Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:34, реферат
Ни одна из развитых или развивающихся стран не обходиться сегодня без государственного кредита. Дополнительный импульс к использованию его механизмов был получен в результате исследований экономистов, которые показали возможность балансировки бюджета не на ежегодной, а на циклической основе, то есть проведения в период экономического спада политики стимулирования совокупного спроса за счет увеличения государственных расходов и бюджетного дефицита и снижении их в период экономического подъема. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований.
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование государственного и муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический аспекты государственного и муниципального кредита 10
Глава 2. Особенности управления государственным и муниципальным кредитом 19
2.1. Сущность управления государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты Российской Федерации иностранным государствам 29
3.2. Структура и динамика внешнего и внутреннего долга Российской Федерации в 2004-2005 годах 33
3.3. Текущее состояние системы управления государственными заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56
[13] Орлов М.Ф. Теория государственного кредита. – СПб., 1832. С. 304.
[14] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2 т. – М.: БЕК, 2002. Т. 1. С. 369–371.
[15] Данилов Ю. Особенности
национального управления
[16] Современный финансово-
[17] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 101.
[18] Хамов Р.Н. Особенности
управления государственным
[19] Инкин А. Логика управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. 2001. № 21. С. 78.
[20] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 106.
[21] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 108.
[22] Там же. Ст. 110.
[23] Там же. Ст. 113.
[24] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 116.
[25] Головачев Д.Л.
[26] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ. Ст. 119.
[27] Там же. Ст. 119.
[28] Там же. Ст. 120.
[29] Вавилов А., Трофимов Г. Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики. 2002. № 12. С. 64.
[30] Федеральный закон № 173-ФЗ от 23.12.2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 год".
[31] Федеральный закон № 189-ФЗ от 26.12.2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 год".
[32] Официальный сайт Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
[33] Официальный сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru.
[34] Концепция единой системы
управления государственным
[35] Концепция единой системы
управления государственным
-----------------------
Международных финансово-кредитных организаций
Государственным органам исполнительной власти
Предприятиям- нерезидентам
Предприятиям-резидентам
Межгосударственный
Межбюджетный
Внешний
Внутренний
Государственный кредит
Введение…………………………………………………………
1. Понятие государственного кредита…………………………………………4-5
1.1 Социально-экономическое
содержание государственных
1.2 Отличие государственного
кредита от банковского
2. Понятие государственного долга……………………………………….10-12
2.1 Формы государственного долга………………………………………..13-15
2.2 Управление государственным долгом…………………………………16-17
3. Сущность дефицита бюджета……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный кредит.
Вслед за деньгами изобретение кредита является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, имеют двойной шанс: либо применить способности и полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела, либо ускорить достижение потребительских целей, получить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми они могли бы владеть лишь в будущем.
Слово «кредит» произошло от латинского creditum — ссуда, долг, credere — верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера вдолг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общепринятом смысле, кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности.
Кредит имеет несколько
форм. Кредитные отношения получили
широкое распространение в
1. Понятие государственного кредита
Государственный кредит —
совокупность экономических отношений
между государством, с одной стороны,
юридическими и физическими лицами
— с другой, в которых оно
выступает в качестве заемщика, кредитора
или гаранта. Совокупность этих отношений
называется государственным кредитом
в широком смысле слова. Та часть
кредитных отношений, в которых
государство выступает в
Государственный (муниципальный) кредит применяется, наряду с другими способами, для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства (муниципального образования) и решения стоящих перед ним проблем, в первую очередь, проблем бюджетного дефицита.
Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях формирования ссудного фонда. Вместе с, тем государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным институтом финансового права. Он является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов
бюджета.
С правовой точки зрения государственный
(муниципальный) кредит — это урегулированные
правовыми нормами отношения
по аккумуляции государством и муниципальными
образованиями свободных
В результате реализации финансово-правовых
отношений по госкредиту формируется
внутренний (а на уровне Федерации
— и внешний) государственный
долг, с материальной точки зрения
представляющий собой общую сумму
задолженности государства по непогашенным
долговым обязательствам и невыплаченным
по ним процентам. Такой долг называется
капитальным государственным
1.1 Социально экономическое
содержание государственных
Важнейшей причиной развития государственных заимствований является дефицитность бюджета. Дефицит может быть покрыт двумя способами: либо денежной эмиссией, либо заимствованиями. Первый способ при определенных условиях может непосредственно вести к росту инфляции.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут быть:
* внутренние источники
в форме: кредитов, полученных
Российской Федерацией от
* внешние источники
в форме: государственных
Как экономическая категория государственные заимствования находятся на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, интегрируют их черты. По своему целевому назначению государственные заимствования являются инструментом формирования денежных фондов государства, а значит и звеном финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации они представляют собой одну из форм кредита.
Государство заимствует деньги в двух основных формах: займов и выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, иностранного государства, МВФ и т.п.). Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций. Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита, обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно заключается в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем возрастании государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.
Государственные заимствования могут быть внутренними, когда кредиторами являются юридические и физические лица - резиденты, и внешними или международными, когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты.
Основная форма
* по праву эмиссии займы делятся на размещаемые центральными, субфедеральными и местными органами управления;
* по признаку держателей
ценных бумаг займы могут
* по срокам погашения
займы подразделяются на
* По месту размещения
различают внутренние займы (в
национальной валюте) и внешние,
размещаемые на зарубежных
1.2 Отличия государственного кредита от банковского кредита
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической и правовой стороны.
Не случайно еще в 1832 г. русский финансист М.Ф. Орлов в своей работе «Теория государственного кредита» отмечал, что «кредит публичный, или государственный, и кредит частный кроме имени и цели имеют мало подобия».
Основная особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. С правой точки зрения в отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора, юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство либо муниципальное образование. Если отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.
Так же выделяют и другие различия между государственным и банковским кредитом:
1. В отношениях по
2. Учитывая особую роль
государства, оно заключает
3. При банковском кредите
договор банковской ссуды
2. Понятие государственного долга
Государственный кредит напрямую
связан с такими финансово-правовыми
категориями, как государственный
долг и муниципальный долг. Так, в
результате реализации финансово-правовых
отношений по госкредиту формируется
внутренний государственный долг, с
материальной точки зрения представляющий
собой общую сумму
Информация о работе Государственный кредит. Его сущность и значение