Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:44, доклад

Описание работы

В данной курсовой работе дается понятие и цели денежно-кредитной политики, также описываются ее типы, механизм, задачи, функции и используемые инструменты. На сегодняшний день теме денежно - кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Особенности денежно – кредитной политики……………………………...4
1.1 Понятия и цели денежно – кредитной политики………………………….4
1.2 Типы денежно – кредитной политики………………………………..…….7
1.3 Механизм денежно – кредитного регулирования………………………...8
Глава 2. Инструменты денежно – кредитной политики……………………..……..12
2.1 Обязательные резервные требования……………………………………..12
2.2 Процентная политика………………………………………………………19
2.3 Операции на открытом рынке……………………………………………..25
2.4 Рефинансирование коммерческих банков……………………….………..30
Глава 3. Денежно - кредитной политика России: итоги и прогноз……………..….32
3.1 Совершенствования системы рефинансирования…………………….......32
3.2 Основные принципы денежно – кредитной политики……………….…...34
3.3 Изменения в ДКП и увеличение кредитного потенциала банков…….....35
Заключение……………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы……………………………………………..….39

Файлы: 1 файл

Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Развитие зарубежных систем обязательного резервирования.

Система обязательного  резервирования зарубежных стран за период ее функционирования постоянно  совершенствовалась под влиянием изменений макроэкономической ситуации, развития банковской системы и инструментов ее взаимодействия с внешней средой.

Основные тенденции  в развитии систем обязательного  резервирования за рубежом.

К числу основных тенденций  развития системы обязательного резервирования зарубежных стран следует отнести.

1. Расширение прав центральных банков в области обязательного резервирования.

Правовую основу обязательного  резервирования во всех зарубежных странах  составляет банковское законодательство. Оно фиксирует обязанность банков соблюдать требования по резервированию средств в центральных банках, а также определяет верхние границы нормативов обязательного резервирования. Остальные вопросы центральные банки решают самостоятельно. В результате имеет место повышение гибкости современных систем обязательного резервирования.

2. Сближение правовых основ обязательного регулирования между странами.

В последние годы данная тенденция выразилась в создании единой системы минимальных резервов на территории 12 стран — членов Европейского союза.

Европейский центральный  банк (ЕЦБ) требует от кредитных институтов стран, входящих в Евросоюз, в том числе их филиалов, расположенных вне европейского пространства, поддерживать на счетах в национальных банках обязательные вклады, которые классифицируются как минимальные резервы.

Сближение правового  регулирования систем минимального резервирования касается и других стран. Оно состоит в появлении общих тенденций в развитии механизма обязательного резервирования.

К числу таких тенденций  следует отнести постепенное  расширение базы резервных требований, снижение норм обязательного резервирования, повышение гибкости механизма соблюдения резервных требований и др.

3. Расширение базы резервных требований, или базы 
резервирования, является одним из факторов, определяющих эффективность этой системы.

Если первоначально  эта база состояла главным образом из денежных средств, хранящихся в центральном банке, то постепенно в нее стали включаться и другие высоколиквидные активы: банковские обязательства до 2-х лет в национальной валюте (Великобритания); вклады до востребования и приравненные к ним срочные вклады юридических лиц до 1,5 лет, евродепозиты (США); вклады до востребования, срочные до 3-х месяцев; 20% сберегательных вкладов (Швейцария); срочные и прочие вклады, эмиссия ценных бумаг, обязательства по отношению к оффшорным центрам (Япония).

Кроме того, в США, Великобритании, Швейцарии и Японии кредитным  организациям разрешено засчитывать  в счет установленных резервов кассовую наличность.

В странах ЕС в базу резервирования в настоящее время  включаются:

  • ежедневно погашенные вклады (депозиты до востребования);
  • депозиты со сроком погашения до двух лет;
  • депозиты на срок до двух лет с согласованным сроком уведомления об изъятии;
  • долговые обязательства с первоначальной продолжительностью до двух лет;

■ бумаги денежного рынка.

По этой группе обязательств ставка резервирования составляет 2%.

Кроме того, особо выделена группа обязательств, которая входит в базу резервирования, но по которой в настоящее время ставка резервирования равна 0. В эту группу включены:

  • депозиты со сроком погашения более двух лет;
  • депозиты сроком более двух лет с согласованным 
    сроком уведомления об изъятии;
  • долговые обязательства с первоначальным сроком более двух лет;

■ сделки РЕПО.

4. Снижение нормы (нормативов) обязательных резервов отражает утрату в последние годы значимости данного инструмента для денежно-кредитного регулирования.

Как показала практика, частый пересмотр норм обязательного резервирования, представляющий инструмент жесткого регулирования эмиссии кредитных денег и ликвидности банковской системы, не дает желаемого эффекта.

Для регулирования денежной массы все большее значение приобретают  операции центральных банков на открытом рынке. Для гарантирования платежеспособности банков во многих странах стала применяться система страхования депозитов.

В последние годы в  зарубежных странах используются следующие  нормы резервирования (в %): в Великобритании— 0,45; Японии — от 0,125 до 2,5; Швейцарии — 2,5; в странах ЕС — 2.

Важным моментом в  применении норм резервирования является их дифференциация. Основными критериями их дифференциации в разные периоды были сроки привлеченных ресурсов, включаемых в базу резервирования, определяющих их ликвидность, и происхождение денежных средств (национальная или иностранная валюта).

