Государственный кредит. Его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходиться сегодня без государственного кредита. Дополнительный импульс к использованию его механизмов был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе, то есть проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита и снижении их в период экономического подъема. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование государственного и муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический аспекты государственного и муниципального кредита 10
Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным кредитом 19
2.1. Сущность управления государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты Российской Федерации иностранным государствам 29
3.2. Структура и динамика внешнего и внутреннего долга Российской Федерации в 2004-2005 годах 33
3.3. Текущее состояние системы управления государственными заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56

Файлы: 1 файл

Тема 7.Госкредит и его значение в рыночной экономике.docx

— 103.78 Кб (Скачать файл)

       На 1 января 2005 года задолженность иностранных  государств перед Российской  Федерацией оценивалась суммой, эквивалентной $ 84,34 млрд. В том числе суммарный объем требований к 27 государствам-должникам России (без учета стран СНГ), являющимся "клиентами" Парижского клуба кредиторов, по состоянию на 1 января 2005 года составил $ 19,28 млрд.

       Обязательства  дебиторов России, не являющихся "клиентами" Парижского клуба  кредиторов (исключая страны СНГ), на конец 2004 года оценивались  суммой, эквивалентной $ 61,78 млрд. Годом ранее задолженность этой категории дебиторов оценивалась в $ 76,52 млрд. Таким образом, за год она уменьшилась на $ 14,74 млрд., или на 19,3 %.

       Крупнейшими  должниками являлись Сирия, Афганистан, КНДР, Ливия, Индия. В течение  2004 года обеспечены поступления  платежей в пользу Российской  Федерации от Бангладеш, Индии,  Лаоса, Марокко и Туниса.

 

 

 

Таблица 1

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим  лицам на 2005 год[30]

 

|Страна-заемщик                           |Валюта кредита    |Объем  кредита     |Расходы федерального  бюджета (млн. долл. США)                                                                                                        |

|                                         |                  |(млн. единиц)     |                                                                                                                                                     |

|                                         |                  |                  |всего           |по срокам погашения                                     |по направлениям предоставления  кредитов                                    |

|                                        |                    |               |                                                                                                                                                      |

|                                        |                    |               |всего             |по срокам погашения                                  |по направлениям предоставления  кредитов                                       |

|                                        |                    |               |                  |среднесрочные             |долгосрочные              |атомная             |тепло- и                     |прочие объекты,            |

|                                        |                    |               |                  |(от 2 до 10 лет)          |(более 10 лет)            |энергетика          |гидроэнергетика              |товары, услуги             |

|Республика Болгария                     |долл. США           |80,0           |3,262             |-                         |3,262                     |3,262               |-                            |-                          |

|Социалистическая                        |долл. США           |700,0          |44,780            |44,780                    |-                         |-                   |44,780                       |-                          |

|Республика Вьетнам                      |                    |               |                  |                          |                          |                    |                             |                           |

|Республика Индия                        |долл. США           |2 600,0        |422,191           |84,281                    |337,910                   |422,191             |-                            |-                          |

|Китайская Народная                      |долл. США           |2 500,0        |28,290            |22,590                    |5,700                     |28,290              |-                            |-                          |

|Республика                              |                    |               |                  |                          |                          |                    |                             |                           |

|Республика Куба                         |долл. США           |355,0          |147,500           |147,500                   |-                         |-                   |-                            |147,500                    |

|ВТС                                     |долл. США           |500,0          |100,000           |-                         |100,000                   |-                   |-                            |100,000                    |

|ИТОГО                                   |долл. США           |6 735,0        |746,023           |299,151                   |446,872                   |453,743             |44,780                       |247,500                    |

 

 

       Объем  долга бывших республик СССР  по государственным кредитам  по состоянию на начало 2005 года  составил $ 3,28 млрд., за год он уменьшился на 1,5 % (с $ 3,33 млрд.).

       Однако  оценить реальную сумму долгов  других стран перед РФ трудно, поскольку кредиты, выданные бывшим  СССР развивающимся странам, зачастую  учитывались в рублях. В начале 90-х годов ХХ века Россия  унаследовала от бывшего СССР  суверенные долги иностранных  государств номинальной стоимостью  более $ 100 млрд. Впоследствии за счет начисленных процентов и дополнительных кредитов эта сумма возросла до примерно $ 130-140 млрд., однако это чисто статистическая цифра – реальная стоимость суверенных долгов была значительно меньше.

       После  вступления в Парижский клуб  кредиторов Россия начала приводить  учет суверенной задолженности  к международным стандартам и  правилам, что привело к снижению  номинальной суммы долга. В  ряде случаев России пришлось  наравне с другими государствами-кредиторами  списывать часть безнадежного  долга и реструктурировать задолженность  ряда развивающихся стран, чтобы  обеспечить получение платежей  по оставшейся сумме долга.  В то же время членство в  Парижском клубе позволило России  получить от своих должников  около $ 300-400 млн. по практически безнадежной задолженности.

       Работа  с долговыми активами бывшего  СССР также осложняется тем,  что кредиты зачастую выдавались  по политическим мотивам и  большинство из них не обслуживались  до вступления в клуб стран-кредиторов.

       В ближайшее  время Россия намерена списать  100 % задолженности 16 беднейших стран. Общая сумма возможного списания составляет $ 688 млн. В основном речь идет о странах африканского континента, среди которых Бенин, Танзания, Замбия.

       Условием  списания задолженности беднейших  стран перед Россией станет  выполнение с их стороны определенных  требований по прозрачности своих  финансов, по расходам бюджетов, по направлениям, связанным с  борьбой с бедностью. Деньги, которые  они должны были заплатить,  будут направлены на борьбу  с бедностью, на улучшение здравоохранения  и образования в этих государствах.

