Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра финансов и государственного
регулирования экономики
Реферат по курсу финансы
и кредит на тему:
Государственный кредит. Его
сущность и значение.
Выполнила студентка III курса
Группы 3105
Амбарцумян К.Г.
Проверил кандидат экономических
наук, доцент кафедры
Буга А.В.
Дата сдачи_________
Оценка_________
Подпись преподавателя_________
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Министерство образования
и науки РФ
Федеральное агентство по
образованию
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального
образования
Всероссийского Заочного
Финансово-Экономического Института
филиал в г.Туле
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Государственные
и муниципальные финансы»
на тему: «Роль государственного
и муниципального кредитов в формировании
бюджетных ресурсов»
|Выполнил: студент 4 курса
|
|факультет МиМ
|
|специальность ГМУ
|
|группа дневная
|
|
|
|Проверил: Бушинская Т.В.
|
г.Тула
2006 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое
регулирование государственного и
муниципального кредитов 5
1.1. Понятие и значение
государственного и муниципального
кредита в Российской Федерации 5
1.2. Правовой и экономический
аспекты государственного и муниципального
кредита 10
Глава 2. Особенности управления
государственным и муниципальным
кредитом 19
2.1. Сущность управления
государственным кредитом 19
2.2. Формы и методы
управления государственным долгом 25
Глава 3. Государственный
кредит в современной России: особенности
и тенденции развития 29
3.1. Государственные кредиты
Российской Федерации иностранным
государствам 29
3.2. Структура и динамика
внешнего и внутреннего долга
Российской Федерации в 2004-2005
годах 33
3.3. Текущее состояние
системы управления государственными
заимствованиями 45
Заключение 54
Использованная литература 56
Введение
Государственный
кредит – важный элемент финансов.
Роль
государственного кредита в современных
условиях трудно переоценить.
В условиях постоянного роста
ВВП, перераспределяемого через
государственный бюджет, одной их
актуальных задач экономической
политики различных государств
мира является решение проблемы
сбалансированности бюджетов различных
уровней и поиск способов финансирования
их дефицита. Это реализуемо с
помощью государственного кредита.
Ни одна
из развитых или развивающихся
стран не обходиться сегодня
без государственного кредита.
Дополнительный импульс к использованию
его механизмов был получен
в результате исследований экономистов,
которые показали возможность
балансировки бюджета не на
ежегодной, а на циклической
основе, то есть проведения в
период экономического спада
политики стимулирования совокупного
спроса за счет увеличения
государственных расходов и бюджетного
дефицита и снижении их в
период экономического подъема.
Обратной стороной кредитных
отношений в этом случае выступает
государственный долг, который возникает
в результате государственных
заимствований.
Государственный
кредит в современных условиях
– это совокупность финансовых
отношений, между государством, с
одной стороны, и физическими
и юридическими лицами – с
другой, в которых государство
выступает одной из сторон
кредитных операций – кредитором,
заемщиком или гарантом.
В качестве
заемщика государство выступает
постоянно, покрывая свой бюджетный
дефицит через внутренние и
внешние займы. Государство берет
деньги в долг для решения
социальных и технических проблем,
а также для покрытия ранее
возникших долгов и выплаты
процентов по ним. Кроме того,
государство может выступать
гарантом по обязательствам различных
физических или юридических лиц.
В качестве гаранта государство
в лице правительства или субфедеральных
органов власти выступает в
заемных операциях на внешнем
рынке непосредственно либо через
специально созданные государственные
структуры. Заемщиками кредитов
по межгосударственным операциям
являются предприятия или коммерческие
банки. В рамках рассматриваемых
отношений государство может
выступать и как кредитор, предоставляя
кредиты иностранным государствам,
юридическим или физическим лицам.
Государственные
кредиты активно используются
в наши дни. Однако отсутствие
на современном этапе целостной
государственной политики по
привлечению и использованию
внешних финансовых ресурсов ведет к образованию
внешней задолженности, которая становится
серьезным препятствием на пути экономических
преобразований.
Интерес
финансистов к проблемам государственных
заимствований не снижается. Обусловлен
он тем, что проблема государственного
долга – это ключ к макроэкономической
стабилизации в стране. От ее
решения зависят состояние федерального
бюджета, золотовалютных резервов,
стабильность национальной валюты,
уровень процентных ставок, инфляции,
инвестиционный климат. Кроме того,
принимая во внимание попытки
наших международных кредиторов
использовать долговую проблему
для политического давления на
Россию, грамотное урегулирование
государственного долга становится
фактором национальной безопасности
и условием проведения самостоятельной
внешней, да и внутренней политики.
Все вышесказанное
обуславливает актуальность выбранной
темы работы, цель которой –
исследовать роль государственного
и муниципального кредита в
формировании бюджетных ресурсов
государства и изучить проблемы,
возникающие в ходе этого процесса.
Для достижения
поставленной цели необходимо
решить задачи:
- исследовать социально-экономическую
сущность государственного и
муниципального кредита, его формы
и методы;
- изучить правовые основы государственного
и муниципального кредита;
- проанализировать деятельность
Правительства РФ по управлению
государственным и муниципальным
кредитом;
- выявить основные проблемы управления
государственным и муниципальным
кредитом и предложить пути
их решения.
