Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:44, доклад

Описание работы

В данной курсовой работе дается понятие и цели денежно-кредитной политики, также описываются ее типы, механизм, задачи, функции и используемые инструменты. На сегодняшний день теме денежно - кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Особенности денежно – кредитной политики……………………………...4
1.1 Понятия и цели денежно – кредитной политики………………………….4
1.2 Типы денежно – кредитной политики………………………………..…….7
1.3 Механизм денежно – кредитного регулирования………………………...8
Глава 2. Инструменты денежно – кредитной политики……………………..……..12
2.1 Обязательные резервные требования……………………………………..12
2.2 Процентная политика………………………………………………………19
2.3 Операции на открытом рынке……………………………………………..25
2.4 Рефинансирование коммерческих банков……………………….………..30
Глава 3. Денежно - кредитной политика России: итоги и прогноз……………..….32
3.1 Совершенствования системы рефинансирования…………………….......32
3.2 Основные принципы денежно – кредитной политики……………….…...34
3.3 Изменения в ДКП и увеличение кредитного потенциала банков…….....35
Заключение……………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы……………………………………………..….39

Файлы: 1 файл

Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Банковский кредит предоставляется  банками и другими кредитно-финансовыми  институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

Банковский кредит превышает границы  коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Различна также динамика банковского и коммерческого кредитов. Так, объем коммерческого кредита зависит от роста и спада производства и товарооборота, спрос же на банковский кредит в основном определяется состоянием долгов в различных секторах экономики.

В настоящее время существует несколько  форм банковского кредита. Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (например автомобили, мебель и т. д.).

Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Наиболее высокий уровень развития ипотечного кредита - в США, Канаде, Англии.

Государственный кредит следует разделять  на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица, различные предприятия и компании.

Международный кредит носит как  частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.

Одной из важных составляющих кредитного рынка является рынок межбанковских  кредитов (МБК). Значение рынка МБК  состоит в том, что коммерческие банки могут пополнять свои кредитные ресурсы за счет ресурсов других банков. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении коммерческие банки, у которых всегда есть излишек ресурсов. Чтобы эти ресурсы приносили доход, банки стремятся разместить их в других банках-заемщиках. Кроме солидных, финансово устойчивых банков, свободными кредитными ресурсами обладают банки, находящиеся в стадии развития, так как они пока еще испытывают недостаток в клиентуре.

Сроки возмещения кредитных ресурсов самые различные. В международной практике наиболее распространены депозиты сроком 1, 3 и 6 месяцев. Ставка МБК, как правило, ниже процентных ставок по кредитам, предоставленным хозяйственникам. Причиной привлечения кредитных ресурсов банком-заемщиком из других банков являются удовлетворение потребности своих клиентов в заемных средствах, т. е. расширение своих кредитных вложений, и необходимость регулирования банковской ликвидности.

Межбанковские кредиты начинают играть все большую роль в формировании ресурсов коммерческих банков. Однако у них имеются существенные недостатки - отсутствие оперативности в перераспределении средств, ограниченность в размерах и сроках. Ликвидировать эти недостатки можно благодаря привлечению ресурсов Национального Банка как кредитора “в последней инстанции” или, как еще говорят, кредитора “последней руки”. Именно этот банк осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики страны и в зависимости от направления кредитной политики строит свои отношения с коммерческими банками. Центральный банк проводит по отношению к коммерческим банкам политику, направленную на расширение или сокращение ими объемов кредитных вложений. При этом используются такие инструменты, как изменение уровня учетной ставки, размера минимальных требований по обязательному резервированию части привлеченных банками ресурсов, объема операций, проводимых на открытом рынке. Использование НБ того или иного метода регулирования или же их совокупность зависит от степени развития рыночных отношений в данной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инструменты денежно – кредитной политики.

Воздействие субъектов  денежно – кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью  набора специфических инструментов.

Под инструментами денежно  – кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно – кредитного регулирования на объекты денежно – кредитной политики.

В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие инструменты денежно – кредитной политики:

  • Изменение норматива обязательных резервов, или так называемых «резервных требований»;
  • Процентная политика центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирование средств коммерческих банков в центральном банке;
  • Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Также существуют и другие инструменты денежно – кредитной  политики:

  • Рефинансирование банков. Кредитование;
  • Валютные интервенции. Операции по покупке и продажи валюты на внутреннем рынке;
  • Установление ориентиров роста денежной массы. Таргетирование;
  • Прямые количественные ограничения;
  • Выпуск от своего имени облигаций. Облигации Банка России.