       Из 16 стран,  которые имеют задолженность  перед Россией, 7 стран успешно  завершили свое участие в многосторонней  Инициативе по облегчению долгового  бремени беднейших стран (Инициатива HIPC) и, соответственно, могут быстрее  других получить дополнительное  списание от России. Еще 6 стран,  участвующих в Инициативе HIPC, по  сути тоже смогут вскоре получить  долговое облегчение, еще 3 страны  только начинают работу в этом  направлении.

 

3.2. Структура и динамика  внешнего и внутреннего долга  Российской Федерации в 2004-2005 годах

 

 

 

      Совокупный  объем внешнего долга экономики  России за 2004 г. увеличился на $25,5 млрд. (на 13,8 %), составив $211,4 млрд. ($28,8 млрд. или 18,8 % в 2003 г.). Согласно методологии, применяемой Банком России, внешний долг на отчетную дату представляет собой невыплаченную сумму текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая требует выплаты процентов и/или основного долга в будущем. В сумму внешнего долга не включаются участие в капитале, а также гарантии, открытые кредитные линии и прочие условные обязательства.[32]

      Объем нового  российского долга органов государственного  управления за 2004 г. возрос на $1 млрд. (2,6 %), прежде всего, за счет увеличения обязательств по еврооблигациям, выпущенным при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов – на $1,8 млрд. (10,7 %).

      Сумма долга  бывшего СССР за 2004 г. снизилась  на $2,2 млрд. (3,8 %). Несмотря на то, что объем обязательств по кредитам стран-членов Парижского клуба кредиторов продолжал увеличиваться (за счет процентной части) – на $0,6 млрд. (1,4 %), в основном снижение объема прочей задолженности на $2,4 млрд. (23 %) обеспечило указанное сокращение объема задолженности бывшего СССР.

      Удельные  веса нового российского долга  и задолженности бывшего СССР  в совокупном объеме внешнего  долга по состоянию на 1 января 2005 г. составили 19 % и 27 % соответственно (21 % и 32 % в 2004 г.).

      Более подробно  структура внешнего долга на  начало и конец 2004 г. представлена  на рис. 2. Как видно из рис. 2, удельный вес обязательств нефинансовых  предприятий в общем объеме  внешнего долга экономики за 2004 г. возрос на 5 процентных пунктов  (п.п.) и составил 35,5 %, их объем возрос на $18,6 млрд. (33,8 %), в основном за счет увеличения по группе прочих кредитов на $14,6 млрд. (36 %).

      Доля внешнего  долга банков возросла на 2 п.п.  и составила 15 %. Объем банковской внешней задолженности за 2004 г. увеличился на $7,6 млрд. (30,5 %), прежде всего, за счет кредитов – рост на $7,6 млрд. (53,5 %).

      Краткосрочные  обязательства по состоянию на 1 января 2005 г. составили $34,7 млрд. или 16,4 % от общей суммы внешнего долга России ($36 млрд. или 19,4 % на 1 января 2003 г.). Объем долгосрочной задолженности составил $176,6 млрд. или $83,5 млрд. ($149,7 млрд. или 80,6 %).

[pic][pic]

Рис. 2. Структура внешнего долга Российской Федерации в 2004 г.

Источник: ЦБ РФ

 

 

      Таким образом,  после отсутствия роста внешнедолговых  обязательств в III квартале 2004 г., когда объем внешнего долга  даже сократился на $0,4 млрд., приток  капитала в Россию в IV квартале, составивший $10,8 млрд., обеспечил  увеличение общего объема внешнего  долга РФ до $211,4 млрд.

      По итогам  первого полугодия 2005 года объем внешнего долга Российской Федерации оценивался в $230,3 млрд., увеличившись с начала года на $15,2 млрд. (таблица 3). За счет операций, включаемых в платежный баланс (новое привлечение, погашение и прощение основного долга, операции на вторичном рынке, изменение задолженности по невыплаченным процентам), объем долга вырос на $19,2 млрд., за счет прочих изменений, включая курсовую переоценку, снизился на $4,0 млрд.

      В его  составе по состоянию на 1 июля 2005 года 40 % ($91,2 млрд.) составляли обязательства органов государственного управления, 4 % ($9,0 млрд.) – задолженность органов денежно-кредитного регулирования, 56 % приходилось на частный сектор, в том числе 16 % ($37,9 млрд.) – на банковский сектор, 40 % ($92,2 млрд.) – на нефинансовые предприятия. За истекший период совокупные обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования сократились на $5,4 млрд., долг банков и предприятий, напротив, существенно увеличился – на $20,6 млрд.. Все это в итоге привело к увеличению доли частного сектора.

      Во внешних  обязательствах органов государственного  управления наибольшую долю занимала  задолженность, принятая на себя  Россией в качестве правопреемницы  бывшего СССР, – 55,9 % ($51,0 млрд.), в том числе на долг перед Парижским клубом кредиторов приходилось 75 % задолженности бывшего СССР ($38,4 млрд.), на бывшие социалистические страны – 5% ($2,5 млрд.), на ОВГВЗ – 4 % ($1,9 млрд.), на прочие категории долга – 16% ($8,2 млрд.) (рис. 3).

      Таблица  3

Внешний долг Российской Федерации  в I полугодии 2005 года

$ млрд.

 

|                                                                                                                                          |

|1 января                                                                                                                                  |

|2005 г.                                                                                                                                   |

|1 апреля                                                                                                                                  |

|2005 г.                                                                                                                                   |

|1 июля                                                                                                                                    |

|2005 г.                                                                                                                                   |

|                                                                                                                                          |

|Всего                                                                                                                                     |

|215,1                                                                                                                                     |

|221,2                                                                                                                                     |

|230,3                                                                                                                                     |

Информация о работе Государственный кредит. Его сущность и значение