Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование необходимости государственного кредита.
Основными задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия и значения государственного кредита и займа; характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….6
2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения. Инструменты и формы……………………………………………………….8
3. 1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8
4. 1.2 Функции государственного кредита………………………….13
5. 1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16
6. 2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25
7. 3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36
8. Заключение………………………………………………………….43
9. Список использованных источников……………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения валютного  законодательства привлечение займа  у нерезидентов, в т.ч. посредством  выпуска облигаций, относится к  числу валютных операций, связанных  с движением капитала (ст.7 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»).

С точки зрения бюджетного законодательства государственные  займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от имени Республики Беларусь, являются формой долговых обязательств Республики Беларусь и включаются во внешний государственный долг в рамках установленного лимита. Согласно ст.56 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК) государственными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов РБ от имени Республики Беларусь. Объем выпуска государственных ценных бумаг, а также лимит внешнего государственного долга определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с п.8 ст.52 БК порядок привлечения внешних государственных займов устанавливается Президентом РБ.

Указом Президента РБ от 18.04.2006 № 252 (далее - Указ № 252) утверждено Положение о внешних государственных займах (кредитах), которое распространяется в т.ч. на привлечение займов Республикой Беларусь путем выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

3 августа 2010 года наша  страна завершила дебютное размещение  еврооблигаций на общую сумму  в 600 миллионов долларов США  с процентной ставкой купона 8,75% и обязательным погашением в  2015 году.

Проценты по этим облигациям выплачиваются на полугодовой основе 3 февраля, а также 3 августа каждого  года по процентной ставке в 8,75% годовых.

В августе 2010 года прошло доразмещение этого дебютного выпуска  еврооблигаций на общую сумму  в 400 миллионов долларов США.

Второй выпуск отечественных  евробондов состоялся в январе 2011 года. Тогда Беларусь смогла разместить 7-летние облигации, сумма которых  составила 800 миллионов долларов США, со ставкой купона 8,95% и погашением в 2018г. Проценты по облигациям будут выплачиваться на полугодовой основе 26 января и 26 июля каждого года.

Еврооблигации прошли процедуру  листинга на Люксембургской фондовой бирже. Им присвоены рейтинги, аналогичные  суверенным рейтингам Республики Беларусь — B1 (Moody's) / B+ (S&P). Инвесторы из России выкупили 14% эмиссии, США — 20%, Великобритании — 30%. BNP Paribas, Deutsche Bank, The Royal Bank of Scotland и Сбербанк России выступили ведущими организаторами выпуска еврооблигаций Республики Беларусь. White & Case выступила юридическим консультантом выпуска со стороны Республики Беларусь, а Allen & Overy и Magisters – банков-организаторов.

В 2011-2012 годах Беларусь выплатила инвесторам купонные доходы по двум выпускам еврооблигаций на общую сумму 282,4 миллиона долларов США. В текущем году состоялись очередные выплаты купонных доходов по еврооблигациям Беларуси: 26 января 2013 года выплачен четвертый купонный доход по второму выпуску еврооблигаций (35,8 миллиона долларов США), а 1 февраля 2013 года – пятый купонный доход по первому выпуску еврооблигаций (43,75 миллиона долларов США).

Основным источником привлечения внешних заемных  средств в Республике Беларусь являются кредиты других государств, а также  международных финансовых организаций. Так, основными кредиторами Республики Беларусь согласно структуре выплат в 2013 году, связанных с обслуживанием и погашением внешнего госдолга, являются: МВФ – USD 1,7 млрд., Китай – USD 367 млн., Россия – USD 319 млн., Антикризисный фонд ЕврАзЭС – USD 128 млн., Венесуэла – USD 122 млн., Всемирный банк – USD 20 млн., США – USD 4 млн., Германия – USD 254 тыс., Европейский банк реконструкции и развития – USD 247 тыс., Северный инвестиционный банк – USD 217 тыс., что более наглядно отразим на следующем рисунке.

 

Рис. 2.1 Основные кредиторы Республики Беларусь в 2013 году.

Как видно из рисунка, основным заемщиком ресурсов для  Республики Беларусь является Международный  валютный фонд.

Республика Беларусь стала членом МВФ 10 июля 1992 года. Первоначально  квота Республики Беларусь в МВФ составила 280,4 млн. СДР (специальные права заимствования), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР.

Сотрудничество МВФ  с Республикой Беларусь реализуется  по трем основным направлениям:

взаимодействие с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политики, обменный курс, торговую политику;

предоставление, при необходимости, кредитных ресурсов;

техническая экспертная помощь.

С 1992 по 2000 годы Республика Беларусь дважды прибегала к финансовым ресурсам МВФ:

по линии фонда системных  трансформаций – 217,2 млн. долларов США;

по механизму "стенд-бай" – 77,4 млн. долларов США.

В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.

В конце 2008 года белорусские  власти обратились к руководству  МВФ с просьбой о заключении кредитного соглашения "стенд-бай". В результате согласования Республикой Беларусь и МВФ параметров указанного соглашения Совет Исполнительных директоров Фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделение нашей стране финансовых ресурсов в объеме около 2,46 млрд. долларов США. Впоследствии скорректированы и одобрены обеими сторонами новые параметры программы и, в соответствии с запросом белорусской стороны, увеличен общий объем финансирования до 3,46 млрд. долларов США. Программа «стенд-бай» завершилась в марте 2010 года.

Правительство Беларуси в настоящее время погашает и  обслуживает долговые обязательства своевременно и в полном объеме. Так, Беларусь 1 февраля 2013г. осуществила очередную выплату процентов по кредиту МВФ в размере 11,473 млн. СДР, или USD 17,715 млн. в эквиваленте. В феврале 2009г. – феврале 2013г. Беларусь осуществила платежи по погашению и обслуживанию кредита МВФ на общую сумму USD 904,217 млн.

По итогам проведенных  консультаций экспертами МВФ положительно оценен реализованный Правительством Республики Беларусь и Национальным банком комплекс мер денежно-кредитного, валютного, ценового и бюджетно-налогового регулирования, которые позволили обеспечить макроэкономическую стабилизацию экономики, снизить инфляцию, повысить конкурентоспособность белорусской продукции и улучшить внешнеторговое сальдо.

Национальному банку  со стороны МВФ оказывалась техническая помощь по вопросам финансовой стабильности, устойчивости банковской системы, банковского надзора, развития системы анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики, совершенствования денежно-кредитной статистики.

Национальный банк намерен продолжить внедрение рекомендаций технических миссий МВФ, а также задействовать экспертный потенциал Фонда по ключевым направлениям своей деятельности, включающих совершенствование подходов к проведению денежно-кредитной политики, усиление эффективности использования ее инструментов, обеспечение финансовой стабильности, разработку и внедрение международных стандартов финансовой отчетности, совершенствование банковского надзора.

Последнее время Беларусь активно сотрудничает с КНР и  развивает потенциал взаимной торговли. Так, в мае 2007г. две страны подписали рамочное соглашение по кредиту на сумму 500 млн. долларов для строительства в РБ трех линий по производству цемента. Тогда же было подписано рамочное межправительственное соглашение о предоставлении Китаем льготного кредита Беларуси на сумму около 27 млн. долларов. Кроме того, сторонами были подписаны обменные письма о предоставлении китайским правительством помощи для реконструкции Гомельского областного кардиологического диспансера на сумму около $4 млн.

В настоящее время  государственный банк развития Китая  намерен предоставить кредитные  ресурсы в размере до $1,5 млрд. для финансирования проекта Китайско-белорусского индустриального парка.

Рамочное соглашение о финансировании строительства  Китайско-белорусского индустриального парка подписано между Министерством экономики Беларуси, Государственным банком развития Китая и СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" в Пекине.

Кроме того, ОАО "АСБ  Беларусбанк" определено банком - агентом  по обслуживанию льготного покупательского кредита в сумме $280 млн. 867,5 тыс., предоставляемого Экспортно-импортным банком Китая по кредитному соглашению с белорусским правительством для реализации проекта по созданию национальной системы спутниковой связи и вещания Беларуси. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров №57 от 24 января 2013 года.

 Кредитное соглашение  о предоставлении льготного покупательского  кредита для реализации проекта  "Создание национальной системы  спутниковой связи и вещания Республики Беларусь" между правительством Беларуси и Экспортно-импортным банком Китая подписано в Пекине 19 декабря 2012 года. Тогда же было подписано кредитное соглашение о выделении китайским банком белорусской стороне льготного покупательского кредита в размере $322 млн. на реконструкцию автомобильной дороги M-5/Е271 Минск-Гомель на участке Бобруйск-Жлобин. Кредиты на данные инвестиционные проекты будут привлечены в 2012-2017 годах сроком на 15 лет.

Как известно, Республика Беларусь является важным торгово-экономическим и внешнеполитическим партнером Российской Федерации. В декабре 2007г. Россия выдала Беларуси стабилизационный кредит в размере USD 1,5 млрд. на 15 лет под ставку LIBOR+0,75%. В ноябре 2008г. поступил первый транш второго российского госкредита в размере USD 1 млрд., а в марте 2009г. – второй транш на сумму USD 500 млн. Средства предоставлены на 15 лет с 5-летней отсрочкой по основному долгу под ставку LIBOR+3%.

В конце декабря 2012г. Беларусь начала погашать основной долг по первому  российскому госкредиту, привлеченному в декабре 2007г. (до этого выплачивались только проценты). В 2013-2014 гг. начнется погашение основного долга по второму госкредиту России.

Помимо этого, накануне 2010г. Сбербанк России, государственная  корпорация "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "Газпромбанк" и ОАО "Альфа-Банк"  предоставили министерству финансов Беларуси синдицированный кредит в размере 6 млрд. российских рублей.

И наконец, 31 января 2013 года свершилось одно из самых долгожданных событий в новейшей финансовой истории Беларуси: страна получила 440-миллионный транш кредита от ЕврАзЭС, перечисление которого растянулось почти на два месяца.

Решение о выделении  Беларуси очередной финансовой помощи было принято еще 7 декабря, однако переводить деньги долгое время никто не спешил. Официально задержка объяснялась невразумительными техническими причинами вроде «проблемы с обналичиванием векселей». Очевидно, что истинная причина задержки кроется в систематическом неисполнении белорусской стороной принятых на себя обязательств по приватизации, а также проведению экономических преобразований. Схема стандартна: каждый поступивший транш автоматически зачисляется в состав золотовалютных резервов, откуда в скором времени вымывается то на поддержание курса белорусского рубля, то на выплату умопомрачительных процентов по рублевым депозитам, то на посевную, то на погашение имеющихся долгов, то на что-то еще, никоим образом не связанное с экономическими реформами.

Но некоторые рекомендации специалистов ЕАБР белорусские власти все же стараются выполнять. Были приняты непопулярные решения о повышении с начала 2013 года тарифов на газ, тепловую и электроэнергию для населения, а также на проезд в общественном транспорте в 1 квартале текущего года. Вновь стали подниматься вопросы приватизации — правда, пока лишь на декларативном уровне, но видимость готовности расстаться с ликвидной государственной собственностью всячески создается. Подобная  активность легко объяснима: до конца февраля должно состояться обсуждение и принятие решения о выделении Беларуси очередного, 5-го транша кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и экономические власти страны делают все возможное, чтобы получить его без задержек и в полном объеме.

 

 

 

3. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РАЗРЕЗЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 

В целом совокупный государственный  долг (внутренние и внешние обязательства  правительства с учетом гарантий) в 2012г. увеличился в долларовом эквиваленте на USD 2,1 млрд. (на 12,2%) до USD19,4 млрд. на 1 января 2013г., что составляет 31,5% к ВВП страны. Таким образом, относительный показатель государственного долга Беларуси соответствует Маастрихтскому критерию (не более 60% к ВВП).

По оценке Минфина, увеличение государственного долга в 2012 году в  основном обусловлено ростом внутреннего  долга. По данным Минфина, внутренний государственный  долг центрального правительства (включая  гарантированные обязательства) в 2012г. возрос на Br16,9 трлн. (на 52,3%) до рекордных Br49,1 трлн. на 1 января 2013г. (рис. 3.1). Таким образом, в текущей ситуации отмечается частичное замещение внешнего госдолга Беларуси заимствованиями на внутреннем рынке.

Рис. 3.1 Динамика внутреннего долга Беларуси в июне 2008г. – декабре 2012г., на конец периода, млрд. бел. руб. (факт и полиномиальный тренд)

Увеличение внутреннего  государственного долга обусловлено  размещением государственных облигаций  для физических лиц и ростом курса  доллара США. С точки зрения процентного дохода вложения в валютные гособлигации выглядят привлекательнее по сравнению с валютными депозитами банков. Так, средняя полная процентная ставка по новым валютным вкладам физических лиц снизилась с 8,4% в январе 2012г. до 4,9% в декабре, что обуславливает высокий спрос населения на государственные облигации в силу их высокой доходности и защищенности. Проанализировав условия выпусков данных облигаций, можно сделать вывод, что третий выпуск облигаций размещается с целью иметь возможность государству погасить первые два выпуска государственных облигаций, и не исключает появления новых выпусков ценных бумаг в будущем.

Информация о работе Государственный кредит