Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование необходимости государственного кредита.
Основными задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия и значения государственного кредита и займа; характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………….6
2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения. Инструменты и формы……………………………………………………….8
3. 1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8
4. 1.2 Функции государственного кредита………………………….13
5. 1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16
6. 2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25
7. 3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36
8. Заключение………………………………………………………….43
9. Список использованных источников……………………………...48

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

 • оформлению —  облигационные и безоблигационные  займы; 

 • методам размещения  — займы добровольные, размещаемые  по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов — замораживание вкладов на счетах в банке.

 Важное значение  для успешного проведения государственно-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.

 Курсом займа называется  цена облигации займа, выраженная  в процентах к номиналу. Курсы  могут быть трех типов: аль­пари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номинала) и дизажио  (цена ниже номинала).

 Правительство страны  заключает договор об условиях  выпуска займа с банком, группой  банков, биржей, министерством финансов  или другими финансовыми институтами. 

 Условия включают  сумму займа, срок, условия погашения,  уровень доходности, эмиссионный курс.

 Эмиссионным называется  курс займа в момент его  выхода, при первичном размещении. Он, как правило, ниже номинала, что объясняется покрытием затрат  по первичному размещению займа  и привлечением кредиторов.

 Сделки купли-продажи  государственных облигаций на вторичном рынке осуществляются по реальному (биржевому) курсу, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним производятся за счет расходной части бюджета.

 Формой внутреннего  государственного кредита является  выдача кредитов центральным  банком правительству страны  и местным органам власти (в  Беларуси — Национальным банком). Эта форма государственного кредита  находится в тесной связи с государственными займами, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода.

 Самым неэффективным  источником финансирования дефицита  государственного бюджета, а, следовательно, и формой государственного кредита является выпуск пустых денег, т. к. этот способ приводит к нарастанию темпов инфляции, что негативно сказывается на состоянии национальной экономики.

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идёт о гарантированных займах и кредитах. Гарантия рассматривается как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому даётся гарантия, обязательства перед третьими лицами. Сказанное означает, что государственные заимствования и государственные гарантии – явления разного свойства. Государственные заимствование проводит само государство с целью получения дополнительных финансовых средств, а государственные гарантии предоставляются другим лицам с целью облегчения или обеспечения им возможности проведения заимствований. Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий ведёт к формированию государственного долга.

  Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.

 Получателями внешних  займов в Беларуси являются  Правительство Республики Беларусь  и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном кредите выступают правительства и юридические лица иностранных государств, международные финансовые организации, а также частные лица-нерезиденты.

 Иностранные заимствования  позволяют странам превышать  в процессе инвестирования и  потребления пределы, определяемые  текущим внутренним производством,  и финансировать капитальные  вложения за счет внутренних  сбережений и сбережений стран,  обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Необходимо отметить, что внешние займы представляют собой один из эффективных способов финансирования дефицита государственного бюджета. Однако в нашей стране наиболее значимым источником внешнего финансирования являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций. Они привлекаются для поддержания экономических реформ,  решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрения современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса. Такая ситуация вызвана отсутствием кредитного рейтинга у страны. Поэтому в случае получения кредитного рейтинга возможность использования внешних займов должна возрасти, что позволит размещать государственные долговые обязательства на мировом финансовом рынке.

 Таким образом,  рассмотрев сущность и основные  формы государственного кредита,  можно отметить, что государственный  кредит – самостоятельная экономическая категория, сочетающая в себе черты кредита и финансов. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций  способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КРЕДИТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Как уже упоминалось  в первой главе моей работы, государственный  кредит используется для мобилизации  дополнительных финансовых ресурсов на финансирование общегосударственных  расходов, на погашение дефицита бюджета, а также  на покрытие растущих потребностей общества в условиях отставания возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов.

Для Республики Беларусь проблема бюджетного дефицита в последние  годы стала особенно актуальной, что является следствием мирового финансового кризиса, вызвавшего рост кризисных явлений в экономике.    Уменьшение доходов бюджета в Республике Беларусь связано с уменьшением экспорта белорусских предприятий, вызванного уменьшением спроса на нефтехимические продукты, калийные удобрения, трактора и т. д.

На примере таблицы 2.1 рассмотрим исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь за последние 5 лет.

Таблица 2.1 Исполнение бюджета РБ млрд. руб.

