Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование необходимости государственного кредита.
Основными задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия и значения государственного кредита и займа; характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….6
2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения. Инструменты и формы……………………………………………………….8
3. 1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8
4. 1.2 Функции государственного кредита………………………….13
5. 1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16
6. 2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25
7. 3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36
8. Заключение………………………………………………………….43
9. Список использованных источников……………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

Использование государственных  ценных бумаг широко распространено в мире. Так, в США и Японии для  покрытия временного дефицита бюджета выпускаются краткосрочные ценные бумаги сроком на 50 дней и 60 дней соответственно. В Великобритании выпускаются транспортные облигации для формирования ресурсов на национализацию транспорта, в Японии – строительные облигации для реализации проектов по крупномасштабному строительству.  

Текущий уровень внешнего государственного долга Беларуси является умеренным как в абсолютном, так  и относительном выражении. Так, в 2012г. внешний государственный долг Беларуси (включая гарантированные  обязательства) возрос на USD 242,4 млн. (или на 1,8%) до USD 13,642 млрд. на 1 января 2013г. (рис. 3.2).

Как отметили в Минфине, "несмотря на привлечение кредитов Международного банка реконструкции  и развития, Антикризисного фонда  ЕврАзЭС и банков Китая, увеличение внешнего государственного долга по сравнению с началом 2012 года незначительно, что обусловлено погашением части основного долга по кредиту "стэнд-бай" МВФ, а также погашением дебютного выпуска облигаций Республики Беларусь, размещенных на территории Российской Федерации".

В то же время, в январе 2013 года дополнительно привлечено 449,0 млн. долларов США (в т.ч. четвертый  транш кредита АКФ ЕврАзЭС  в размере 440 млн. долларов США) и  осуществлено плановое погашение внешнего госдолга на сумму 198,9 млн. долларов США (в т.ч. выполнение обязательств перед МВФ по кредиту «стэнд-бай» – 183,6 млн. долларов США).

Рис. 3.2 Динамика внешнего долга Беларуси в июне 2008г. – декабре 2012г.,  на конец периода, млн. USD (данные и полиномиальный тренд)

 

Одним из факторов увеличения внешнего долга РБ стало размещение еврооблигаций. В настоящее время в обращении находится два выпуска суверенных евробондов: с погашением 3 августа 2015г. в размере USD 1 млрд. (ставка купона составляет 8,75%) и с погашением 26 января 2018г. на сумму USD 800 млн. (8,95%). Проанализировав рынок ценных бумаг, стоит отметить положительные тенденции по данному виду заимствований. Так, по данным Bloomberg, 30 января 2013г. еврооблигации Беларуси первого выпуска с погашением 3 августа 2015г. торговались с доходностью 6,334% (покупка) и 6,017% (продажа), второго выпуска с погашением 26 января 2018г. – 7,130% (покупка) и 7,001% (продажа).  На рисунке 3.3 представлена динамика доходности двух выпусков евробондов Беларуси в 2010-2013 гг.

Снижение доходности связано с ростом рыночных котировок белорусских бумаг и сокращением их дюрации (срока до погашения еврооблигаций). Рост котировок отечественных еврооблигаций можно объяснить тем, что наблюдаются позитивные тенденции на европейском фондовом рынке, которые сохранились еще с конца прошлого года, а также существованием спроса на высокорисковые активы.

Рис. 3.3 Динамика доходности выпусков бондов Беларуси

в 2010-2013 гг., %

 

Стоит отметить, что сегодня  облигации считаются одним из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов, который обладает возможностями обеспечения доходности в виде процентов или же прироста капитала.

Беларусь вышла на рынок облигаций последней из стран региона. Украина начала размещать  еврооблигации еще в 1997 году (на 750 млн. немецких марок), Латвия вышла на этот рынок в 1999 году с займом 150 млн. EUR.

Разные страны активно  используют данные ценные бумаги в  случае необходимости. Так, Литва в  октябре 2009 года разместила пятилетние еврооблигации на сумму 1,5 млрд. USD, что  стало крупнейшей эмиссией, размещавшейся когда-либо правительством этой страны на зарубежных рынках. Доходность составила 6,8% годовых. Размещение этих ценных бумаг позволило Литве обойтись во время кризиса без кредита МВФ.

Самыми надежными среди  всех облигаций европейских стран считаются евробонды Германии. Доходность десятилетних евробондов этой страны в настоящее время находится на уровне около 3,6%. Самые ненадежные среди стран, входящих в зону евро, евробонды Греции (доходность по десятилетним облигациям близка к 6,5%).

К последнему параметру  близка доходность евробондов, размещаемых  крупнейшими российскими банками. В конце февраля 2010 года российский банк ВТБ разместил пятилетние долларовые евробонды на сумму 1,25 млрд. USD с доходностью 6,465% годовых, а в начале марта Банк Москвы разместил аналогичные бумаги на 750 млн. USD по ставке 6,7% годовых. Беларуси пока приходится платить за такие заимствования дороже.

Рассматривая международное  кредитование Республики Беларусь в  сравнении со странами-соседями нашего государства стоит отметить следующее.

