Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:17, курсовая работа
Целью работы является изучение государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры, управление им. В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- изучить понятие государственного внутреннего долга, рассмотреть его экономическую сущность;
- рассмотреть механизм государственного внутреннего долга;
- изучить государственный внутренний долг РФ, его структуру и динамику, управление;
- сформулировать предложения по усовершенствованию государственного внутреннего долга;
- сформулировать выводы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы государственного внутреннего долга………………6
1.1 Содержание и сущность государственного внутреннего долга…………6
1.2 Структура государственного внутреннего долга………………………….12
1.3 Функции и принципы государственного внутреннего долга……………..17
2. Состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации..20
2.1 Этапы формирования государственного долга…………………...……….20
2.2 Современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации…………………………………………………………………..……25
3. Пути совершенствования управления государственным внутренним долгом………………………………………………………………….…………29
3.1 Основные направления обслуживания государственного внутреннего долга………………………………………………………………………………29
3.2 Рекомендации по регулированию государственного внутреннего долга Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….…48
Список использованной литературы………………………………………..…51
Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно долговой политике, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011 – 2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81% объема внутреннего долга.
На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3 – 5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.
В 1992 г. и начале 1993 г. Центробанк имел в своем распоряжении только денежные инструменты – целевые кредиты и обязательные резервы. После того как в апреле 1995 г. с принятием закона «О Центральном банке» ЦБ обрел независимость, стало возможным разграничить денежно-кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной «накачки», а с помощью долговых обязательств. С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центробанка в косвенном финансировании оставалось значительным.
Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ). Использование в финансировании дефицита заимствований на рынке ценных бумаг положило начало резкому росту внутреннего государственного долга, который включает в себя задолженность по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного сберегательного займа (ОГСЗ), реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Отдельно стоят обязательства государства перед вкладчиками Сбербанка, лишившимися своих сбережений в связи с инфляцией, и обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С ростом внутреннего государственного долга увеличивались расходы на его обслуживание, которые к 1998 г. превратились в одну из наиболее крупных и прогрессировавших статей расходов федерального бюджета.
Государственные заимствования требовали
значительно больше ресурсов, чем
были внутренние ликвидные сбережения.
Дефицит государственных
Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга позволил снизить процентные ставки и тем самым, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга; во-вторых, облегчить получение кредитов для реального сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Даже в 1998 г., когда начался финансовый кризис, сумма внутреннего и внешнего российского государственного долга по международным меркам была небольшой – примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, США – 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности были чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО-ОФЗ в 1995-1997 гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки «азиатского» кризиса в 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов [16].
От сильного внешнего шока (из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998 г. уже не ГКО затыкали бюджетные прорехи, а бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998 г. казна выплачивала по 1 млрд. долларов США в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО-ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил его. Что касается части внутреннего долга, которая приходится на обязательства правительства иностранным владельцам неликвидных ГКО, девальвация рубля снизила объемы рублевых обязательств в долларовом выражении. К 2001 г. внутренний долг без учета долга Центробанку не превышал 9 млрд. долларов США по сравнению с 70 млрд. до кризиса. Министерству финансов РФ разрешено выпустить на рынок долговые обязательства в размере, не превышающем законодательно установленные пределы внутреннего государственного долга [15].
Объем государственного внутреннего долга РФ с 1993 года по 2011 год увеличился в 824 раза.
Объем государственного внутреннего долга за 9 месяцев 2011 года вырос на 35,9% и составил по состоянию на 1 октября 2011 года 2940,39 млрд. рублей.
Самый большой объем государственного
долга среди субъектов
Рис. 1. Соотношение внешнего и внутреннего долга (на начало 2011 года), % [32].
Источник: По данным Министерства финансов РФ (данные по внутреннему долгу пересчитаны по курсу Банка России на соответствующую дату).
Вместе с тем в тот период был серьезно ослаблен контроль за корпоративной задолженностью, бурный рост которой стал одной из острейших проблем второй половины 2008 г. Ухудшение внешней конъюнктуры для основных российских экспортных товаров и уменьшение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, с одной стороны, и необходимость выполнения взятых ранее социальных и некоторых других финансовых обязательств – с другой, привели к составлению бюджета на 2010 г. с первичным дефицитом. Одним из главных источников его покрытия, как это принято в мировой практике, наряду со средствами резервных фондов должны стать финансовые заимствования, в том числе на международных рынках.
