Государственный кредит. Его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:34, реферат

Описание работы

Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходиться сегодня без государственного кредита. Дополнительный импульс к использованию его механизмов был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе, то есть проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита и снижении их в период экономического подъема. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование государственного и муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический аспекты государственного и муниципального кредита 10
Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным кредитом 19
2.1. Сущность управления государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты Российской Федерации иностранным государствам 29
3.2. Структура и динамика внешнего и внутреннего долга Российской Федерации в 2004-2005 годах 33
3.3. Текущее состояние системы управления государственными заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56

Файлы: 1 файл

Тема 7.Госкредит и его значение в рыночной экономике.docx

— 103.78 Кб (Скачать файл)

[13] Орлов М.Ф. Теория  государственного кредита. –  СПб., 1832. С. 304.

[14] Макконнелл К.Р., Брю  С.Л. Экономика: принципы, проблемы  и политика. В 2 т. – М.: БЕК, 2002. Т. 1. С. 369–371.

[15] Данилов Ю. Особенности  национального управления государственным  долгом // ЭКО. 2005. № 9. С. 34.

[16] Современный финансово-кредитный  словарь / По ред. М.Г. Лапусты,  П.С. Никольского. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 488.

[17] Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 101.

[18] Хамов Р.Н. Особенности  управления государственным долгом  в России // Финансы. 2005. № 5. С. 14.

[19] Инкин А. Логика управления  государственным долгом // Рынок  ценных бумаг. 2001. № 21. С. 78.

[20] Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 106.

[21] Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 108.

[22] Там же. Ст. 110.

[23] Там же. Ст. 113.

[24] Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 116.

[25] Головачев Д.Л. Государственный  долг: теория, российская и мировая  практика. – М.: ЧеРо, 2001. С. 155.

[26] Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 119.

[27] Там же. Ст. 119.

[28] Там же. Ст. 120.

[29] Вавилов А., Трофимов  Г. Стабилизация и управление  государственным долгом России // Вопросы экономики. 2002. № 12. С. 64.

[30] Федеральный закон №  173-ФЗ от 23.12.2004 г. "О федеральном  бюджете на 2005 год".

[31] Федеральный закон № 189-ФЗ от 26.12.2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 год".

[32] Официальный сайт Центрального  Банка РФ: www.cbr.ru.

[33] Официальный сайт Министерства  финансов РФ: www.minfin.ru.

[34] Концепция единой системы  управления государственным долгом  Российской Федерации (проект). –  М.: Правительство РФ, 2003.

[35] Концепция единой системы  управления государственным долгом  Российской Федерации (проект). –  М.: Правительство РФ, 2003.

 

-----------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международных финансово-кредитных  организаций

 

 

Государственным органам  исполнительной власти

 

 

Предприятиям- нерезидентам

 

 

Предприятиям-резидентам

 

 

Межгосударственный

 

Межбюджетный

 

 

Внешний

 

 

 

Внутренний

 

 

 

Государственный кредит

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие государственного  кредита…………………………………………4-5

1.1 Социально-экономическое  содержание государственных заимствований...............................................................................................6-7

1.2 Отличие государственного  кредита от банковского кредита…………8-9

2. Понятие государственного  долга……………………………………….10-12

2.1 Формы государственного  долга………………………………………..13-15

2.2 Управление государственным  долгом…………………………………16-17

3. Сущность дефицита бюджета……………………………………………18-20

Заключение…………………………………………………………………...21-22

Список литературы…………………………………………………………….23

 

Введение

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства  и муниципальных образований  и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется  государственный кредит.

Вслед за деньгами изобретение  кредита является гениальным открытием  человечества. Благодаря кредиту  сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет возможность  увеличить свои ресурсы, расширить  хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.

Слово «кредит» произошло  от латинского creditum — ссуда, долг, credere — верить. В толковом словаре  В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера вдолг, забор, дача и прием денег или товаров  на счет, на срок». В современном  русском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общепринятом смысле, кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. 

Кредит имеет несколько  форм. Кредитные отношения получили широкое распространение в современной  российской экономике. Кредит выступает  опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия  и объединения, так и малые  производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные  граждане.

1. Понятие государственного  кредита

Государственный кредит —  совокупность экономических отношений  между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, в которых оно  выступает в качестве заемщика, кредитора  или гаранта. Совокупность этих отношений  называется государственным кредитом в широком смысле слова. Та часть  кредитных отношений, в которых  государство выступает в качестве кредитора, — государственным кредитованием. Та часть, где государство выступает  в качестве заемщика, - государственными заимствованиями. Государственные  заимствования Российской Федерации  – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц  и иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими организациями.

Государственный (муниципальный) кредит применяется, наряду с другими  способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципального образования) и решения стоящих перед ним  проблем, в первую очередь, проблем  бюджетного дефицита.

