Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:44, доклад

Описание работы

В данной курсовой работе дается понятие и цели денежно-кредитной политики, также описываются ее типы, механизм, задачи, функции и используемые инструменты. На сегодняшний день теме денежно - кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Особенности денежно – кредитной политики……………………………...4
1.1 Понятия и цели денежно – кредитной политики………………………….4
1.2 Типы денежно – кредитной политики………………………………..…….7
1.3 Механизм денежно – кредитного регулирования………………………...8
Глава 2. Инструменты денежно – кредитной политики……………………..……..12
2.1 Обязательные резервные требования……………………………………..12
2.2 Процентная политика………………………………………………………19
2.3 Операции на открытом рынке……………………………………………..25
2.4 Рефинансирование коммерческих банков……………………….………..30
Глава 3. Денежно - кредитной политика России: итоги и прогноз……………..….32
3.1 Совершенствования системы рефинансирования…………………….......32
3.2 Основные принципы денежно – кредитной политики……………….…...34
3.3 Изменения в ДКП и увеличение кредитного потенциала банков…….....35
Заключение……………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы……………………………………………..….39

Файлы: 1 файл

Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

2.4 Рефинансирование коммерческих банков.

Термин «рефинансирование» означает погашение старой задолженности  посредством принятия новых обязательств.

В современной практике известны 3 основные сферы использования рефинансирования:

  • рефинансирование использует государство в лице Министерства финансов, когда с согласия держателей обязательств заменяет обязательства с истекшими сроками на новые или одни обязательства на другие с более длительным сроком погашения;
  • рефинансирование могут проводить коммерческие банки путем замены одного межбанковского кредита на другой, выпуска облигаций на международных финансовых рынках, замены ипотечного кредита на ипотечные ценные бумаги;
  • рефинансирование широко используется центральными банками для поддержания ликвидности и регулирования денежного оборота.

При этом инструменты  рефинансирования, используемые центральным банком, постоянно расширяются и совершенствуются.

В настоящее время  к инструментам рефинансирования относятся:

  • кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг;
  • краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках (операция СВОП и операция РЕПО).

При различии в механизме  организации этих инструментов общим  между ними, позволяющим относить их к  инструментам рефинансирования, является:

  • возможность коммерческих банков иметь временные заимствования у центральных банков в случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных денежных средствах;
  • наличие замены одного обязательства на другие.

Предоставление кредита  – есть прямое увеличение высоколиквидных  средств коммерческих банков, используемых для погашения текущих обязательств.

Операции СВОП, как  и операции РЕПО, предусматривают  двух встречных сделок – продажу  и одновременно покупку того или иного вида ликвидного актива – валюты или ценных бумаг.

 Зарубежный опыт использования рефинансирования центральными банками.

В зарубежной практике операции рефинансирования в прошлом и  настоящем времени предназначены  для регулирования денежно – кредитного оборота и оказания кредитной помощи финансово устойчивым банкам, испытывающим потребность в дополнительных ресурсах.

Характерной чертой системы  рефинансирования зарубежных стран  является практически равный доступ к кредитам центральных банков кредитных институтов соответствующих стран, что обеспечивается использованием достаточно широкого перечня финансовых активов.

 

 

Глава 3. Денежно-кредитная политика в России.

3.1 Совершенствования системы рефинансирования.

Сегодня широко обсуждается несовершенство применяемой Банком России системы рефинансирования. Критику в адрес существующего механизма рефинансирования кредитных организаций высказывают многие экономисты, как практикующие банкиры и сотрудники регулирующего органа, так и представители научного сообщества.

Рассмотрим  недостатки современной системы  рефинансирования коммерческих банков России с точки зрения соответствия ее требованиям, предъявляемым к  инструментарию центрального банка  любой развитой страны. Таким образом, оценим современную систему рефинансирования коммерческих банков через призму действенности ее механизмов и равномерности их воздействия.

 

01.01.06

01.04.06

01.07.06

01.10.06

01.01.07

Российская  Федерация

222

243

264

269

280

Центральный федеральный округ

131

144

154

155

158

Г. Москва

125

137

145

146

148




Количество  кредитных организаций региона  – контрагентов Банка России по кредитным операциям.

Примечание. Данные приведены по заключенным генеральным  кредитным договорам на соответствующую  дату.

Денежно-кредитная  политика государства направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста. Эта цель достигается путем применения набора инструментов, которые влияют на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Рефинансирование коммерческих банков как инструмент денежно-кредитной политики в первую очередь влияет на инвестиционную активность, так как  посредством него осуществляется регулирование ликвидности банковской системы и, следовательно, объема ресурсов, которые коммерческие банки могут инвестировать в экономику.

Применяемые сегодня  механизмы рефинансирования банков не действенны, так как существенно  не влияют на ликвидность банковской системы. Это объясняется тем, что на сегодня они мало востребованы банками. Из 1345 кредитных организаций, зарегистрированных на 01.01.2007 г., контрагентами банка России по кредитным операциям являются только 20%, из них больше половины находятся в Москве (табл.).

Председатель  Банка России на пресс - конференции  в Санкт-Петербурге объяснил очень низкие объемы рефинансирования коммерческих банков тем, что «в настоящее время рублевая ликвидность велика из-за существенного притока капитала». Но среди экономистов находит поддержку и другая точка зрения, которую высказал ведущий эксперт ЦМАКП О. Солнцев: «Неразвитость системы рефинансирования, в свою очередь, вынуждает банки поддерживать избыточные запасы неработающей ликвидности. Это ограничивает денежный мультипликатор и блокирует трансформацию кредитных ресурсов в кредиты».

Речь, прежде всего, идет о средних и малых банках. Как показали исследования Ассоциации «Россия», остатки на корреспондентских счетах и в кассе у этих банков к общему объему привлеченных средств значительно выше, чем у более крупных кредитных организаций. Однако такие крупные остатки на счетах этих банков являются следствием узости круга доступных им инструментов для регулирования краткосрочной ликвидности.

Так, рынок межбанковского кредитования сегодня недостаточно развит, он не справляется с задачей перераспределения средств от кредитных организаций, имеющих избыток ликвидности, к кредитным организациям с ее недостатком. Такое перераспределение затруднено ввиду сегментированности данного рынка: банки сотрудничают внутри неких сегментов, ограниченных рамками региона или размерами бизнеса. Филиалы московских банков в большинстве своем имеют весьма ограниченные полномочия по работе на региональных рынках МБК. Регулирование краткосрочной ликвидности посредством выпуска собственных векселей также ограничено, так как на вексельном рынке пользуются спросом в основном обязательства крупнейших банков.

Следовательно, искусственно поддерживаемый банками  избыток ликвидности объясняется  отсутствием доступа к краткосрочным  ликвидным ресурсам и является своего рода «страховым запасом», в ущерб доходности. Поэтому кредитные организации остро нуждаются в эффективных инструментах рефинансирования.

3.2 Основные принципы денежно – кредитной политики.

Согласно ЦБ РФ, во многом будут использоваться принципы государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы. Главной целью в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции – с 8% в 2008 г. до 5-6 в 2010 г.2

В отличие от предыдущих лет в документе сформулированы ориентиры - как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу.

В новых условиях планируется подготовка и реализация постепенного перехода к инфляционному таргетированию, предполагающему, в частности, отказ в среднесрочной перспективе от  режима управляющего плавающего валютного курса.

В то же время  Банк России будет способствовать выполнению количественных ориентиров денежно-кредитной  политики преимущественно с помощью  инструментов процентной политики.

Кроме того, планируется  еще ряд новых подходов:

  • учет новых принципов разделения доходов на нефте - и ненефтегазовые в рамках преобразования стабилизационного фонда РФ в резервный фонд  и фонд будущих поколений;
  • более активное использования механизмов рефинансирования;
  • постепенное уменьшение значения чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как источника роста денежного предложения;
  • формирование денежного предложения в условиях перехода к планированию и утверждению федерального бюджета на трехлетний срок.

3.3 Изменения в денежно – кредитной политике и увеличение кредитного потенциала банков.

 Решению проблемы максимального вовлечения банковских институтов в реформирование экономики могла бы содействовать кредитно-денежная политика, ориентированная в том числе на увеличение кредитного потенциала банковского сектора. При этом задача прогнозирования и ограничения темпов инфляции также должна быть приоритетной, поскольку инвестиции, реальный экономический рост, доверие к национальной валюте возможны только при удержании инфляции в жестком коридоре.

В настоящее время  важнейший элемент денежно-кредитной политики рефинансирование коммерческих банков - развит очень слабо. Так, кредиты на рефинансирование коммерческих банков составляют всего 0,25% от кредитных вложений банков. За 2005 г. и 9 месяцев 2006 г. проведено всего 20 ломбардных аукционов, кредиты получил только 31 банк. Кредиты «Овернайт» от Центрального банка получили в сентябре 2006 г. всего 49 банков. Причем кредиты «Овернайт» и внутридневные кредиты Банка. России - это кредиты на поддержание текущей ликвидности банков, а не рефинансирование, которое традиционно связано с предоставлением более длительных кредитных ресурсов на цели кредитования экономики.

Увеличение кредитного потенциала коммерческих банков и соответствующее  увеличение кредитных вложений могут  способствовать модернизации экономики, однако очень важно соблюдение определенных правил, в частности, целевого характера, возвратности, срочности предоставленных кредитов. В противном случае значительная кредитная эмиссия может негативно повлиять на макроэкономическую ситуацию и состояние самого банковского сектора.

Решение проблемы увеличения кредитного потенциала банковского сектора может идти по следующим направлениям:

1. Увеличение рефинансирования коммерческих банков со стороны Центрального банка за счет расширения ломбардного списка. Необходимо конкретизировать, когда, при каких условиях и какие именно ценные бумаги (в том числе каких эмитентов) могут быть включены в ломбардный список. Целесообразно постепенно снижать процентные ставки по инструментам рефинансирования и сблизить их со ставками внутреннего денежного рынка.

2. Приобретение на определенных условиях тех или иных кредитов коммерческих банков специализированными агентствами или Центральным банком.

3. Создание специализированных банков реконструкции и развития, возможно, по отраслевому принципу. Предоставление государством этим банкам значительных ресурсов при обеспечении жесткого контроля за целевым и эффективным использованием этих средств.

4. Предоставление государством долгосрочных кредитов коммерческим банкам на цели кредитования тех или иных приоритетных проектов.

  1. Привлечение в банковский сектор средств пенсионных фондов, стабилизационного фонда при обеспечении механизма гарантии возврата средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Первоочередной  задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с  инфляцией.

Государство  этим  занимается,  проводя  фискальную  и  денежно – кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается  для регулирования денежного предложения в стране.

В мировой практике основными инструментами ЦБ   являются:

  • операции на открытом рынке ценных  бумаг;  
  • уровень  процентной  ставки  по займам  коммерческим  банкам;
  • величина  обязательных  резервов.   

Также Центральный  банк разрабатывает требования к  коммерческим банкам,  выполнение которых  обеспечивает ликвидность банков.

 Банк  России  сохраняет  преемственность   в   определяющих   принципах

формирования  денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным  задачам экономической  политики  государства. 

 При проведении  денежно-кредитной  политики  Банк  России  предполагает

Информация о работе Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками