (несвязанных) кредитов  и займов 2006 г. не предусматривается.

      Начало 2004 г.  было довольно многообещающим  для системы управления государственным  внутренним долгом. Основные надежды  были связаны с развитием рынка  государственных ценных бумаг,  включая, прежде всего, эмиссию  эталонных или индикативных выпусков  ценных бумах ("benchmarks") со  сроками обращения 3, 5 и 10 лет,  а также организации работы  на рынке первичных дилеров.  Принятие данных мер могло  бы обеспечить значительное повышение  ликвидности на российском рынке  государственных ценных бумаг.  Отчасти благодаря административной  реформе, отчасти из-за увлеченности  правительства вопросами расходования  излишков стабфонда, в 2004 г.  этим планам, к сожалению, так  и не суждено было осуществиться.  В результате, государственная долговая  политика ничего нового не  приобрела.

      По итогам 2004 г. государственный внутренний  долг увеличился на 93,3 млрд. руб. (или 14,1 %) и составил по состоянию на 1 января 2005 г. 756,791 млрд. руб. Прирост внутренней задолженности Правительства РФ обеспечивался только за счет ОФЗ-АД. За 2004 г. объем обязательств по этим бумагам увеличился на 166,8 млрд. руб. (44,1 %), при этом долг, представленный другими бумагами, сокращался. Печально, но на российском рынке госбумаг продолжает существовать всего один более или менее полноценно торгуемый инструмент. Более подробно структура государственного внутреннего долга по состоянию на начало 2004 и 2005 гг. представлена на рис. 6.

      Итак, если  в начале 2004 г. государственный  внутренний долг был представлен  шестью бумагами, то в начале 2005 г. их осталось всего три.  При этом доля ОФЗ-АД возросла  на 14,4 п.п., составив 71 %. Увеличился также удельный вес ОФЗ-ПД – на 2,4 п.п. – до 6 %. Доля ОФЗ-ФК напротив сократилась на 7 п.п. и составила 23 %.

[pic][pic]

 

Рис. 6. Структура внутреннего  долга Российской Федерации в 2004 г.

Источник: Минфин РФ

       

      Рынок государственных  ценных бумаг в 2004 г. был  довольно неспокойным, активное  размещение облигаций сменялось  ростом вторичного рынка. Ситуацию  на российском рынке государственных  облигаций в начале года определял  прогноз снижения ставок на  казначейские облигации США, а  также высокие показатели банковской  ликвидности, оптимистический инфляционный  прогноз на 2004 г. Однако летний  банковский кризис, проявившийся, в  частности, в снижении показателей  ликвидности, стал причиной снижения  объемов торгов на рынке. По  мере разрешения кризиса, ситуация  определенным образом нормализовалась.  В конце года были даже размещены  облигации Банка России, и агентство  "Fitch" присвоило России инвестиционный  рейтинг. Вместе с тем, рост  вероятности повышения ставки  рефинансирования ФРС в 2005 г.  и угроза несоблюдения инфляционных  целей добавляли рынку негатива.

      По итогам 2004 г. фактическое привлечение  финансовых ресурсов посредством  размещения федеральных государственных  ценных бумаг составило 176,19 млрд. руб., при этом объем погашения  ценных бумаг, номинированных  в российских рублях, составил 80,05 млрд. руб. Таким образом, сальдо  привлечения-погашения составило  96,14 млрд. руб., при том, что, согласно  Закону о федеральном бюджете  на 2004 г., предполагалось чистое привлечение  в объеме 140,65 млрд. руб.

      Распределение  объема фактической эмиссии (она  немного отличается от указанной  выше и составляет 176,24 млрд. руб.) по отдельным видам внутренних  государственных ценных бумаг  выглядит следующим образом: ГКО  – 3,96 млрд. руб., ОФЗ-ФК – 34,46 млрд. руб., ОФЗ-АД – 137,82 млрд. руб.

      Дюрация  рыночного долга в течение  2004 года возросла с 2,7 года до 4,8 года, что соответствует уровню  долговых рынков развитых государств.

      Говоря о  нерыночной части внутреннего  долга, следует заметить, что в  2004 г. завершилась реализация  государственной программы погашения  долговых товарных обязательств  перед населением. Расходов на  исполнение государственных гарантий  РФ в связи с отсутствием  требований на их исполнение не осуществлялось, хотя Программа на 2004 г. предусматривала выделение на эти цели 1,8 млрд. руб. Одновременно, было выдано гарантий на сумму 7,5 млрд. руб. (из предусмотренных 57,8 млрд. руб.).

      Согласно  данным Минфина России, государственный  внутренний долг на 1 января 2005 г.  составил 756,82 млрд. руб. (таблица 4, рис. 7).

 

 

[pic]

Рис. 7. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб.

Источник: Минфин РФ

 

 

 

      По состоянию  на 1 августа 2005 г. составил 819,827 млрд. руб. Таким образом, внутренний  долг с начала года увеличился 63,037 млрд. руб. или 8,3 %. В аналогичном периоде предыдущего, 2004 года внутренний долг федерального правительства увеличился на 50,949 млрд. руб. или 7,7 %.

      Как в  абсолютном, так и в относительном  выражении наибольший прирост  обязательств сложился в секторе  облигаций федерального займа  с постоянным купонным доходом  (ОФЗ-ПД) – 56,642 млрд. руб. или 130,8 %, таким образом, объем долга, выраженный данной бумагой составил на начало августа 2005 г. 99,949 млрд. руб.

      Таблица  4

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах

млрд. руб.

 

|Виды ценных бумаг           |ГКО                |ОФЗ-ПК             |ОФЗ-ПД             |ОФЗ-ФК             |ОФЗ-АД             |ОГНЗ               |ОРВВЗ 1992 года    |ОГСЗ               |Итого внутренний долг      |

Информация о работе Государственный кредит. Его сущность и значение