Объектом
исследования является система
государственного и муниципального
кредита Российской Федерации.
Предмет
исследования – проблемы управления
государственным и муниципальным
кредитом России и пути их
решения.
При проведении
исследования использовались методы
финансового, статистического и
системного анализа.
Теоретической
базой исследования послужили
нормативно-правовые акты РФ, труды
отечественных экономистов, посвященные
вопросам управления государственным
кредитом, в частности, А.П. Вавилова,
Д.Л. Головачева, М.М. Прошунина, материалы
периодической печати, данные Министерства
финансов и Центрального Банка РФ.
Глава 1. Понятие и правовое
регулирование государственного и
муниципального кредитов
1.1. Понятие и значение
государственного и муниципального
кредита в Российской Федерации
Государственный
и муниципальный кредит представляет
собой систему денежных отношений,
возникающих в связи с привлечением
государством (муниципальными образованиями)
на добровольных основах для
использования временно свободных
денежных средств граждан и
хозяйствующих субъектов.[1]
Государство
и муниципальные образования
используют государственный и
муниципальный кредит для обеспечения
постоянного процесса финансирования
различных собственных потребностей.
Полученные таким образом средства
поступают в распоряжение органов
государственной представительной
и исполнительной власти, а также
органов местного самоуправления,
превращаясь в дополнительные
финансовые ресурсы. Они направляются
на покрытие бюджетного дефицита.
В последующем источником погашения
государственных (муниципальных)
займов и выплат процентов
по ним выступают средства
бюджета.
Государственный
(муниципальный) кредит находится
на стыке двух видов денежных
отношений – финансов и кредита,
и, как следствие, несет в
себе основные черты и финансов,
и кредита. В качестве звена
финансовой системы с помощью
этого вида кредита государство
и муниципальные образования
формируют и используют денежные
фонды.
Как один
из видов кредита государственный
(муниципальный) кредит имеет
ряд специфических черт, к которым
можно отнести: 1) добровольный характер
этих отношений; 2) возвратный и
платный характер; 3) в отличие
от банковского кредита, где
в качестве обеспечения выступают
материальные ценности, при заимствовании
средств государством (муниципальным
образованием), обеспечением кредита
служит все имущество, находящееся
в их собственности; 4) привлекаемые
в результате государственного (муниципального)
кредита средства имеют специфический
целевой характер - они направляются
на погашение бюджетного дефицита.
В то же время на уровне
субъекта Российской Федерации
или муниципального образования
привлекаемые таким образом средства
могут иметь четко выраженную
целевую направленность; 5) государственный
(муниципальный) кредит носит
срочный характер. В Бюджетном
кодексе РФ оговорено, что государственные
и муниципальные долговые обязательства
не могут превышать соответственно
30 и 10 лет.[2]
Данный
вид кредита как финансовая
категория выполняет три функции:
распределительную, регулирующую
и контрольную.
Распределительная
функция обеспечивает формирование
централизованных денежных фондов
государства (муниципального образования)
или их использование на принципах
срочности, платности, возвратности.
В нашей стране поступления
от государственных займов стали
вторым после налогов методом финансирования
расходов бюджета. При непроизводительном
использовании мобилизованных в результате
государственных займов капиталов, например
финансирования за их счет военных или
социальных расходов, единственным источником
их погашения становятся налоги либо новые
займы.[3]
Регулирующая
функция государственного (муниципального)
кредита проявляется в том,
что государство (муниципальное
образование), вступая в кредитные
отношения, прямо или опосредованно
воздействуют на состояние денежного
обращения, процесс производства,
занятость населения, уровень
процентных ставок, в конечном
счете – на финансовую политику.
Специфика
контрольной функции в государственном
(муниципальном) кредите проявляется
в том, что с ее помощью
контролируется целевое использование
средств, сроки их возврата
и своевременность уплаты процентов.
Функционирование
государственного кредита ведет
к образованию государственного
долга, под которым понимаются
долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими
и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного
права. Государственный долг полностью
и без условий обеспечивается
находящимся в федеральной собственности
имуществом, составляющим государственную
казну.[4]
Государственный
долг подразделяется на капитальный
и текущий. Капитальный государственный
долг представляет собой всю
сумму выпущенных и непогашенных
долговых обязательств государства,
включая проценты, которые должны
быть уплачены по этим обязательствам.
Текущий долг составляют расходы
по выплате доходов кредиторам
по всем долговым обязательствам
государства и по погашению
обязательств, срок оплаты которых
наступил.
В зависимости
от субъектов-кредиторов государственный
долг делится на внутренний
и внешний.
Кредиторами
по внутренним займам преимущественно
выступают физические и юридические
лица, являющиеся резидентами данного
государства. Внутренние займы
выпускаются в национальной валюте.
Для привлечения средств эмитируются
ценные бумаги, пользующиеся спросом
на национальном фондовом рынке.
Для дополнительного поощрения
инвесторов используются различные
налоговые льготы. Бюджетный кодекс
РФ в ст. 89 определяет государственные
внутренние заимствования как
займы, привлекаемые от физических
и юридических лиц, иностранных
государств, международных финансовых
организаций в валюте РФ, по
которым возникают долговые обязательства
РФ как заемщика или гаранта
погашения займов другими заемщиками,
выраженные в валюте РФ.