2.1 Обязательные резервные требования.

Обязательные резервные  требования являются одним из основных инструментов ДКП.

Большинство центральных  банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы относятся  к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований:

■ текущее регулирование банковской ликвидности;

■ текущее регулирование  ссудного рынка и эмиссии кредитных  денег коммерческими банками.

Исторически возникновение  системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками своевременность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль –  обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменить норму отчислений в фонд обязательного резервирования. В результате уменьшается (увеличивается) сумма свободных денежных средств коммерческих банков, используемых ими для активных операций, и, учитывая эффект кредитного мультипликатора, многократно сокращается (увеличивается) объем кредитной эмиссии.

Поскольку нормативное  регулирование носит характер предписаний, обязывающих кредитные институты придерживаться определенных правил резервирования, данный инструмент денежно – кредитного регулирования относят к административным формам регулирования.

Вместе с тем содержательную сторону обязательного резервирования определяет совокупность элементов, носящих исключительный характер, поэтому данный инструмент следует считать экономическим.

Исходной экономической  составляющей системы обязательного  резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.

Как известно, привлеченные ресурсы разнообразны по источникам образования и формам привлечения. По источникам образования они подразделяются на депозитные и недепозитные.

Депозитные источники - это средства юридических и физических лиц, внесенные ими в банк посредством депозита или вклада, а также средства, привлеченные банком путем выпуска депозитных и сберегательных депозитов и векселей.

Основные недепозитные источники образования привлеченных ресурсов – это межбанковские кредиты и кредиты Банка России.

Межбанковские кредиты, представляющие основной вид привлеченных средств недепозитного происхождения, предназначены не для выдачи ссуд, а для непосредственного регулирования  ликвидности кредитных организаций. Такую же функцию выполняют и кредиты центральных банков. Поэтому их не включают в базу резервирования.

Однако некоторые банки  используют межбанковский кредит для  кредитования предприятий и организаций. Такая практика экономически не обоснована: более дорогой источник привлечения средств по сравнению с депозитами, каким является межбанковский кредит, обусловливает повышение против рыночных процентных ставок по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, что делает такой банк менее конкурентоспособным по сравнению с другими банками.

Исходя из изложенного, назначению обязательных резервов как  инструменту денежно-кредитного регулирования соответствует не вся сфера привлеченных ресурсов, а лишь та ее часть, которая образуется на основе депозитных источников.

Другим элементом системы  резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент непосредственно  отражает процесс регулирования  денежной массы и ликвидности  банковской системы.

Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширить денежную массу посредством активизации кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.

В то же время ограничение  кредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.

Норма обязательного резервирования как инструмент денежно- кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна  по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.

Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Важным элементом системы  обязательного резервирования является способ расчета обязательных резервов и их поддержания на определенном уровне.

Способ расчета обязательных резервов включает определение периода составления расчета, набора элементов и алгоритма расчета.

Традиционный расчетный  период в международной практике соотносится с помесячной группировкой банковских обязательств. При этом за базу могут быть приняты 1, 3, 6 месяцев.

Для краткого регулирования  объема обязательных резервов могут  использоваться внутримесячные периоды (недели, декады).

Чем выше норма резервирования, тем более короткий период расчета устанавливается, и наоборот. Это способствует достижению большего соответствия объема обязательных резервов, исчисленного по истекшему периоду, сумме и структуре привлеченных ресурсов, сложившихся в текущем периоде.

Основными элементами расчета обязательных резервов являются: база резервирования, исчисленная за определенный расчетный период, и норма резервирования. База резервирования исчисляется на ежедневной основе, но в расчет принимается как усредненная величина.

Исходя из этих двух составляющих алгоритм расчета суммы обязательных резервов следующий: средний за расчетный период объем привлеченных ресурсов, включенных в базу резервирования, умножается на устанавливаемую центральным банком ставку (норму) резервирования.

От способа расчета объема обязательных резервов следует отличать способ их поддержания или способ выполнения требований по обязательному резервированию.

Банковская практика знает два таких способа. Первый предполагает поддержание расчетной  величины обязательных резервов на все даты внутри установленного периода на определенном уровне, второй ориентируется на принцип усреднения, предполагающий отклонение внутри соответствующего периода необходимой (расчетной) величины обязательных резервов.

Информация о работе Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками