Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование необходимости государственного кредита.
Основными задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия и значения государственного кредита и займа; характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы
1. Введение…………………………………………………………….6
2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения. Инструменты и формы……………………………………………………….8
3. 1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8
4. 1.2 Функции государственного кредита………………………….13
5. 1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16
6. 2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25
7. 3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36
8. Заключение………………………………………………………….43
9. Список использованных источников……………………………...48
С точки зрения валютного законодательства привлечение займа у нерезидентов, в т.ч. посредством выпуска облигаций, относится к числу валютных операций, связанных с движением капитала (ст.7 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»).
С точки зрения бюджетного законодательства государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь, являются формой долговых обязательств Республики Беларусь и включаются во внешний государственный долг в рамках установленного лимита. Согласно ст.56 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК) государственными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов РБ от имени Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг, а также лимит внешнего государственного долга определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с п.8 ст.52 БК порядок привлечения внешних государственных займов устанавливается Президентом РБ.
Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 252 (далее - Указ № 252) утверждено Положение о внешних государственных займах (кредитах), которое распространяется в т.ч. на привлечение займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
3 августа 2010 года наша
страна завершила дебютное
Проценты по этим облигациям выплачиваются на полугодовой основе 3 февраля, а также 3 августа каждого года по процентной ставке в 8,75% годовых.
В августе 2010 года прошло доразмещение этого дебютного выпуска еврооблигаций на общую сумму в 400 миллионов долларов США.
Второй выпуск отечественных евробондов состоялся в январе 2011 года. Тогда Беларусь смогла разместить 7-летние облигации, сумма которых составила 800 миллионов долларов США, со ставкой купона 8,95% и погашением в 2018г. Проценты по облигациям будут выплачиваться на полугодовой основе 26 января и 26 июля каждого года.
Еврооблигации прошли процедуру листинга на Люксембургской фондовой бирже. Им присвоены рейтинги, аналогичные суверенным рейтингам Республики Беларусь — B1 (Moody's) / B+ (S&P). Инвесторы из России выкупили 14% эмиссии, США — 20%, Великобритании — 30%. BNP Paribas, Deutsche Bank, The Royal Bank of Scotland и Сбербанк России выступили ведущими организаторами выпуска еврооблигаций Республики Беларусь. White & Case выступила юридическим консультантом выпуска со стороны Республики Беларусь, а Allen & Overy и Magisters – банков-организаторов.
В 2011-2012 годах Беларусь выплатила инвесторам купонные доходы по двум выпускам еврооблигаций на общую сумму 282,4 миллиона долларов США. В текущем году состоялись очередные выплаты купонных доходов по еврооблигациям Беларуси: 26 января 2013 года выплачен четвертый купонный доход по второму выпуску еврооблигаций (35,8 миллиона долларов США), а 1 февраля 2013 года – пятый купонный доход по первому выпуску еврооблигаций (43,75 миллиона долларов США).
Основным источником
привлечения внешних заемных
средств в Республике Беларусь являются
кредиты других государств, а также
международных финансовых организаций.
Так, основными кредиторами
Рис. 2.1 Основные кредиторы Республики Беларусь в 2013 году.
Как видно из рисунка, основным заемщиком ресурсов для Республики Беларусь является Международный валютный фонд.
Республика Беларусь стала членом МВФ 10 июля 1992 года. Первоначально квота Республики Беларусь в МВФ составила 280,4 млн. СДР (специальные права заимствования), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР.
Сотрудничество МВФ с Республикой Беларусь реализуется по трем основным направлениям:
взаимодействие с
предоставление, при необходимости, кредитных ресурсов;
техническая экспертная помощь.
С 1992 по 2000 годы Республика Беларусь дважды прибегала к финансовым ресурсам МВФ:
по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США;
по механизму "стенд-бай" – 77,4 млн. долларов США.
В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.
В конце 2008 года белорусские власти обратились к руководству МВФ с просьбой о заключении кредитного соглашения "стенд-бай". В результате согласования Республикой Беларусь и МВФ параметров указанного соглашения Совет Исполнительных директоров Фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделение нашей стране финансовых ресурсов в объеме около 2,46 млрд. долларов США. Впоследствии скорректированы и одобрены обеими сторонами новые параметры программы и, в соответствии с запросом белорусской стороны, увеличен общий объем финансирования до 3,46 млрд. долларов США. Программа «стенд-бай» завершилась в марте 2010 года.
Правительство Беларуси в настоящее время погашает и обслуживает долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Так, Беларусь 1 февраля 2013г. осуществила очередную выплату процентов по кредиту МВФ в размере 11,473 млн. СДР, или USD 17,715 млн. в эквиваленте. В феврале 2009г. – феврале 2013г. Беларусь осуществила платежи по погашению и обслуживанию кредита МВФ на общую сумму USD 904,217 млн.
По итогам проведенных консультаций экспертами МВФ положительно оценен реализованный Правительством Республики Беларусь и Национальным банком комплекс мер денежно-кредитного, валютного, ценового и бюджетно-налогового регулирования, которые позволили обеспечить макроэкономическую стабилизацию экономики, снизить инфляцию, повысить конкурентоспособность белорусской продукции и улучшить внешнеторговое сальдо.
Национальному банку со стороны МВФ оказывалась техническая помощь по вопросам финансовой стабильности, устойчивости банковской системы, банковского надзора, развития системы анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики, совершенствования денежно-кредитной статистики.
