Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:17, курсовая работа
Целью работы является изучение государственного внутреннего долга Российской Федерации, его динамики и структуры, управление им. В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- изучить понятие государственного внутреннего долга, рассмотреть его экономическую сущность;
- рассмотреть механизм государственного внутреннего долга;
- изучить государственный внутренний долг РФ, его структуру и динамику, управление;
- сформулировать предложения по усовершенствованию государственного внутреннего долга;
- сформулировать выводы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы государственного внутреннего долга………………6
1.1 Содержание и сущность государственного внутреннего долга…………6
1.2 Структура государственного внутреннего долга………………………….12
1.3 Функции и принципы государственного внутреннего долга……………..17
2. Состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации..20
2.1 Этапы формирования государственного долга…………………...……….20
2.2 Современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации…………………………………………………………………..……25
3. Пути совершенствования управления государственным внутренним долгом………………………………………………………………….…………29
3.1 Основные направления обслуживания государственного внутреннего долга………………………………………………………………………………29
3.2 Рекомендации по регулированию государственного внутреннего долга Российской Федерации………………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….…48
Список использованной литературы………………………………………..…51
С одной стороны, российскому государству нужно отказаться от значительной части своих обязательств, идущих еще от советской эпохи. Они были бы уместны в развитой стране, но непосильны для нашей экономики. К тому же эти обязательства из года в год не выполняются, что порождает неплатежи и подрывает авторитет государства.
С другой стороны, существуют серьезные ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывается сложившийся в советское время и ставший привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется динамикой социальных расходов государства. Его расходы на поддержание высокого уровня образования отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся, без предварительных радикальных реформ в этих сферах, что, в свою очередь, требует немалых бюджетных средств.
На возможности сокращения расходов государства серьезно влияет заложенный в Конституцию механизм формирования институтов власти. Сильная президентская республика призвана ограничить популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике независимость от Государственной Думы не только оградила правительство от популизма, но и поставила депутатов в комфортное и политически беспроигрышное положение, когда парламент в глазах населения не отвечает за результаты заложенной в бюджете нереалистичной социально-экономической политики. В итоге страна получала бюджет с дефицитом и вытекающими отсюда последствиями. Переломить эту тенденцию удалось лишь с 2000 г. в связи с изменениями в политическом спектре Государственной Думы. Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.
По структуре государственный долг Российской Федерации состоит из нескольких групп долговых обязательств:
- задолженности владельцам ГКО – государственные краткосрочные обязательства.
- ОФЗ – облигации федерального займа (около 160 млрд. рублей);
- задолженности Минфина перед ЦБ – центральный банк по кредитам на финансирование дефицита бюджета (около 60 млрд. рублей);
- задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан (государственный внутренний долг СССР в части, приходящейся на Российскую Федерацию, составляет сумму 191,4 млн. рублей);
- внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя Российской Федерацией (около 100 млрд. долларов США);
- вновь возникшая задолженность Российской Федерации перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами (более 50 млрд. долларов США).
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [3].
Внутренний государственный долг Российской Федерации включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
В объем внутреннего государственного долга включаются [28]:
1) номинальная сумма
долга по государственным
2) объем основного
долга по кредитам, которые получены
Российской Федерацией и
3) объем основного
долга по бюджетным кредитам,
полученным Российской
4) объем обязательств
по государственным гарантиям,
выраженным в валюте
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
Статья 98.1 Бюджетного кодекса РФ, которая введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007), содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года [3].
Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т. е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга [3].
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России или другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Министерство финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 августа 2006 г. №107н «Об утверждении Порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации»:
«Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьями 120 и 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 244 "Об утверждении Положения о составе, порядке и сроках представления информации о долговых обязательствах для внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1575) с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги Российской Федерации (далее - Долговая книга), обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги».
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей [9].
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации или уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
Поскольку государственный долг участвует в формировании, использовании и распределении денежных фондов страны, он является элементом финансовой системы страны и выполняет ряд функций: фискальную, экономическую, посредническую, распределительную. Имеются основания считать реализуемой и такую функцию, как поддержание устойчивого экономического роста. Действительно, при помощи инвестиций на основе привлечения финансовых ресурсов в форме займа существует реальная возможность активизации действия факторов экономического роста.
Государственный внутренний долг в качестве накопленного государственного кредита формируется и функционирует на основе реализации следующих принципов:
- срочности – данный принцип отражает возврат долга в любое, возможно, даже неудобное для заемщика время;
- возвратности – временный характер высвобождения стоимости, которую кредитор передает заемщику во временное пользование, предполагая, что полученные средства заемщик вернет по истечении определенного срока;
- платности – уплата процента за временное пользование государственным кредитом;
- целевого использования – заимствования осуществляются для определенных целей, например, финансирование слабых отраслей экономики, для реализации качественно определенных проектов в рамках проводимой социально–экономической политики и т. д.
Долговые денежные средства движутся в прямом и обратном направлении, и в отличие от налогов, имеют разовый и добровольный характер.
Государственный внутренний долг всегда выступает как элемент государственных финансов, которому, с одной стороны, присущи их функции, с другой – внутренний долг выступает как самостоятельная экономическая категория. Его качественная определенность обусловлена тем, что он является формой государственного кредита, и, следовательно, проявляется в возмездных отношениях, возникающих между государством, в лице Правительства РФ, физическими и юридическими лицами по формированию, концентрации, перераспределению и использованию централизованного фонда денежных средств, возвращаемых в оговоренный срок с начислением процента за счет полученного экономического эффекта.
Существенным в использовании облигации федерального займа является выбор наиболее удачных сроков погашения, установление которых позволяет минимизировать негативное влияние на экономику, максимизировать суммы, получаемые от реализации долговых обязательств.
Так как государство не получает всю сумму выпущенного займа по причине низкой эмиссионной цены по сравнению с номинальной, Правительство должно стремиться к тому, чтобы, сократив разрыв между эмиссионной и номинальной ценой, максимально увеличить суммы, получаемые от реализации государственных ценных бумаг.
В российской практике эта проблема решается путем изменения условий размещения облигаций при новых эмиссиях. В целях проведения эффективной долговой политики Правительство РФ могло бы активнее использовать льготы на свои долговые обязательства, как это делают правительства других стран. В США, например, доход по некоторым федеральным займам, выпускаемым штатами и местными органами власти, освобождается от обложения федеральным подоходным налогом. В Англии освобождены от налога доходы по налоговым сертификатам. В Германии доходы по облигациям краткосрочных займов (до трех лет) федерального правительства отдельных земель освобождены от подоходного налога.
Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7% на начало 2011 года до 81% на начало 2014 года.