Роль международных  финансовых организаций, фондов и банков на сегодня весьма значительная в  Украине. Благодаря вливаниям финансовых ресурсов таких структур как ЕБРР (в конце сентября 2012 года – 320 проектов с общим объемом финансирования 8 млрд. евро), Международная финансовая корпорация (кредиты в размере порядка 200 млн. долл. США), НЭФКО (кредиты в экологические программы в сумме до 350 тыс. евро), KfW (инвестиционные кредиты до 500 тыс. евро) осуществляется поддержка различных отраслей и секторов экономики Украины и предприятий малого и среднего бизнеса в частности. В дальнейшем, если экономическое положение будет оставаться более или менее стабильным, а ключевые макроэкономические  показатели будут отображать тенденции роста, стоит ожидать продолжения активной работы международных финансовых организаций на территории Украины.

В Польше было подписано  соглашение с Европейским банком реконструкции и развития на получение  кредита в размере 300 млн польских злотых (почти 100 млн долл. США) на 12 лет. Международный валютный фонд расширит кредитную линию помощи стране на восемь миллиардов долларов - примерно до 29 миллиардов. МВФ выдал Польше кредит более чем на 20 миллиардов долларов в мае 2009 года. Страна воспользовалась так называемой "гибкой кредитной линией", которой могли воспользоваться только страны с хорошими экономическими показателями. Подобная кредитная линия не ограничена по сумме выделяемых средств и не предусматривает дополнительных условий при их получении. Кредит Польше предназначался для увеличения валютных резервов страны и хранился в польском Центробанке. Основной целью получения средств являлось, в первую очередь, укрепление доверия инвесторов к польской экономике.

Латвия получила от МВФ, Еврокомиссии и других кредиторов 4,5 млрд. евро. В этом году по программе международного займа Латвия должна внести первый взнос основной суммы Международному валютному фонду (МВФ) в размере 247 млн. латов, и из этой суммы в начале года выплачено 112 млн. латов.

Россия как заемщик при поддержке МВФ получила кредитов на сумму 36,6 млрд. долл. США. Россия осуществляет постоянное сотрудничество с МВФ, регулярно проводит консультации с ним по вопросам макроэкономической и валютной политики. Также Россия сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), который является основным компонентом группы Всемирного банка.  МБРР предоставил России 59 займов (включая гарантии) на сумму 13,5 млрд. долл. США. Около 40% кредитов МБРР России имели макроэкономический характер, пополняли доходы государственного бюджета (реабилитационные, на структурную перестройку экономики, государственное управление и развитие частного сектора). Эти крупные заимствования России, близкие по своему назначению кредитам МВФ, были обусловлены кризисным состоянием ее экономики.

Таким образом, можно  сказать, что участие нашей страны в международных финансовых организациях в качестве заемщика средств не отличается кардинально от ситуации в соседних странах.

Подводя итоги, следует  обратить пристальное внимание на то, что в 2013 году в Республике Беларусь проходит пик платежей по внешнему госдолгу и ей предстоит выплатить внешним кредиторам более 3 млрд. долларов США. Белорусское правительство рассчитывает почти наполовину рефинансировать эту сумму с помощью новых заимствований.

Одним из таких инструментов может стать третий выпуск евробондов в пределах 1,0 млрд. долларов США  либо немного меньше. Скорее всего, это будут 7-летние ценные бумаги.  Учитывая положительные тенденции  на международных рынках ценных бумаг по белорусским евробондам, в ходе нового размещения бумаг белорусское правительство сможет привлечь средства на более выгодных условиях по сравнению с предыдущими двумя выпусками суверенных еврооблигаций. В частности, ставка купонного дохода по третьему выпуску евробондов, может составить 6,3-7,3% годовых в зависимости от длины денег.

В Министерстве финансов Беларуси пока не дают никаких комментариев касательно перспектив размещения новых  выпусков отечественных еврооблигаций  на зарубежных площадках. Однако стоит напомнить, что предпродажная презентация наших бондов уже состоялась в конце ноября 2012 года в Сингапуре и Гонконге, а также в начале февраля 2013 года в Европе (Швейцарии, Германии и Великобритании). При этом не исключено, что большую часть выпуска могут выкупить организаторы размещения VTB Capital и Sberbank CIB, инвестиционные "дочки" российских госбанков.

Другим возможным инструментом на покрытие платежей по внешним долгам может стать очередной кредит международных финансовых организаций. Так, одним из источников дешевых денег на Западе является Международный валютный фонд. В 2012 году Минск уже выражал заинтересованность в новом кредите МВФ. Западная институция выдвигает свои требования. "Условием заключения такой договоренности должна быть твердая приверженность властей Беларуси реализации комплексного и последовательного пакета мер политики и структурных реформ", — подчеркивалось в последнем сообщении Фонда.

  Очередная обзорная  миссия Международного валютного  фонда в рамках четвертой статьи устава фонда будет работать в Минске с 14 по 25 марта 2013 года. В рабочую программу нынешней миссии МВФ входят консультации экспертов фонда с правительством и Национальным банком Беларуси по вопросам макроэкономической, бюджетной и денежно-кредитной политики властей, а также по перспективам развития белорусской экономики.