Как экономическая категория  государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических  денежных отношений, возникающих в  связи с привлечением государством и муниципальными образованиями  на добровольных и платных началах  для временного использования свободных  денежных средств юридических и  физических лиц в целях формирования ссудного фонда. Вместе с, тем государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным  институтом финансового права. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем  достижения баланса доходов и  расходов

бюджета.

С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные  правовыми нормами отношения  по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется  внутренний (а на уровне Федерации  — и внешний) государственный  долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму  задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный  долг как сумму расходов государства  по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил. Соответственно муниципальный внутренний долг — общая сумма задолженности  муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам.

 

1.1 Социально экономическое  содержание государственных заимствований 

Важнейшей причиной развития государственных заимствований  является дефицитность бюджета. Дефицит  может быть покрыт двумя способами: либо денежной эмиссией, либо заимствованиями. Первый способ при определенных условиях может непосредственно вести  к росту инфляции.

Источниками  финансирования дефицита федерального бюджета могут  быть:

   * внутренние источники  в форме: кредитов, полученных  Российской Федерацией от кредитных  организаций в валюте Российской  Федерации; государственных займов, осуществляемых путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации; бюджетных ссуд и  бюджетных кредитов, полученных  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации; поступлений от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности; сумм превышения  доходов над расходами по государственным  запасам и резервам; изменений  остатков средств на счетах  по учету средств федерального  бюджета;

   * внешние источники  в форме: государственных займов, осуществляемых в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской  Федерации; кредитов правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых  организаций, предоставленных в  иностранной валюте.

Как экономическая категория  государственные заимствования  находятся на стыке двух видов  денежных отношений — финансов и  кредита, интегрируют их черты. По своему целевому назначению государственные  заимствования являются инструментом формирования денежных фондов государства, а значит и звеном финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации они представляют собой  одну из форм кредита.

Государство заимствует деньги в двух основных формах: займов и  выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, иностранного государства, МВФ и т.п.). Вторая связана  с выпуском ценных бумаг и размещением  их среди населения или финансовых и кредитных организаций. Несмотря на разные механизмы мобилизации  государственного кредита, обе эти  формы имеют одинаковое экономическое  содержание. Оно заключается в  поступлении заемных ресурсов в  бюджет и соответствующем возрастании  государственного долга в виде кредитных  обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.

Государственные заимствования  могут быть внутренними, когда кредиторами  являются юридические и физические лица - резиденты, и внешними или  международными, когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты.

Основная форма государственного кредита — государственные займы, классифицируются по ряду признаков:

   * по праву эмиссии  займы делятся на размещаемые  центральными, субфедеральными и  местными органами управления;

   * по признаку держателей  ценных бумаг займы могут классифицироваться  на размещаемые только среди  населения или только среди  юридических лиц, и универсальные,  т.е. размещаемые среди тех  и других;

   * по срокам погашения  займы подразделяются на краткосрочные  (до I года), среднесрочные (от 1 до 5 лет)  и долгосрочные (свыше 5 и до 30 лет);

   * По месту размещения  различают внутренние займы (в  национальной валюте) и внешние,  размещаемые на зарубежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика  или третьей страны).

 

1.2 Отличия государственного  кредита от банковского кредита

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному  кредиту, характерны для любых кредитных  отношений. Однако между государственным  и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической  и правовой стороны.

Не случайно еще в 1832 г. русский финансист М.Ф. Орлов в  своей работе «Теория государственного кредита» отмечал, что «кредит публичный, или государственный, и кредит частный  кроме имени и цели имеют мало подобия».

Основная особенность  государственного кредита заключается  в непроизводительном использовании  капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют  в кругообороте производительного  капитала, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения  процентов за пользование государственным  и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. Характерной  чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной  стоимости. С правой точки зрения в отношениях банковского кредита  участвуют две стороны: банк —  в роли кредитора, юридические и  физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите  заемщиком, как правило, всегда является государство либо муниципальное  образование. Если отношения банковского  кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту  гражданско-правовых отношений, то результатом  госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

Так же выделяют и другие различия между государственным  и банковским кредитом:

1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком,  а не кредитором. При банковском  кредите, наоборот, кредитор обладает  всей полнотой прав, предоставляемых  законом в случае неисправности  должника.

2. Учитывая особую роль  государства, оно заключает долгосрочные  займы без обеспечения их каким-либо  залогом, тогда как при заключении  договоров долгосрочных банковских  ссуд необходимо предоставление  залога.

3. При банковском кредите  договор банковской ссуды заключается  на условиях равенства сторон. Применение принципа диспозитивности,  в регулировании отношений по  банковскому кредиту абсолютно  несовместимо с элементом принуждения  при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите  принуждение «имеет иногда место  при заключении займа».

 

2. Понятие государственного  долга

Государственный кредит напрямую связан с такими финансово-правовыми  категориями, как государственный  долг и муниципальный долг. Так, в  результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется  внутренний государственный долг, с  материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности  государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам. Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный  долг, представляющий собой сумму  расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых  уже наступил.

Информация о работе Государственный кредит. Его сущность и значение