Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры, управление им. В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- изучить понятие государственного внутреннего долга, рассмотреть его экономическую сущность;
- рассмотреть механизм государственного внутреннего долга;
- изучить государственный внутренний долг РФ, его структуру и динамику, управление;
- сформулировать предложения по усовершенствованию государственного внутреннего долга;
- сформулировать выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы государственного внутреннего долга………………6
1.1 Содержание и сущность государственного внутреннего долга…………6
1.2 Структура государственного внутреннего долга………………………….12
1.3 Функции и принципы государственного внутреннего долга……………..17
2. Состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации..20
2.1 Этапы формирования государственного долга…………………...……….20
2.2 Современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации…………………………………………………………………..……25
3. Пути совершенствования управления государственным внутренним долгом………………………………………………………………….…………29
3.1 Основные направления обслуживания государственного внутреннего долга………………………………………………………………………………29
3.2 Рекомендации по регулированию государственного внутреннего долга Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….…48
Список использованной литературы………………………………………..…51

Файлы: 1 файл

Курсовая государственный внутренний долг.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

Иностранные государства  должны России приличную сумму – в современном пересчете примерно 150 млрд. долл., однако далеко не все страны согласны признать курс Госбанка СССР правильным, ведь кредиты давались в рублях, переводных рублях, СКВ, товарах и услугах. Поэтому, вернее сказать, что, по идее, нам должны были бы 150 млрд. долл., но на самом деле задолженность составляет около 35 млрд. долл., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Реальная же рыночная стоимость этих долгов 5-7 млрд. долл.

Вывод – в настоящее время Россия может продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, а иными словами, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно – нужно вести переговоры до победного конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок внутреннего долга является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, позитивные и негативные характеристики которой напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора.

Рынок внутреннего долга в переходный период прошел различные этапы, в  процессе развития которых наблюдались  как позитивные, так и негативные черты, обусловленные макроэкономическим развитием, постановкой и решением стратегических задач, равно как и текущим управлением рынка федеральных облигаций. В данном контексте систематизация опыта развития рынка внутреннего долга может способствовать дальнейшей эволюции данного финансового сегмента на принципиально иной основе - с учетом позитивных и негативных факторов переходного развития, а также формированию принципиально иной политики управления рынком федеральных облигаций, целью которой выступает максимальное содействие экономическому росту, финансовой стабильности и всестороннему развитию прочих сегментов национального финансового рынка.

Для дальнейшего эффективного развития рынка внутренних долговых обязательств РФ, по моему мнению - денежным властям необходимо не допускать ошибки прошлого, такие как:

  • обеспечение неоправданно высокой доходности государственных ценных бумаг;
  • расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы;
  • стремление увеличить срок долга без учета структуры привлеченных средств;
  • несогласованные действия Центробанка и Министерства финансов РФ;
  • отказ Центробанка страховать иностранные инвестиции;
  • привлечение внешних инвесторов без соответствующих стерилизационных мероприятий;
  • недостаточный контроль за доходностью федеральных облигаций, в том числе и в пересчете на иностранную валюту и другие.

А также было бы целесообразным с  учетом накопленного и положительного и отрицательного опыта рассмотреть  такие вопросы как:

  • разработка нового специализированного закона о государственном долге;
  • разработка нормативных документов, позволяющих оценивать изменения долговых обязательств во взаимосвязи с финансовыми активами;
  • разработка критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики;
  • разработка нормативной базы по операциям с досрочно выкупленными ценными бумагами;
  • целесообразно разработать механизмы и нормативную базу проведения обмена крупных пакетов (лотов) облигаций до даты их погашения на другие выпуски облигаций для сглаживания пиков платежей - значительных объемов выплат в одну дату. При этом проведение обменов, как и аукционное размещение, следует осуществлять эмитентом по заранее заданным правилам на добровольной основе.

Федеральные облигации традиционно  определяют минимальную стоимость свободных средств в экономике России. Доходность на рынке внутреннего долга в переходный период (1992-2003 годов), в силу высокой ликвидности и низкой рискованности данного сегмента национального финансового рынка, и с учетом отсутствия рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ фактически выполняла ту роль, какую играет ставка рефинансирования в развитых рыночных экономиках. В этом смысле контроль за доходностью федеральных облигаций, равно как и показатели оборота вторичных торгов и ликвидности, приобретают особое значение как факторы, воздействующие на состояние экономики и финансов.

Рынок федеральных облигаций должен содействовать экономическому росту, обеспечивая: снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия  внешних шоков, рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы, комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка, расширение возможности денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Прошедшее десятилетие предоставило национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных аспектах - достижения финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развития банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития одновременно с учетом стратегических и тактических ошибок позволит придать эволюции рынка внутреннего долга стимулирующие и стабилизирующие характеристики на современном этапе развития российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 – ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
  4. Федеральный закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1.
  5. Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декаря 2010 г. №357 – ФЗ « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

 

  1. Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
  2. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год.
  3. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) / 2008 г.
  4. Алексеева И.А. Ценные бумаги Ч.3. Облигации: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - 170 с.
  5. Алехин Б.И. Государственный долг. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 335 с.
  6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2007.
  7. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности.- Изд. Университетская книга, 2007. - 128 с.
  8. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов.- Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Перспектива. 2007.- 256 с.
  9. Воробьев А.Е., Чекушина Т.В. Национальная экономическая безопасность России: методология управления государственными долгами: Учебное пособие.- Изд. РУДН, 2006. - 206 с.
  10. Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006.
  11. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2007.
  12. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ – 2008.
  13. Пряшников В.И. О государственном долге – из первых рук. // ЭКО – 2006.
  14. Письменная Е., Кравченко Е., Хуторных Е. Займы под контролем // Ведомости. – М., 2009, 24 декабря.
  15. Хейфец Б.А. Долговая политика России: актуальные проблемы. – М., 2007.
  16. Хейфец Б.А. Кризис и новые тенденции в политике управления государственным долгом в России// Проблемы эффективности управления государственными резервами и государственным долгом Российской Федерации – №17 (429), – 2011.
  17. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования Рынок ценных бумаг. - 2005 №16.
  18. Наставления по управлению государственным долгом Подготовлены сотрудниками МВФ и Всемирного банка. - 2001 г. - 45 с.
  19. Финансы. Под ред. Ковалева В.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2007. – 640 с. 
  20. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 380 с.
  21. Официальный сайт Госкомстата России www.gks.ru.
  22. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru.
  23. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации www.ach.gov.ru., www.budgetrf.ru.
  24. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru. 

1 Данные официального сайта Счетной палаты РФ www.ach.gov.ru

 


Информация о работе Государственный внутренний долг