Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:34, реферат
Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходиться сегодня без государственного кредита. Дополнительный импульс к использованию его механизмов был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе, то есть проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита и снижении их в период экономического подъема. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований.
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование государственного и муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический аспекты государственного и муниципального кредита 10
Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным кредитом 19
2.1. Сущность управления государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты Российской Федерации иностранным государствам 29
3.2. Структура и динамика внешнего и внутреннего долга Российской Федерации в 2004-2005 годах 33
3.3. Текущее состояние системы управления государственными заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56
На 1 января
2005 года задолженность
Обязательства дебиторов России, не являющихся "клиентами" Парижского клуба кредиторов (исключая страны СНГ), на конец 2004 года оценивались суммой, эквивалентной $ 61,78 млрд. Годом ранее задолженность этой категории дебиторов оценивалась в $ 76,52 млрд. Таким образом, за год она уменьшилась на $ 14,74 млрд., или на 19,3 %.
Крупнейшими
должниками являлись Сирия,
Таблица 1
Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2005 год[30]
|Страна-заемщик
|
|
|
|
|
|
|Республика Болгария
|Социалистическая
|Республика Вьетнам
|Республика Индия
|Китайская Народная
|Республика
|Республика Куба
|ВТС
|ИТОГО
Объем долга бывших республик СССР по государственным кредитам по состоянию на начало 2005 года составил $ 3,28 млрд., за год он уменьшился на 1,5 % (с $ 3,33 млрд.).
Однако
оценить реальную сумму долгов
других стран перед РФ трудно,
поскольку кредиты, выданные
После
вступления в Парижский клуб
кредиторов Россия начала
Работа
с долговыми активами бывшего
СССР также осложняется тем,
что кредиты зачастую
В ближайшее время Россия намерена списать 100 % задолженности 16 беднейших стран. Общая сумма возможного списания составляет $ 688 млн. В основном речь идет о странах африканского континента, среди которых Бенин, Танзания, Замбия.
Условием
списания задолженности
Из 16 стран,
которые имеют задолженность
перед Россией, 7 стран успешно
завершили свое участие в
3.2. Структура и динамика
внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации в 2004-
Совокупный
объем внешнего долга
Объем нового
российского долга органов
Сумма долга бывшего СССР за 2004 г. снизилась на $2,2 млрд. (3,8 %). Несмотря на то, что объем обязательств по кредитам стран-членов Парижского клуба кредиторов продолжал увеличиваться (за счет процентной части) – на $0,6 млрд. (1,4 %), в основном снижение объема прочей задолженности на $2,4 млрд. (23 %) обеспечило указанное сокращение объема задолженности бывшего СССР.
Удельные веса нового российского долга и задолженности бывшего СССР в совокупном объеме внешнего долга по состоянию на 1 января 2005 г. составили 19 % и 27 % соответственно (21 % и 32 % в 2004 г.).
Более подробно
структура внешнего долга на
начало и конец 2004 г. представлена
на рис. 2. Как видно из рис. 2,
удельный вес обязательств
Доля внешнего долга банков возросла на 2 п.п. и составила 15 %. Объем банковской внешней задолженности за 2004 г. увеличился на $7,6 млрд. (30,5 %), прежде всего, за счет кредитов – рост на $7,6 млрд. (53,5 %).
Краткосрочные обязательства по состоянию на 1 января 2005 г. составили $34,7 млрд. или 16,4 % от общей суммы внешнего долга России ($36 млрд. или 19,4 % на 1 января 2003 г.). Объем долгосрочной задолженности составил $176,6 млрд. или $83,5 млрд. ($149,7 млрд. или 80,6 %).
[pic][pic]
Рис. 2. Структура внешнего долга Российской Федерации в 2004 г.
Источник: ЦБ РФ
Таким образом,
после отсутствия роста
По итогам первого полугодия 2005 года объем внешнего долга Российской Федерации оценивался в $230,3 млрд., увеличившись с начала года на $15,2 млрд. (таблица 3). За счет операций, включаемых в платежный баланс (новое привлечение, погашение и прощение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по невыплаченным процентам), объем долга вырос на $19,2 млрд., за счет прочих изменений, включая курсовую переоценку, снизился на $4,0 млрд.
В его составе по состоянию на 1 июля 2005 года 40 % ($91,2 млрд.) составляли обязательства органов государственного управления, 4 % ($9,0 млрд.) – задолженность органов денежно-кредитного регулирования, 56 % приходилось на частный сектор, в том числе 16 % ($37,9 млрд.) – на банковский сектор, 40 % ($92,2 млрд.) – на нефинансовые предприятия. За истекший период совокупные обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования сократились на $5,4 млрд., долг банков и предприятий, напротив, существенно увеличился – на $20,6 млрд.. Все это в итоге привело к увеличению доли частного сектора.
Во внешних
обязательствах органов
Таблица 3
Внешний долг Российской Федерации в I полугодии 2005 года
$ млрд.
|
|1 января
|2005 г.
|1 апреля
|2005 г.
|1 июля
|2005 г.
|
|Всего
|215,1
|221,2
|230,3
Информация о работе Государственный кредит. Его сущность и значение