Показатели

Исполнено за 2008 год

Исполнено за 2009 год

Исполнено за 2010 год

Исполнено за 2011 год

Исполнено за 2012 год

Всего доходов

49043,7

46783,4

30270,1

54190,2

95181,9

Всего расходов

48117,9

46290,9

34282,1

51950,5

95883,4

Превышение доходов над расходами(+)Дефицит (-)

925,8

492,5

- 4012,0

2239,7

- 701,5


 

 В условиях ограниченности  внутренних ресурсов бюджета  необходимость активной поддержки  национальной экономики заставляет  искать дополнительные источники  привлечения ресурсов в экономику  страны. Кроме того, в настоящее  время государством изыскиваются средства на рефинансирование текущих долгов перед кредиторами.

В таких условиях основными  инструментами государственного кредита  в Республике Беларусь являются внутренние и внешние заимствования.

Главным инструментом внутренних займов в РБ в настоящее время являются государственные валютные облигации для населения (стоит отметить, что последнее размещение облигаций среди юридических лиц состоялось в 2008 году).   Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2012 года №1115 «Об утверждении основных условий выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц», а также постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 7 декабря 2012 года №69 «Об утверждении инструкции о порядке выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц» при содействии ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляет размещение государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц. Основные условия выпусков облигаций представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Основные условия выпусков облигаций

Серия выпуска                облигаций

АА 1

АБ 2

АВ 3

1

2

3

4

Основание

Приказ Министерства финансов Республики Беларусь

от 13.12.2012 г. № 366

 

Приказ Министерства финансов Республики Беларусь

от 13.12.2012 г. № 367

 

Приказ Министерства финансов Республики Беларусь

от 24.01.2013 г. № 27

 

Объем выпуска,

млн. долл. США

 

 

 

 

10,0

40,0

50,0

1

2

3

4

Срок размещения

 

с 20 декабря 2012 года по 20 июня 2013 года

с 20 декабря 2012 года по 20 июня 2013 года

с 30 января 2013 года по 30 января 2014 года

Сроки выплаты

процентного дохода

по первому процентному  периоду – с 20 июня 2013 года

по второму процентному периоду – с 20 декабря 2013 года

по первому процентному  периоду – с 20 июня 2013 года

по второму процентному  периоду – с 20 декабря 2013 года

по первому процентному  периоду – с 30 июля 2013 года

по второму процентному  периоду – с 30 января 2014 года

по третьему процентному  периоду – с 30 июля 2014 года

по четвертому процентному  периоду – с 30 января 2015 года

Дата начала погашения

с 20 декабря 2013 года

с 20 декабря 2013 года

с 30 января 2015 года

Условия досрочного погашения

досрочное погашение не производится


 

ОАО «АСБ Беларусбанк» выступает  организатором и банком-агентом  по выпускам государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц. Продажа и  погашение облигаций, выплата процентного  дохода по ним осуществляются в филиалах, центрах банковских услуг и отделениях ОАО «АСБ Беларусбанк» по всей республике.

Облигации могут быть предъявлены в ОАО «АСБ Беларусбанк» для получения процентного дохода в сроки выплаты процентного  дохода по облигациям, а также при  их погашении в течение шести месяцев с даты начала погашения облигаций. По истечении шести месяцев с даты начала погашения облигаций для получения процентного дохода и погашения облигации владельцу необходимо обратиться в Министерство финансов с заявлением.

Обязательства по погашению облигаций и выплате дохода по ним обеспечены средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности. Указанные платежи являются первоочередными по отношению к другим расходам из республиканского бюджета.

Следует отметить довольно высокую доходность по данным облигациям, т.к. на сегодняшний день средние  ставки по депозитам и ценным бумагам, предлагаемые коммерческими банками  в иностранной валюте, составляют порядка 5-6 % годовых.

Среди внешних заимствований Республики Беларусь следует выделить еврооблигации и международные кредиты. Рассмотрим более подробно эти два инструмента.

13 мая 2010г. вступил  в силу Указ Президента РБ  № 245 «О выпуске государственных  облигаций Республики Беларусь»  (далее - Указ № 245). Несмотря на достаточно общее название, он посвящен так называемым еврооблигациям, выпуск которых согласно Указу № 245 в 2010-2011 гг. осуществлен Советом Министров РБ в сумме до 2 млрд.долл. США со сроком обращения не менее 5 лет и размещением их за пределами территории Республики Беларусь. В белорусском законодательстве термин «еврооблигации» известен, однако нормативно определенного значения не имеет.

В специальной литературе под евробондами (еврооблигациями) понимают разновидность долгосрочных ценных бумаг; долговые обязательства, циркулирующие на рынке евровалют. Заемщиками, выпускающими евробонды, выступают правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств на длительный срок (от 7 до 40 лет). Размещаются евробонды инвестиционными и коммерческими банками. Они являются одним из наиболее надежных финансовых инструментов. Поэтому основными покупателями евробондов выступают институциональные инвесторы: страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании.

Информация о работе Государственный кредит