Государственный пенсионный фонд и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
- проследить динамику и перспективы развития пенсионного фонда России;
- изучить порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда;
-определить роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан;

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………………3
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской федерации
1.1. История возникновения и развития пенсионного обеспечения в РФ….6
1.2. Сущность и функции Пенсионного фонда РФ…………………………12
1.3. Структура и задачи Пенсионной реформы……………………………..15
Глава 2. Анализ формирования и использования средств пенсионного фонда
2.1. Порядок формирования и расходования средств ПФ………………....19
2.2. Начисление и выплата пенсии…………………………………………..24
2.3.Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение в России……………………………………………………………………...……..26
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда
3.1. Проблемы пенсионного законодательства в РФ……………………….30
3.2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ………………….……35
Заключение……………………………………………………………………40

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

  «Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики»

  (Ярославский  филиал МЭСИ) 
 
 
 
 

  Курсовая  работа по дисциплине «Финансы»

  На  тему: «Государственный пенсионный фонд и его проблемы». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы

  ФКз-11 Соколова И.Ю.

  Проверил: д.э.н. доцент

  Кузьмин И.Г. 
 

ЯРОСЛАВЛЬ

  2011 ГОД

  СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………..……………………3

    Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской федерации

  1.1. История  возникновения и развития пенсионного обеспечения в РФ….6

  1.2. Сущность и функции Пенсионного фонда РФ…………………………12

  1.3. Структура и задачи Пенсионной реформы……………………………..15

  Глава 2. Анализ формирования и использования средств пенсионного фонда

  2.1. Порядок формирования и расходования средств ПФ………………....19

  2.2. Начисление и выплата пенсии…………………………………………..24

  2.3.Государственное  и негосударственное пенсионное  обеспечение в России……………………………………………………………………...……..26

  Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда

  3.1. Проблемы пенсионного законодательства в РФ……………………….30

  3.2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ………………….……35

  Заключение……………………………………………………………………40

  Приложение………………………………………………………………..…41

  Список литературы…………………………………………………………42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального  страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования; Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации.

  Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.

  Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

  Далеко  не секрет, что все люди пекутся  о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию  в нетрудоспособном возрасте. Также  многие люди хотят себя подстраховать  на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг  лишат человека трудоспособности или  даже жизни (если профессия связана  с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых  по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты.

  В настоящий момент на финансовом рынке  появляются новые участники - пенсионные фонды, которые далеко не обязательно  являются государственными учреждениями. Их цель - накопление капитала посредством  пенсионных отчислений тех людей, которые  заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности  человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в  данный момент пенсионная система не создает стимула для больших  заработков, так как это не находит  ни какого отражения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует  о глубоком кризисе сложившейся  системы государственного пенсионного  обеспечения и необходимости  ее коренного реформирования.

  Пенсионный  фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых  взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная  с 1995 года доходов Пенсионного фонда  от страховых взносов не хватает  для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются  дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые  пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень  жизни людям не имеющим трудовых доходов.

  Актуальность  данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

  Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние, проблемы развития.

  Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  - описать структуру, и состояние  пенсионного фонда РФ;

  - проследить динамику и перспективы  развития пенсионного фонда России;

  - изучить порядок формирования  и расходования средств Пенсионного  фонда;

  -определить  роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан;

  Структура данной работы:

  Первая  часть курсовой работы освещает общие  положения пенсионного фонда  РФ, его теоретические и методологические основы.

  Вторая  часть работы посвящена рассмотрению вопроса современного состояния ПФ России. 

  В третьей части работы раскрываются проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда.

  Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения и  накопления средств во времени и  в пространстве - где бы человек  ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует  себе определенный прожиточный уровень  в будущем.  
 

История возникновения и  развития пенсионного  обеспечения в  России.

  Система социального обеспечения в каждой стране складываются в соответствии с конкретными условиями и  имеют глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в  подходах, методах, в основе их формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути природы общества.

  Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем  в большинстве развитых стран. В  своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли  пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено. Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году (9). Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

  В соответствии с Конституцией СССР все  граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца.

  Данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение (9). Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам (22).

  Учитывая  относительно низкие уровни пенсионного  обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые  была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно  возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа  рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением  в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных  пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение  пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров  в два раза.

  Важным  этапом формирования цивилизованной программы  государственного пенсионного страхования  следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право  на получение пенсий колхозниками в  период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.

  Пенсии  по государственному социальному страхованию  представляли собой гарантированные  ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся  с прошлым заработком. В зависимости  от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение  по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

  Пенсионное  обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном  Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.

  Пенсионное  обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое  в то же время не исключало возможности  получения работником науки или  членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.

Информация о работе Государственный пенсионный фонд и его проблемы