Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:17, курсовая работа
Целью работы является изучение государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры, управление им. В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- изучить понятие государственного внутреннего долга, рассмотреть его экономическую сущность;
- рассмотреть механизм государственного внутреннего долга;
- изучить государственный внутренний долг РФ, его структуру и динамику, управление;
- сформулировать предложения по усовершенствованию государственного внутреннего долга;
- сформулировать выводы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы государственного внутреннего долга………………6
1.1 Содержание и сущность государственного внутреннего долга…………6
1.2 Структура государственного внутреннего долга………………………….12
1.3 Функции и принципы государственного внутреннего долга……………..17
2. Состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации..20
2.1 Этапы формирования государственного долга…………………...……….20
2.2 Современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации…………………………………………………………………..……25
3. Пути совершенствования управления государственным внутренним долгом………………………………………………………………….…………29
3.1 Основные направления обслуживания государственного внутреннего долга………………………………………………………………………………29
3.2 Рекомендации по регулированию государственного внутреннего долга Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….…48
Список использованной литературы………………………………………..…51
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
1.1 Содержание и сущность государственного внутреннего долга…………6
1.2 Структура государственного внутреннего долга………………………….12
1.3 Функции и принципы государственного внутреннего долга……………..17
2. Состояние государственного
2.1 Этапы формирования
2.2 Современное состояние государс
3. Пути совершенствования
3.1 Основные направления
3.2 Рекомендации по регулированию
государственного внутреннего
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..…51
Введение
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в финансово-экономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки
зрения государственный долг представляет
собой задолженность
С материальной точки
зрения государственный долг представляет
собой общую сумму
Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и (или) гаранта.
Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время экономика Российской Федерации характеризуются наличием государственного внешнего и внутреннего долгов.
Идея государственного долга как
некой общественной ноши возникает,
потому что долги правительства,
в конечном счете, являются долгами
налогоплательщиков. Однако на основе
данного подхода
Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.
Целью работы является изучение государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры, управление им. В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- изучить понятие
- рассмотреть механизм
государственного внутреннего
- изучить государственный внутренний долг РФ, его структуру и динамику, управление;
- сформулировать предложения
по усовершенствованию
- сформулировать выводы.
Объектом исследования
выступает государственный
Работа состоит из трех глав. В первой рассмотрены теоретические аспекты вопроса исследования. Вторая глава отражает анализ состояния государственного внутреннего долга РФ. Третья носит проектный характер, в которой изложены свои предложения. Использованы метод сравнения и анализа при разработке темы. Основными методологическими инструментами является современные литературные источники, публикации официальных сайтов РФ за 2009 – 2013 годы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА
Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т. д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга – это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга – упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита [12, стр. 73].
Государственный долг – это сумма долга правительства населению [12, стр. 75]. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т. е. погасить свой долг.
Задолженность правительства представляет собой обещание уплатить этот долг в будущем. Здесь возникает вполне естественный вопрос: а сможет ли правительство оплатить в будущем свои долги, и если да, то каким образом оно будет это делать? Весьма популярной является точка зрения, согласно которой государственный долг – это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики [15, стр. 4].
Имеются две основные
причины того, почему государственный
долг может стать серьезной проблемо
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Также обычно внутренний государственный долг регулируется законом «О государственном долге» [4].
Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. Под государственным долгом согласно статье 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается: «К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.» [3].
Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет [3].
Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов примененяется только внутренний долг.
Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа [9, Стр. 123 – 125]. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.
Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87% [17].
Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.
Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения [3].
За годы реформ налоговые доходы государства резко уменьшились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Около половины доходов приходится на пятую часть россиян, которая не платит налогов с трех четвертей своих доходов. Их как раз и не хватает для выполнения государством социальных обязательств.
Доходная часть бюджета
все эти годы падала, а расходы
государства сокращались