Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:44, доклад

Описание работы

В данной курсовой работе дается понятие и цели денежно-кредитной политики, также описываются ее типы, механизм, задачи, функции и используемые инструменты. На сегодняшний день теме денежно - кредитной политики уделяется достаточно внимания со стороны периодических изданий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Особенности денежно – кредитной политики……………………………...4
1.1 Понятия и цели денежно – кредитной политики………………………….4
1.2 Типы денежно – кредитной политики………………………………..…….7
1.3 Механизм денежно – кредитного регулирования………………………...8
Глава 2. Инструменты денежно – кредитной политики……………………..……..12
2.1 Обязательные резервные требования……………………………………..12
2.2 Процентная политика………………………………………………………19
2.3 Операции на открытом рынке……………………………………………..25
2.4 Рефинансирование коммерческих банков……………………….………..30
Глава 3. Денежно - кредитной политика России: итоги и прогноз……………..….32
3.1 Совершенствования системы рефинансирования…………………….......32
3.2 Основные принципы денежно – кредитной политики……………….…...34
3.3 Изменения в ДКП и увеличение кредитного потенциала банков…….....35
Заключение……………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы……………………………………………..….39

Файлы: 1 файл

Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Процентная ставка по кредитам, предоставляемым финансовым институтам национальными центральными банками под обеспечение приемлемых активов, является потолком для ставок по однодневным кредитам. Ставка по депозитным операциям, позволяющим финансовым институтам размещать средства в национальных центральных банках, устанавливает нижний предел ставок на рынке однодневных кредитов.

Общие принципы процентной политики реализуются с учетом страновых различий.

В Англии определение уровня процентных ставок, обеспечивающих достижение инфляционной цели, возложено на Банк Англии и Казначейство (Банк Англии, в отличие от других банков, не может действовать независимо от правительства). Принятый в 1946 г. Акт Банка Англии дает Казначейству право подготавливать указания Банку Англии, и, хотя оно ни разу этим правом не воспользовалось, отношения между ними таковы, что окончательное решение по поводу процентных ставок принимает министр финансов. Тем не менее, Банк Англии играет очень важную роль в принятии решения. Он публикует квартальный Отчет по инфляции [Inflation Report), в котором дается подробный анализ информации, а также приводит протокол встречи Министра и Управляющего, который публикуется через 6 недель после их встречи по поводу процентных ставок.

При подготовке Отчета по инфляции и процентным ставкам Банк Англии учитывает внутренние и внешние  экономические и монетарные факторы, которые будут иметь отношение к инфляции будущих двух лет. Совет Банка по процентным ставкам содержит информацию об изменениях, влияющих на промышленность и торговлю в различных регионах страны, предоставляемую агентами Банка Англии.

Выполняя свою роль на внутреннем денежном рынке, Банк Англии влияет на процентные ставки в краткосрочном аспекте. Являясь банком правительства и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета коммерческих банков и наоборот и действовать в зависимости от ситуации. Когда поток платежей со счетов банков на счета правительства превышает обратный поток, возникает ситуация, в которой банковские запасы ликвидных активов снижаются и появляется нехватка средств на денежном рынке. В противном случае образуется избыток наличности, но более обычной ситуацией является возникновение дефицита, устраняемого Банком Англии, который устанавливает такую процентную ставку, при которой  средства обеспечиваются на каждый день.

Для того чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует в качестве посредника учетные дома. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и в которые главные банки помещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются заемными услугами Банка Англии, который может обеспечить наличные средства, купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Ставки, по которым производятся эти операции, влияют на процентные ставки для экономики в целом. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие банки сразу же, как правило, меняют базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.

Учетная или дисконтная политика Немецкого федерального банка основана на регулировании денежного рынка путем манипулирования учетным процессом (дисконтом), т.е. процентом, который Бундесбанк удерживает при переучете или покупке векселей у кредитных учреждений страны. По Закону о Федеральном банке ему дается право покупать у банков и продавать банкам коммерческие векселя, а также казначейские векселя Федерации, земель и особых фондов Федерации за установленную им учетную ставку, если они отвечают подробно указанным в Законе требованиям.

Закон о Федеральном  банке не устанавливает нижней и  верхней границ учетного процента. Тем самым при ее установлении Федеральный банк полностью автономен и может руководствоваться текущей ситуацией. Фактическая ставка учетного процента колеблется с момента вступления в силу Закона в области от 2,5 до 8,75%. Ставка учетного процента действует одинаково для всех учтенных векселей, задействованных в банковских операциях по дисконтированию с Федеральным банком. Дополнением учетной политики является ломбардная политика, основанная на предоставлении кредитным институтам ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большого риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент, чем по переучету векселей, — обычно на 1—2%.

В странах Центральной  и Восточной Европы кредиты рефинансирования с 1993—1994 гг. переведены на рыночную аукционную основу. Это позволяет вывести на уровень рыночной процентной ставки цену кредитов рефинансирования и либерализировать процентные ставки, сделав их реальным инструментом денежно-кредитной политики.

2.3 Операции на открытом рынке.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее  время являются в мировой экономической  практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно – кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе, государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в  том, что центральный банк может  оказывать рыночное воздействие  на объем свободных ресурсов, имеющихся  у коммерческих банков, что стимулирует  либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

Если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает  на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у него есть две  возможности реализовать свою цель:

- либо объявить курс, при достижении которого центральным  банком будет предложено любое  количество ценных бумаг;

- либо предложить  определенное  количество ценных  бумаг.

Если целью центрального банка является увеличение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне спроса. В этом случае у центрального банка есть две возможности достижения своей цели:

- либо фиксировать  курс, при достижении которого  центральный банк скупает любой  предлагаемый объем;

- либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит денежные средства на их корреспондентские счета, и  таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного оборота, а при необходимости трансформируются в безналичные реальные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивает такую покупку, тем самым сокращает свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

К основным ценным бумагам  с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно вращающиеся на вторичном рынке, риск по которым незначителен. Такими ценными бумаги являются различные обязательства, эмитируемые денежными властями:

  • долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании, Европейский центральный банк);
  • финансовые векселя (Банк Англии, шведский Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);
  • облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

Выбор ценных бумаг зависит  от степени развитости финансового  рынка и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

Открытость экономики  и ее зависимость от динамики обменного  курса национальной валюты увеличивает  операции и с иностранными долговыми обязательствами (Норвегия, Австрия, Дания).

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок  капиталов состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия  кредитным институтам по покупке  или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово – кредитных учреждений.

Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

Особенности политики открытого рынка центральных  банков зарубежных стран.

Центральные банки развитых стран уделяют все больше внимания развитию данного инструмента денежно  – кредитной политики, так как операции на открытом рынке в настоящее время – это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков при развитом финансовом рынке.

На начальном этапе  развития операций на открытом рынке  в США Федеральная резервная система приобрела ценные бумаги федерального правительства главным образом для того, чтобы получить достаточное количество приносящих прибыль активов, если доход от предоставляемых федеральными резервными банками кредитов и ссуд оказывался по каким либо причинам недостаточным. В Нью-Йорке в 1920 годы был создан неформальный комитет. Законодательно деятельность Комитета открытого рынка (ФКОР) была оформлена и легализирована лишь после принятия Закона о банках 1935 году. Федеральный комитет открытого рынка руководит текущими операциями на открытом рынке ценных бумаг. На своих собраниях члены ФКОР рассматривают сложившиеся экономические условия и определяют наиболее подходящую, по их мнению, денежно – кредитную политику и направления ее развития. После этого ФКОР готовит директивное распоряжение для Управляющего текущими операциями, который одновременно является и вице-президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Это распоряжение не конкретизирует его дальнейшие действия. Управляющий текущими операциями  на открытом рынке сам принимает решение, где, как и сколько приобретать либо продавать ценных бумаг федерального правительства, необходимых для достижения поставленных в директивном распоряжении целей.

Помимо директивных  мер, ФРС предпринимает на открытом рынке ценных бумаг «защитные» операции, направленные на изменение денежно – кредитных отношений, а для компенсации нежелательных изменений в структуре банковских резервов.

В период с 1953 по 1958 года ФКОР ограничивал свои операции на открытом рынке только векселями Государственного казначейства и другими краткосрочными ценными бумагами, имеющими срок погашения не более года.

В начале 1960 годов  Государственное  казначейство США совместно с  ФРС попытались одновременно снизить нормы процента по долгосрочным ценным бумагам и облигациям путем их закупки и поднять процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам, продавая их на открытом рынке. Такая финансовая политика получила название «твист операции». Однако в реальной экономической жизни такая финансовая политика мало способствовала повышению норм процента по краткосрочным ценным бумагам. Финансовая политика «твист операций» не могла оказать существенного влияния на экономическую систему, так как кроме целенаправленных покупок и продаж  ценных бумаг на открытом рынке, нормы процента также зависят от целого ряда финансово – экономических факторов.

В странах Европейского союза к обычным операциям  на открытом рынке как источнику денежных средств чаще других обращаются центральными банками Италии, Франции и Бельгии, где велик рынок долгосрочного капитала.

Размещение правительственных  бумаг на первичном рынке занимаются Бундесбанк, Банк Нидерландов, Банк Англии.

Европейский центральный  банк операции на открытом рынке рассматривает  как наиболее эффективный инструмент денежно – кредитной политики, ориентируясь на Немецкий федеральный банк.

Для проведения операции на открытом рынке ЕЦБ использует следующие инструменты:

  • оборотные операции;
  • прямые сделки;
  • выпуск долгосрочных сертификатов;
  • валютные сделки типа «своп»;
  • привлечение срочных депозитов.

Их условия определяются через три предусмотренные для  этих целей процедуры – стандартные  тендеры, ускоренные тендеры и двусторонние процедуры – основные операции которые  проводятся в рамках денежной политики.

Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагами в Великобритании осуществляется в жестких пределах, так как это на прямую связано с эмиссионным механизмом. При этом Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики – на операциях с облигациями государственного займа, а в краткосрочном аспекте – на операциях с казначейскими векселями.

Политика открытого  рынка осуществляется через дисконтные дома путем установления для них  твердых ставок по купле – продаже  ценных бумаг.

Действие инструмента  открытого рынка в Германии заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других ценных бумаг по заранее обусловленному курсу. В настоящее время объектом регулирования денежного спроса по операциям на открытом рынке являются облигации федерального правительства, федеральной железной дороги и почты, ценные бумаги с обратным выкупом и некоторые другие ценные бумаги. Процентные ставки по ним устанавливаются дифференцированно, в зависимости от срочности ценных бумаг.

Информация о работе Инструменты денежно – кредитной политики, применяемые Центральными банками