В целом, проанализировав  состояние государственного долга  в Республике Беларусь, развитие государственного кредита  в различных его формах, можно сделать выводы как о  позитивных тенденциях, так и негативных направлениях. Наращивание внутреннего долга и стремление за счет него рефинансировать внешние долги можно отнести к положительным тенденциям. В то же время наращивание внешних долгов, которые идут на временное увеличение золотовалютных резервов страны с последующим их направлением в нерентабельные сферы экономики, я считаю негативным явлением.

Внешний госдолг Беларуси, по мнению министра экономики Николая  Снопкова, высказанного им на состоявшемся в феврале заседании президиума Совмина, может превысить (на конец 2013 года) $17 млрд. долл. США. «Таким образом, отношение внешнего государственного долга к ВВП составит 22,7% и приблизится к пороговому значению безопасности в 25%», - сказано в докладе министра.

По моему мнению, методами, способствующими  решению проблем выплат по государственным кредитам и займам в будущем,  а также наращиванию государственных долгов, могут стать следующие меры:

- более практический  подход к  рассмотрению вопроса  приватизации государственной собственности;

- вложение привлеченных  денежных средств в высокорентабельные  предприятия, способные приносить  доход в ближайшем будущем;

- тотальная экономия  бюджетных расходов путем снижения  вливания средств в социальную  сферу экономики, не приносящую  реальных доходов;

- кардинальное сокращение  безвозмездных и безвозвратных  государственных субсидий и дотаций;

- повышение конкурентоспособности  внутреннего продукта;

- интенсивное развитие  экспортно-ориентированных отраслей  экономики;

- безусловное выполнение  требование Международного валютного фонда и ЕврАзЭС.

   

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я описала сущность государственных  кредитов и займов, их инструменты  и формы, причины возникновения. Подводя итоги работы можно выделить следующее.

  • Государственный кредит является важной составной частью государственных финансов с одной стороны, и одной из форм кредитных отношений с другой стороны, на принципах срочности, платности и возвратности. С его помощью государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Он в основном представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. Мобилизация временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране. Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны в мире.
  • Распределительная функция государственного кредита осуществляет формирование и использование централизованных денежных фондов государства, обеспечивает дополнительный приток финансовых ресурсов. Использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами. Он способствует более равномерному распределению налогов во времени. Регулирующая функция – государство, вступая в кредитные отношения, непосредственно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Контрольная функция, осуществляемая как финансовыми, так и кредитными уполномоченными органами, охватывает двустороннее движение стоимости.
  • Форма государственного кредита - это внешнее проявление тех экономических отношений, которые он выражает. Внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Посредствам государственного займа временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основными видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства Республики Беларусь. Внешние займы - один из эффективных способов финансирования дефицита государственного бюджета. Они позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала.
  • Основными инструментами государственного кредита в Республике Беларусь являются внутренние и внешние заимствования. На данный момент государственные валютные облигации для населения являются главным инструментом внутренних займов Республики Беларусь. Высокая доходность этих облигаций привела к повышенному спросу на данные ценные бумаги. Еврооблигации как источник внешних заимствований для Республики Беларусь является новшеством. Первый выпуск и размещение отечественных еврооблигаций прошло в 2010г. Всего за эти годы государство разместило евробондов на 1800 миллионов долларов США. Еще один источником являются кредиты других государств и международных финансовых организаций. Основными кредиторами Республики Беларусь являются: Международный валютный фонд, Китай, Россия, Антикризисный фонд ЕврАзЭС, европейский банк реконструкции и развития, Венесуэла и др. Однако, использование этих источников ведет к неизбежному росту государственного долга страны.
  • Проанализировав состояние государственного долга в Республике Беларусь, развитие государственного кредита  в различных его формах, можно сделать выводы как о позитивных тенденциях, так и негативных направлениях. Положительное – это наращивание внутреннего долга и стремление за счет него рефинансировать внешние долги. Однако, наращивание внешних долгов, которые идут на временное увеличение золотовалютных резервов страны с последующим их направлением в нерентабельные сферы экономики, я считаю негативным явлением. Неизбежно то, что государственный долг страны будет расти в последующие года; пик выплат по задолженностям придется на 2014-2015гг. По моему мнению, методами, способствующими  решению проблем выплат по государственным кредитам и займам в будущем,  а также наращиванию государственных долгов, могут стать следующие меры: вложение полученных кредитов  в высокорентабельные отрасли экономики; рассмотрение вопроса приватизации  государственной собственности более тщательно; сокращение бюджетных расходов государства и государственных субсидий предприятиям, не приносящим реальных доходов; повышение конкурентоспособности экспортно-ориентированных отраслей экономики. Безусловное выполнение требований Международного валютного фонда и ЕврАзЭС может улучшить положение Республики Беларусь как по внешнему долгу, так и по внутреннему.

Информация о работе Государственный кредит