Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение форм и инструментов государственного кредита, обоснование необходимости государственного кредита.
Основными задачами курсовой работы являются: раскрытие понятия и значения государственного кредита и займа; характеристика форм государственного кредита; оценка роли и значения внешних займов; проанализировать экономическую оценку государственного кредита в Республике Беларусь; определить тенденции развития и разработки мероприятий по решению проблемы
1. Введение…………………………………………………………….6
2. 1.Государственные кредиты и займы. Причины возникновения. Инструменты и формы……………………………………………………….8
3. 1.1 Экономическая сущность государственного кредита………..8
4. 1.2 Функции государственного кредита………………………….13
5. 1.3 Формы и инструменты государственного кредита…………..16
6. 2.Государственный кредит в Республике Беларусь, причины его возникновения, инструменты реализации………………………………….25
7. 3.Анализ государственного долга Республики Беларусь в разрезе инструментов государственного кредита, опыт зарубежных стран, тенденции развития……………………………………………………………………….36
8. Заключение………………………………………………………….43
9. Список использованных источников……………………………...48
• оформлению —
облигационные и
• методам размещения — займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов — замораживание вкладов на счетах в банке.
Важное значение для успешного проведения государственно-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.
Курсом займа называется
цена облигации займа,
Правительство страны
заключает договор об условиях
выпуска займа с банком, группой
банков, биржей, министерством финансов
или другими финансовыми
Условия включают сумму займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.
Эмиссионным называется
курс займа в момент его
выхода, при первичном размещении.
Он, как правило, ниже номинала,
что объясняется покрытием
Сделки купли-продажи государственных облигаций на вторичном рынке осуществляются по реальному (биржевому) курсу, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним производятся за счет расходной части бюджета.
Формой внутреннего
государственного кредита
Самым неэффективным
источником финансирования
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идёт о гарантированных займах и кредитах. Гарантия рассматривается как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого государство-гарант даёт письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому даётся гарантия, обязательства перед третьими лицами. Сказанное означает, что государственные заимствования и государственные гарантии – явления разного свойства. Государственные заимствование проводит само государство с целью получения дополнительных финансовых средств, а государственные гарантии предоставляются другим лицам с целью облегчения или обеспечения им возможности проведения заимствований. Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий ведёт к формированию государственного долга.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.
Получателями внешних
займов в Беларуси являются
Правительство Республики
Иностранные заимствования
позволяют странам превышать
в процессе инвестирования и
потребления пределы,
Необходимо отметить, что внешние займы представляют собой один из эффективных способов финансирования дефицита государственного бюджета. Однако в нашей стране наиболее значимым источником внешнего финансирования являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций. Они привлекаются для поддержания экономических реформ, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрения современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса. Такая ситуация вызвана отсутствием кредитного рейтинга у страны. Поэтому в случае получения кредитного рейтинга возможность использования внешних займов должна возрасти, что позволит размещать государственные долговые обязательства на мировом финансовом рынке.
Таким образом,
рассмотрев сущность и
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Как уже упоминалось в первой главе моей работы, государственный кредит используется для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на финансирование общегосударственных расходов, на погашение дефицита бюджета, а также на покрытие растущих потребностей общества в условиях отставания возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов.
Для Республики Беларусь проблема бюджетного дефицита в последние годы стала особенно актуальной, что является следствием мирового финансового кризиса, вызвавшего рост кризисных явлений в экономике. Уменьшение доходов бюджета в Республике Беларусь связано с уменьшением экспорта белорусских предприятий, вызванного уменьшением спроса на нефтехимические продукты, калийные удобрения, трактора и т. д.
На примере таблицы 2.1 рассмотрим исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь за последние 5 лет.
Таблица 2.1 Исполнение бюджета РБ млрд. руб.
Показатели |
Исполнено за 2008 год |
Исполнено за 2009 год |
Исполнено за 2010 год |
Исполнено за 2011 год |
Исполнено за 2012 год |
Всего доходов |
49043,7 |
46783,4 |
30270,1 |
54190,2 |
95181,9 |
Всего расходов |
48117,9 |
46290,9 |
34282,1 |
51950,5 |
95883,4 |
Превышение доходов над расходами(+)Дефицит (-) |
925,8 |
492,5 |
- 4012,0 |
2239,7 |
- 701,5 |
В условиях ограниченности
внутренних ресурсов бюджета
необходимость активной
В таких условиях основными инструментами государственного кредита в Республике Беларусь являются внутренние и внешние заимствования.
Главным инструментом внутренних займов в РБ в настоящее время являются государственные валютные облигации для населения (стоит отметить, что последнее размещение облигаций среди юридических лиц состоялось в 2008 году). Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2012 года №1115 «Об утверждении основных условий выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц», а также постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 7 декабря 2012 года №69 «Об утверждении инструкции о порядке выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц» при содействии ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляет размещение государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц. Основные условия выпусков облигаций представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Основные условия выпусков облигаций
Серия выпуска облигаций |
АА 1 |
АБ 2 |
АВ 3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основание |
Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 13.12.2012 г. № 366 |
Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 13.12.2012 г. № 367 |
Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 24.01.2013 г. № 27 |
Объем выпуска, млн. долл. США
|
10,0 |
40,0 |
50,0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Срок размещения |
с 20 декабря 2012 года по 20 июня 2013 года |
с 20 декабря 2012 года по 20 июня 2013 года |
с 30 января 2013 года по 30 января 2014 года |
Сроки выплаты процентного дохода |
по первому процентному периоду – с 20 июня 2013 года по второму процентному периоду – с 20 декабря 2013 года |
по первому процентному периоду – с 20 июня 2013 года по второму процентному периоду – с 20 декабря 2013 года |
по первому процентному периоду – с 30 июля 2013 года по второму процентному периоду – с 30 января 2014 года по третьему процентному периоду – с 30 июля 2014 года по четвертому процентному периоду – с 30 января 2015 года |
Дата начала погашения |
с 20 декабря 2013 года |
с 20 декабря 2013 года |
с 30 января 2015 года |
Условия досрочного погашения |
досрочное погашение не производится |
ОАО «АСБ Беларусбанк» выступает
организатором и банком-
Облигации могут быть
предъявлены в ОАО «АСБ Беларусбанк»
для получения процентного
Обязательства по погашению облигаций и выплате дохода по ним обеспечены средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности. Указанные платежи являются первоочередными по отношению к другим расходам из республиканского бюджета.
Следует отметить довольно высокую доходность по данным облигациям, т.к. на сегодняшний день средние ставки по депозитам и ценным бумагам, предлагаемые коммерческими банками в иностранной валюте, составляют порядка 5-6 % годовых.
Среди внешних заимствований Республики Беларусь следует выделить еврооблигации и международные кредиты. Рассмотрим более подробно эти два инструмента.
13 мая 2010г. вступил
в силу Указ Президента РБ
№ 245 «О выпуске государственных
облигаций Республики Беларусь»
В специальной литературе под евробондами (еврооблигациями) понимают разновидность долгосрочных ценных бумаг; долговые обязательства, циркулирующие на рынке евровалют. Заемщиками, выпускающими евробонды, выступают правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств на длительный срок (от 7 до 40 лет). Размещаются евробонды инвестиционными и коммерческими банками. Они являются одним из наиболее надежных финансовых инструментов. Поэтому основными покупателями евробондов выступают институциональные инвесторы: страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании.