Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование необходимости государственного кредита.
Основными задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия и значения государственного кредита и займа; характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….6
2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения. Инструменты и формы……………………………………………………….8
3. 1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8
4. 1.2 Функции государственного кредита………………………….13
5. 1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16
6. 2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25
7. 3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36
8. Заключение………………………………………………………….43
9. Список использованных источников……………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

 • с помощью  банковского кредита создаются  деньги, он способен увеличивать  или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

  В целом государственный  кредит при правильной его  организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

 Международный государственный  кредит способствует ускорению  социально-экономического развития  и укреплению финансового положения  страны — получателя средств,  позитивно влияет на международное  сотрудничество и взаимопонимание между странами.

 В Республике Беларусь  правовой основой государственного  кредита служат законы о внутреннем  и внешнем государственном долге,  о бюджете на очередной год  и другие нормативные акты.

 

1.2 Функции  государственного кредита

 

Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

1. Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

 Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

 Положительное значение  государственного кредита для  экономики состоит также в  более равномерном распределении  налогов во времени. Дело в  том, что долгосрочные государственные  займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному кредиту удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

 Иное дело, если  средства, мобилизованные с помощью  государственных займов, направляются  на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов — т.е.  на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.

 Размещение новых  государственных займов для погашения  задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки  заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.

2. Регулирующая функция  государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платёжеспособный спрос.

 Выступая на финансовом  рынке в качестве заёмщика, государство  увеличивает спрос на заёмные  средства и тем самым способствует  росту цены кредита. Чем выше  спрос государства, тем выше  при прочих равных условиях  уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. До определённого момента этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счёт позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Государственный кредит оказывает регулирующее воздействие на объём производства и занятость, которое проявляется в следующем: а) в поддержке среднего и малого бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии; б) кредитование экспорта отечественных товаров; в) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов и др. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счёт бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определённых районов или необходимых направлений экономики.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порождённые особенностями этой категории. А именно, тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы.

 

1.3 Формы и  инструменты государственного кредита

 

Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

 Если говорить о  формах государственного кредита,  то форма государственного кредита  - это внешнее проявление тех  экономических отношений, которые  он выражает. Современные государственные  кредитные отношения проявляются в форме государственных заимствований, государственных гарантий и государственных кредитов. Каждой названной форме экономической категории «государственный кредит» соответствует специфический массив экономических отношений. На основе каждого из этих массивов экономических отношений формируется особый поток финансовых ресурсов, в каждом из них наряду с государством участвуют особые субъекты отношений, результатом функционирования каждого из них являются специфические, характерные только для какого-то одного массива отношений последствия.

 Рассмотрим формы  государственного кредита более  подробно.

В соответствии с Законом  «О внутреннем государственном долге  Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства юридических и физических лиц от лица правительства принадлежит Министерству финансов.

 Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

 Государственные ценные  бумаги представляют собой долговые  обязательства государства. Они  формируют особый сегмент фондового  рынка — рынок государственных  ценных бумаг — и являются  эффективным инструментом макроэкономического  регулирования.

 Важнейшая задача  фондового рынка — обслуживание  государственного долга. Уровень  доходности, сложившийся на рынке  государственных ценных бумаг,  является точкой отсчета, относительно  которой оценивается целесообразность  операций с другими финансовыми  инструментами. Поскольку негосударственные ценные бумаги являются менее надежными инструментами, то операции с ними должны обеспечивать большую доходность по сравнению с операциями на рынке государственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг позволяет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в форме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

 В современных условиях  тенденции на рынке государственных ценных бумаг служат индикаторами рыночной конъюнктуры для отечественных субъектов финансового рынка и иностранных инвесторов.

 Основными видами  государственных ценных бумаг  в Республике Беларусь являются: государственные краткосрочные  облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Беларусь.

 Облигация — наиболее  распространенный вид государственных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить в предусмотренный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по его истечении — возврат основной суммы долга. По условиям займа возможны иные способы выплаты дохода.

 Средства, поступающие  от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.

 Государственные внутренние  займы классифицируются по ряду  признаков: 

 • субъектам-эмитентам  (например, выпускаемые правительством  страны или местными органами  управления);

 • месту размещения  — внутренние и внешние займы; 

 • признаку держателей  ценных бумаг — займы, реализуемые  только среди физических лиц,  среди юридических лиц и универсальные,  т.е. размещаемые среди физических  и юридических лиц (например, в  Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещаются среди юридических лиц, в том числе коммерческих банков; валютные облигации на предъявителя — среди физических лиц);

 • форме обращения  на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов (например, на Западе нерыночные государственные облигации выпускаются для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов). Держатели облигаций нерыночных займов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), возможность погашать облигациями налоговые платежи;

 • срокам действия  — займы краткосрочные (срок  погашения до 1 года), среднесрочные  (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования в периоды временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях правительством страны выпускаются векселя. Как правило, для привлечения средств на средне- и долгосрочный период выпускаются облигации;

 • форме выплаты  доходов — займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные,  с купонным доходом. Краткосрочные  заемные инструменты государства  не имеют купонов. Они продаются  со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;

 • форме стоимости  — товарные и денежные займы.  В современных условиях используются  денежные займы, однако в истории  Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы — хлебный, сахарный;

Информация о работе Государственный кредит