Государственный пенсионный фонд и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
- проследить динамику и перспективы развития пенсионного фонда России;
- изучить порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда;
-определить роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан;

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………………3
Глава 1. Общие положения пенсионного фонда Российской федерации
1.1. История возникновения и развития пенсионного обеспечения в РФ….6
1.2. Сущность и функции Пенсионного фонда РФ…………………………12
1.3. Структура и задачи Пенсионной реформы……………………………..15
Глава 2. Анализ формирования и использования средств пенсионного фонда
2.1. Порядок формирования и расходования средств ПФ………………....19
2.2. Начисление и выплата пенсии…………………………………………..24
2.3.Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение в России……………………………………………………………………...……..26
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда
3.1. Проблемы пенсионного законодательства в РФ……………………….30
3.2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ………………….……35
Заключение……………………………………………………………………40

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая.docx

— 69.83 Кб (Скачать файл)

  Безусловно, сохранять систему социального  страхования с огромным нарастающим  дефицитом - это нелепица. Но отказ  от социального страхования - это  далеко не единственный выход. Ведь можно  просто устранить проблему дефицита - и продолжать реформу дальше. Как  альтернатива возврату к прямым выплатам пенсий из федерального бюджета возможно восстановление финансирования и финансовой устойчивости социального страхования.

  Предлагаемая  схема преодоления дефицитности бюджета Пенсионного фонда достаточно проста и технологична. При этом расходы государства на финансирование своих обязательств перед пенсионной системой будут на 30-40% меньше, чем при любом другом финансировании дефицита. Страховая природа государственной пенсионной системы и накопительный механизм будут сохранены. Государство сможет продолжать опережающими темпами повышать размер базовой части пенсии для нынешних пенсионеров и, как предполагалось концепцией пенсионной реформы еще в 2001 г., приближать ее к прожиточному минимуму без ущерба для баланса расходов и доходов пенсионной системы.

  Основные  направления совершенствования пенсионного законодательства:

  В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему  обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми  возможностями государства и  существующей пенсионной системы.

  Нуждается в уточнении роль и порядок  применения индивидуальных коэффициентов  пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями  государства и прогнозируемыми  изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так  и к снижению жизненного уровня пенсионеров.

  Целесообразно осуществить централизацию учета  обязательной страховой пенсионной системы, обязательной накопительной  пенсионной системы и профессиональных пенсионных систем в переходный период в рамках Пенсионного фонда России.

  Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему  развитию системы негосударственных  пенсионных фондов и дополнительного  добровольного пенсионного страхования  в целом.

  Несмотря на меры, по совершенствованию пенсионного законодательства остается немало нерешенных проблем:

  1) Отсутствие закона, регламентирующего  выплату пенсии родственникам  после смерти пенсионера.

  2) Отсутствие закона, регламентирующего  инвестирование средств для финансирования  накопительной части трудовой  пенсии в Российской Федерации.

  3) Законодательное обеспечение государственных  социальных гарантий, которые пока  слабы и зачастую не реализуются.

  4) Приведение в соответствие различного  рода социальных выплат, которые  гораздо ниже прожиточного минимума  соответствующих категорий населения.

  5) Законодательное обеспечение своевременности  и полноты выплаты, определенных  законодательством социальных выплат.

  6) Законодательное обеспечение государственной  поддержки социально бедствующих  людей.

  В итог подведения всему вышесказанному, можно сказать, что развитие обязательного  пенсионного страхования жизненно необходимо для всего пенсионного  и социального обеспечения и  налагает свой след на дальнейшее развитие пенсионной системы Российской Федерации. Так как экономическая ситуация в стране не имеет тенденций к  скорейшему выздоровлению, то жизненно важно создать крепкую пенсионную систему к моменту экономического роста, ибо рост заработной платы  и ухудшение демографической  ситуации в стране, при «слабой» пенсионной системе, могут привести к нежелательным последствиям для  экономики в целом. 
 
 
 
 
 

Перспективы Пенсионного Фонда РФ

  Президент России Дмитрий Медведев подписал закон  о бюджете Пенсионного фонда  РФ на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. Ранее этот закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации (5).

  Закон был разработан в соответствии с  Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной  политике в 2009-2011 годах». Одна из поставленных в нем задач - к концу 2009 г. довести  средний размер социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера. Для этого в бюджете  ПФР предусмотрены расходы на повышение с 1 марта базовой части  трудовой пенсии по индексу роста  цен за 2009 г. и установление с 1 декабря  базовой части трудовой пенсии по старости в твердом размере.

  В дальнейшем предлагается устанавливать  базовую часть трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2010 и 2011 гг. в размере, который позволяет поддерживать средний размер социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера.

  Увеличение  страховой части трудовой пенсии обеспечит в 2009 г. соотношение среднегодового размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера более чем в 1,3 раза.

  Прогнозируется, что суммарные доходы ПФР в 2009 г. составят 3,2 трлн. рублей и увеличатся к 2011 г. до 4,8 трлн. рублей. Расходы Фонда  оцениваются в суммах: на 2009 г. - 2,9 трлн. рублей, к 2011 г. - 4,3 трлн. рублей.

  В бюджете также учтены средства на увеличение компенсации по уходу  за нетрудоспособными, на увеличение пенсии за выслугу лет госслужащим, на выплату  страховой части трудовой пенсии военным пенсионерам и др.

  В бюджете ПФР на 2009-2011 гг. для реализации Федерального закона 56-ФЗ учтены доходы, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В 2009 г. эта цифра составила 8,2 млрд. рублей, в к 2011 г. прогнозируются ее увеличение более чем в 3 раза до 27,2 млрд. рублей.

  Кроме того, средства федерального бюджета  будут выделяться на предоставление материнского капитала: в 2010 г. - 72,8 млрд. рублей, в 2011 г. - свыше 100,0 млрд. рублей.

  В 2010 году начался новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

  Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет  с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой  станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал был проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

  С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет  выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального  бюджета.

  Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний  размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение  трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению  с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет  в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено  финансовое обеспечение государственных  пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с  6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

  Минфин  предлагает заменить единый социальный налог страховыми взносами в государственные  внебюджетные фонды. Общая ставка – 26% - останется без изменений. Однако платить этот налог придется также и предприятиям, применяющим специальные налоговые режимы, или работающим в особых экономических зонах. Об этом говорится в бюджетной стратегии до 2023 года.

    Меры, предпринимаемые правительством РФ по улучшению пенсионного обеспечения граждан.

  Пенсионную  систему Российской Федерации в  ближайшее время ждут существенные изменения. Предполагается ввести сразу  несколько новшеств.

  Для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под действие дореформенной  и новой пенсионной системы правительство  предполагает довести средний размер трудовой пенсии до 2,5 размеров прожиточного минимума к 2020 году. Для застрахованных лиц, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, предполагается создать необходимые условия  для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые  взносы, в реальном выражении. Основными  механизмами достижения выдвинутых ориентиров являются:

  1) Повышение уровня пенсионного  обеспечения лиц старшего поколения  и ликвидация бедности среди  пенсионеров. Данный ориентир  будет выполнен с помощью валоризации  (повышение денежной оценки) пенсионных  прав, приобретенных до 01.01.2002 года, с учетом советского стажа  до 01.01.1991 года на 10% плюс 1% за каждый  год вышеуказанного стажа, а  также за счет введения минимального  уровня материального обеспечения.

  2) Усиление страховых принципов  предоставления трудовых пенсий.

  Перевод базовой части трудовой пенсии в  состав страховой части, ее индексация по общему правилу - росту доходов  пенсионного Фонда России на каждого  пенсионера (а не по росту цен), при  условии установления достаточных  источников финансирования системы  обязательного пенсионного страхования. Установление начиная с 2015 года зависимости  размера базовой составляющей страховой  части трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового  стажа в момент ее назначения.

  3) Создание условий для формирования  пенсионных прав застрахованных  лиц в необходимом объеме. Повысится  тариф взносов, учитываемых на  индивидуальных лицевых счетах  граждан, с 14% до 16%.

  4) Совершенствование накопительной  составляющей пенсионной системы.  Стимулирование личных инициатив  по повышению пенсии за счет  формирования дополнительных накоплений  и обращения за пенсией в  более позднем возрасте. Расширение  инвестиционного портфеля государственной  управляющей компании в целях  предоставления возможности повышения  доходности инвестирования средств  пенсионных накоплений./ 22, с.4-7/

  В 2009 году предстояло решить задачи по подготовке изменений пенсионного законодательства, которые вступили в силу с 1 января 2010 года, и которые направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения. В 2010 году произошел переход на страховые принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный налог заменен на страховые платежи. Это позволило сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний. Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным./24/

  Изменилась структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.

  Исходя  из новых условий назначения трудовой пенсии, фиксированный базовый размер пенсии устанавливается для всех получателей трудовой пенсии, в том  числе для пенсий по старости. В среднем размер пенсии к концу 2010 года составит 8 408 рублей, а к концу 2012 года - 10 145 рублей, прибавка от валоризации составит более 1 250 рублей.

  В соответствии с федеральным законом  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования фонды  обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года упразднился единый социальный налог и ввелись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование.

Информация о работе Государственный пенсионный фонд и его проблемы