Национальный банк намерен продолжить внедрение рекомендаций технических миссий МВФ, а также задействовать экспертный потенциал Фонда по ключевым направлениям своей деятельности, включающих совершенствование подходов к проведению денежно-кредитной политики, усиление эффективности использования ее инструментов, обеспечение финансовой стабильности, разработку и внедрение международных стандартов финансовой отчетности, совершенствование банковского надзора.
Последнее время Беларусь активно сотрудничает с КНР и развивает потенциал взаимной торговли. Так, в мае 2007г. две страны подписали рамочное соглашение по кредиту на сумму 500 млн. долларов для строительства в РБ трех линий по производству цемента. Тогда же было подписано рамочное межправительственное соглашение о предоставлении Китаем льготного кредита Беларуси на сумму около 27 млн. долларов. Кроме того, сторонами были подписаны обменные письма о предоставлении китайским правительством помощи для реконструкции Гомельского областного кардиологического диспансера на сумму около $4 млн.
В настоящее время государственный банк развития Китая намерен предоставить кредитные ресурсы в размере до $1,5 млрд. для финансирования проекта Китайско-белорусского индустриального парка.
Рамочное соглашение о финансировании строительства Китайско-белорусского индустриального парка подписано между Министерством экономики Беларуси, Государственным банком развития Китая и СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" в Пекине.
Кроме того, ОАО "АСБ Беларусбанк" определено банком - агентом по обслуживанию льготного покупательского кредита в сумме $280 млн. 867,5 тыс., предоставляемого Экспортно-импортным банком Китая по кредитному соглашению с белорусским правительством для реализации проекта по созданию национальной системы спутниковой связи и вещания Беларуси. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров №57 от 24 января 2013 года.
Кредитное соглашение
о предоставлении льготного
Как известно, Республика Беларусь является важным торгово-экономическим и внешнеполитическим партнером Российской Федерации. В декабре 2007г. Россия выдала Беларуси стабилизационный кредит в размере USD 1,5 млрд. на 15 лет под ставку LIBOR+0,75%. В ноябре 2008г. поступил первый транш второго российского госкредита в размере USD 1 млрд., а в марте 2009г. – второй транш на сумму USD 500 млн. Средства предоставлены на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу под ставку LIBOR+3%.
В конце декабря 2012г. Беларусь начала погашать основной долг по первому российскому госкредиту, привлеченному в декабре 2007г. (до этого выплачивались только проценты). В 2013-2014 гг. начнется погашение основного долга по второму госкредиту России.
Помимо этого, накануне 2010г. Сбербанк России, государственная корпорация "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "Газпромбанк" и ОАО "Альфа-Банк" предоставили министерству финансов Беларуси синдицированный кредит в размере 6 млрд. российских рублей.
И наконец, 31 января 2013 года свершилось одно из самых долгожданных событий в новейшей финансовой истории Беларуси: страна получила 440-миллионный транш кредита от ЕврАзЭС, перечисление которого растянулось почти на два месяца.
Решение о выделении Беларуси очередной финансовой помощи было принято еще 7 декабря, однако переводить деньги долгое время никто не спешил. Официально задержка объяснялась невразумительными техническими причинами вроде «проблемы с обналичиванием векселей». Очевидно, что истинная причина задержки кроется в систематическом неисполнении белорусской стороной принятых на себя обязательств по приватизации, а также проведению экономических преобразований. Схема стандартна: каждый поступивший транш автоматически зачисляется в состав золотовалютных резервов, откуда в скором времени вымывается то на поддержание курса белорусского рубля, то на выплату умопомрачительных процентов по рублевым депозитам, то на посевную, то на погашение имеющихся долгов, то на что-то еще, никоим образом не связанное с экономическими реформами.
Но некоторые рекомендации специалистов ЕАБР белорусские власти все же стараются выполнять. Были приняты непопулярные решения о повышении с начала 2013 года тарифов на газ, тепловую и электроэнергию для населения, а также на проезд в общественном транспорте в 1 квартале текущего года. Вновь стали подниматься вопросы приватизации — правда, пока лишь на декларативном уровне, но видимость готовности расстаться с ликвидной государственной собственностью всячески создается. Подобная активность легко объяснима: до конца февраля должно состояться обсуждение и принятие решения о выделении Беларуси очередного, 5-го транша кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и экономические власти страны делают все возможное, чтобы получить его без задержек и в полном объеме.
3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РАЗРЕЗЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
В целом совокупный государственный долг (внутренние и внешние обязательства правительства с учетом гарантий) в 2012г. увеличился в долларовом эквиваленте на USD 2,1 млрд. (на 12,2%) до USD19,4 млрд. на 1 января 2013г., что составляет 31,5% к ВВП страны. Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси соответствует Маастрихтскому критерию (не более 60% к ВВП).
По оценке Минфина, увеличение государственного долга в 2012 году в основном обусловлено ростом внутреннего долга. По данным Минфина, внутренний государственный долг центрального правительства (включая гарантированные обязательства) в 2012г. возрос на Br16,9 трлн. (на 52,3%) до рекордных Br49,1 трлн. на 1 января 2013г. (рис. 3.1). Таким образом, в текущей ситуации отмечается частичное замещение внешнего госдолга Беларуси заимствованиями на внутреннем рынке.
Рис. 3.1 Динамика внутреннего долга Беларуси в июне 2008г. – декабре 2012г., на конец периода, млрд. бел. руб. (факт и полиномиальный тренд)
Увеличение внутреннего
государственного долга обусловлено
размещением государственных