Резкая активизация долговой политики, а также благоприятная внешняя конъюнктура способствовали досрочному погашению значительной части внешнего долга, который к концу 2008 г. уменьшился до 40 млрд. долл. Внутренний долг хотя и вырос, опередив в 2007 г. внешний, но в количественном выражении – почти 1,5 трлн. руб. (примерно 51 млрд. долл. США) на конец 2008 г. представлял вполне «удобоваримую» для бюджета величину (см. рис. 1). Если в 2000 г. отношение государственного долга к ВВП составляло 61,3% (53,7% – внешний долг и 7,6% – внутренний), то в 2008 г. оно снизилось до 8,5% (3,9 и 4,6% соответственно). [20]
Согласно данным официального сайта Счетной палаты Российской Федерации1 объем государственного долга Российской Федерации увеличится с 11,8% ВВП в 2010 году до 18% ВВП в 2013 году. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2% ВВП) в 2013 году. С ростом объемов государственного долга увеличатся бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6% ВВП в 2010 году до 0,97% ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году будет больше в 2,1 раза, чем в 2010 году. Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличатся в 2,5 раза (см. табл. 1).
Таблица 1
Перспективы государственного долга Российской Федерации
Источник: Официальный сайт Счетной палаты (www.ach.gov.ru)
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
Согласно законопроекту в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1% выше, чем на 1 января 2011 года.
В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом за счет выпуска, как уже было отмечено, государственных ценных бумаг.
Объем государственного внутреннего долга РФ с учетом государственных гарантий на 1 января 2012 года составил 4,191 триллиона рублей против 2,940 триллиона рублей на 1 января 2011 года [32].
Таким образом, объем внутреннего государственного долга с учетом гарантий снизился в 2011 году на 1,25 триллиона рублей, или на 42,5%.
В том
числе объем госгарантий
На 1 декабря 2012 года объем внутреннего государственного долга вырос на 187,2 миллиарда рублей, или 4,7% – с 4,003 триллиона рублей. Объем государственных гарантий за декабрь 2012 года увеличился почти на 178 миллиардов рублей, или на 38,8%, с 459,4 миллиарда рублей на 1 декабря.
При этом, говорится в материалах Министерства финансов РФ, государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, составил на 1 января 2012 года 3,546 триллиона рублей против 2,462 триллиона рублей на 1 января 2011 года (рост на 44,1%).
В том числе объем долга, выраженного в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), составил 1,824 триллиона рублей (51,4% общего долга).
Задолженность по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) составила 421,15 миллиарда рублей (11,9%).
Долг по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) составил 132 миллиарда рублей, по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – 1,08 триллиона рублей (3,7% и 30,5% соответственно).
Задолженность по облигациям внутренних облигационных займов РФ составила по состоянию на 1 января 2012 года 90 миллиардов рублей, или 2,5% от общего объема долга.
Основными приоритетами при формировании федерального бюджета на 2013 год являлись, в частности: исполнение обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, в том числе решение социальных проблем военнослужащих; обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ; обеспечение реализации программ модернизации здравоохранения и образования; поддержка инновационного и инвестиционного развития.
Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов» [10]:
Дефицит федерального бюджета РФ в 2013 году прогнозируется на уровне 521,4 миллиарда рублей, что составляет около 0,8% прогнозируемого объема ВВП. Доходы бюджета в 2013 году ожидаются в размере 12 триллионов 866 миллиардов рублей, расходы - 13 триллионов 387 миллиардов рублей.
Объем ВВП в 2013 году прогнозируется на уровне 66 триллионов 515 миллиардов рублей, годовая инфляция ожидается на уровне 5,5%.
Верхний предел внутреннего
государственного долга на
Дефицит бюджета на 2014 год утвержден на уровне 143,6 миллиарда рублей. При этом доходы планируются в размере 14 триллионов 63 миллиардов рублей, расходы - 14 триллионов 207 миллиардов рублей.
Прогнозируемый объем ВВП в 2014 году утвержден на уровне 73,993 триллиона рублей.
Предельный объем внутреннего государственного долга РФ в 2014 году составит 7 триллионов 590 миллиардов рублей. Верхняя граница внешнего государственного долга РФ составит 75,8 миллиарда долларов, или 60,6 миллиарда евро.