5. Развитие механизма соблюдения резервных требований, отражающее повышение гибкости системы резервирования в целом.

Поскольку обязательные и добровольные резервы в большинстве  зарубежных стран хранятся на одном  счете в центральном банке, возникает  сложная задача — как обеспечить поддержание средств обязательных резервов на необходимом уровне.

С одной стороны, наличие  одного счета для хранения обязательных (минимальных) и добровольных (избыточных) резервов уже само по себе повышает гибкость механизма резервирования, поскольку позволяет при колеблемости потребности банков в платежах использовать имеющиеся на счете денежные средства. С другой стороны, наличие такой возможности предполагает поиск способа соблюдения требований центрального банка относительно величины обязательных резервов, находящихся на этом счете.

Решению данной задачи способствует развитие такого механизма резервирования, который ориентирует на поддержание необходимого остатка на соответствующем счете в среднем за период.

2.2 Процентная  политика.

В мировой экономической практике процентная политика центрального банка является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики. Она проводится по двум направлениям:

1) регулирование займов коммерческих банков у центрального банка;

2) депозитная политика центрального банка.

Проводя кредитование коммерческих банков, центральные банки выступают кредиторами последней инстанции, становятся участниками межбанковского рынка, выполняют свою функцию как органы денежно-кредитного регулирования.

С помощью процентной политики центральный банк получает возможность:

  • воздействовать на спрос и предложение на денежном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов;
  • регулировать уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность;
  • регулировать объем денежной массы в стране;
  • предоставлять кредитным институтам экстренную финансовую помощь.

Изменяя процентную ставку по своим кредитам и депозитам, центральные банки могут оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного рынка и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешевых или дорогих денег.

Политикой дешевых денег  центральные банки уменьшают процентные ставки по кредитам, выдаваемым Коммерческим банкам. В свою очередь, производители и инвесторы могут получать дешевые кредиты уже через коммерческие банки на развитие производства. Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика дешевых денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она обычно сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета

Проведение процентной политики может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. Установление официальной учетной ставки - это косвенный метод, а изменение условий переучета векселей (повышение требований к их качеству, ограничение круга переучитываемых ценных бумаг, введение лимитов переучета) - прямой метод проведения процентной политики.

Аналогично установление базовой ставки рефинансирования - это косвенный метод, а введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов  - прямой (административный) метод.

Регулирование учетной  ставки  - достаточно тонкий инструмент регулирования, и центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели.

Ставка рефинансирования - процентная ставка, применяемая центральным банком в его операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей, С помощью этого инструмента денежно-кредитной политики центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Ставка рефинансирования является одной из процентных ставок, которые центральный банк использует при предоставлении кредитов банкам в порядке рефинансирования. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынке, и тогда центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Официальная учетная  ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В то же время данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов центрального банка, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше учетная ставка, тем больше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.

Изменяя официальную  учетную ставку, центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка.

Изменение официальной  учетной ставки как инструмент денежно-кредитного регулирования широко используется центральными банками развитых стран, в то время как в развивающихся государствах может отдаваться предпочтение прямому регулированию процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков. Официальная учетная ставка является для деловых кругов страны своего рода барометром экономической обстановки.

Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки и перекладывают свои издержки на клиентов (повышая, соответственно, цену своих благ). В рамках экономики, переживающей проблемы с инфляцией, такой побочный эффект особенно болезнен.

Развитие процентной политики центральных банков развитых стран.

Процентная политика центральных банков развитых стран  имеет длительную историю и отличается высокой активностью.

Федеральная резервная  система в Соединенных Штатах активно применяет инструмент учетной ставки. Банки ФРС являются важным источником краткосрочных средств для банков и других депозитных учреждений, в особенности для крупнейших банков, которые, как правило, часто заимствуют средства у ФРС для пополнения своих обязательных резервов.

Учетная ставка, задаваемая ФРС, устанавливается советом директоров каждого резервного банка (хотя любые изменения этой базисной ставки должны быть также одобрены Советом управляющих ФРС).

Федеральная резервная  система использует метод повышения  процентной ставки, если имеет своей  целью сделать более дорогими новые займы, предоставляемые с использованием «учетного окна». Это удерживает некоторые банки от заимствования резервов, что может привести к замедлению темпов роста банковского кредита.

Если ФРС имеет цель стимулировать заимствование банками  средств, то она снижает учетную ставку. В этой ситуации банки могут начать проведение более либеральной политики в предоставлении кредитов своим клиентам.

Если  целью ФРС является снижение возможностей для кредитования экономики, ФРС использует одновременно и такой инструмент, как изменение обязательных резервных требований. Рост обязательных резервных требований обычно влечет за собой повышение процентных ставок. Снижение резервных требований, напротив, высвобождает средства для дополнительного кредитования. Процентные ставки также, как правило, снижаются, потому что у банков появляется больше средств для выдачи кредитов.

В европейских странах — членах ЕС ставка по основным операциям рефинансирования составляет ключевой элемент учетной политики ЕЦБ, используемой для регулирования однодневной ликвидности, ограничения рыночных ставок овернайт и передаче рынку сигналов о направлении и характере денежной политики. Аналогично распространенной в ряде европейских стран практике учетная ставка ЕЦБ устанавливается в коридоре, ограниченном ставками по однодневным кредитным и депозитным операциям центрального банка.

Информация о работе Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками