Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование необходимости государственного кредита.
Основными задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия и значения государственного кредита и займа; характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….6
2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения. Инструменты и формы……………………………………………………….8
3. 1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8
4. 1.2 Функции государственного кредита………………………….13
5. 1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16
6. 2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25
7. 3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36
8. Заключение………………………………………………………….43
9. Список использованных источников……………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

  



СОДЕРЖАНИЕ

 

1.   Введение…………………………………………………………….6

2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения.                                           Инструменты и формы……………………………………………………….8

3.    1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8

4.    1.2 Функции государственного кредита………………………….13

5.    1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16

6.  2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25

7.  3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36

8.    Заключение………………………………………………………….43

9.   Список использованных источников……………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 По мере развития  государства расширяются его  функции, растут потребности.  Это приводит к увеличению  государственных расходов. Налоговых  поступлений для финансирования  этих расходов не хватает. В  связи с этим постепенно появляются новые формы государственных доходов и неналоговых платежей, то есть государство для покрытия своих расходов привлекает дополнительные, сформированные на заёмной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения таких финансовых ресурсов выступает государственный кредит. Государственный кредит - отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

 Необходимость использования государственного кредита в странах с переходной экономикой для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянными противоречиями между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счёт бюджетных средств. Кроме того, многочисленные расходы государства, такие как финансовая поддержка предприятий, социальная политика, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность. Между тем доходы бюджета ограничены уровнем экономического развития страны, действующим законодательством, величиной налоговой нагрузки, в связи с этим возникает дефицит государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета -  превышение расходной части государственного бюджета над доходной частью. Для покрытия дефицита бюджета органы власти прибегают к различным формам и инструментам государственного кредита, как способу мобилизации дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем рынке.

Однако государственный  кредит неизбежно ведет к возникновению  государственного долга страны.

 Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Бюджетный дефицит является одним из основ государственного долга. Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д.

При значительных размерах государственного долга затраты  по его обслуживанию могут стать  причиной экономического кризиса. Общий  дефицит государственного бюджета, за вычетом процентных выплат по государственному долгу, называется первичным дефицитом.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что использование  государственного кредита как источника  покрытия дефицита бюджета и способа  реализации функций государства  является одним из приоритетных направлений бюджетной политики.

 Таким образом,  предметом исследования в данной  работе являются государственные  кредиты и займы государства,  причины возникновения, инструменты.

Объектом исследования является государственный кредит на основе отечественного и зарубежного опыта.

Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование  необходимости государственного кредита.

 Основными задачами  курсовой работы являются:  раскрытие  понятия и значения государственного кредита и займа;  характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в  Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕДИТЫ И ЗАЙМЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ И ФОРМЫ.

1.1 Экономическая  сущность государственного кредита

 

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может  привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит.

Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заёмщика, кредитора и гаранта. Причём данные экономические отношения возникают в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.

Государственный кредит является важной составной частью государственных  финансов, поэтому ему присущи  такие их черты, как обязательное участие государства в лице его  органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жёсткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных отношений. Государственный кредит выступает как самостоятельное звено финансовой системы государства и в этом качестве он обслуживает формирование централизованных денежных фондов государства.

 В то же время  необходимо отметить, что государственный  кредит является одной из форм  кредитных отношений, которой  присущи следующие черты кредита:

 Ø Наличие кредитора и заёмщика;

 Ø Аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях – беспроцентный заём ресурсов);

 Ø Возможность использовать государственные кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

 При осуществлении  государственных кредитных операций  внутри страны государство, как  правило, является заёмщиком средств,  а физические и юридические  лица выступают кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заёмщика, так и кредитора. Кроме того, государство может выступать и гарантом возврата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересовано. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заёмщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объёме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несёт каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике государственные гарантии нередко распространяются на недостаточно надежных заемщиков, что может повлечь за собой рост расходов из централизованных денежных фондов. Государство принимает на себя гарантийные обязательства для поддержания отечественных товаропроизводителей в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов народного хозяйства, повышения уровня занятости, развития науки и др.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.

 Между тем бюджетная  нагрузка на расходы растет. Структурная  перестройка, регулирование экономики,  социальная политика государства,  расходы на оборону страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. Поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государственного кредита. В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, в условиях нарушения сбалансированности бюджета главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В годы экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.

 Государственный кредит  представляет отношения в основном  вторичного распределения стоимости  валового внутреннего продукта. Через государственный кредит  перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд.

 Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

 Итак, государственный  кредит представляет собой совокупность  экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, с одной  стороны, и физическими и юридическими  лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.

 Как особая сфера  экономических отношений государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от налогов и банковского кредита.

 Отличия государственного  кредита от налогов: 

 • для налогов  характерен принудительный, обязательный  характер отношений, для государственного  кредита — добровольный (хотя  в истории, как уже отмечалось, есть примеры несоблюдения принципа добровольности);

 • налогам присуще  одностороннее, безвозмездное движение  стоимости, в то время как  основой государственного кредита  являются его возвратность и  платность - через определенное  время внесенная сумма должна  быть возвращена с процентами.

 Отличия государственного  кредита от банковского: 

 • потребность  в кредите возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости  урегулировать разрыв между денежной  массой в обращении и товарными  ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

 • условием сделки  банковского кредита является  совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в добровольной передаче денежных средств в пользование заемщика, государство берет на себя обязательство выплачивать им определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, выступающего в качестве механизма воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредитополучателей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;

 • банковский кредит  имеет целевое назначение. Он  используется прежде всего для  обеспечения своевременности денежного  оборота, который опосредует движение  материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;

 • при банковском  кредитовании срок возврата ссуды  строго регламентирован, его нарушение  влечет экономические санкции  (например, повышенные проценты за  кредит). В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;

Информация о работе Государственный кредит