Инвестиционная политика государства и её приоритеты на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы: описать инструмент инвестиционной политики Республики Беларусь; проанализировать особенности инвестиционной политики Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение

1.
Теоретические основы инвестиционной политики государства
7-10
1.1
Экономическая сущность инвестиционной политики государства
7-9
1.2
Инвестиционная политика: цели, задачи и инструменты
9-10
2.
Анализ (тенденции) развития инвестиционной политики Республики Беларусь
11-
2.1
Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь
11-16
2.2
Приоритетные направления государственной инвестиционной политики в Республике Беларусь
17-21
2.3
Основные формы привлечения и тенденции развития инвестиций в Республику Беларусь
21-26
3.
Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
27-31

Заключение


Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что государственная инвестиционная политика включает в себя: направления государственных инвестиций и способы привлечения инвестиций.

1.2 Инвестиционная политика: цели, задачи и инструменты

Современная инвестиционная политика является основным инструментом осуществления структурных изменений в экономике, реализации модернизации в промышленности и сельского хозяйства, освоения природных ресурсов, устранения разницы в развитии регионов страны, обеспечения стабильного уровня занятости, развития науки.

Для полного представления сущности государственной инвестиционной политики необходимо определить: задачи и ее конечные цели, целевые показатели, ключевые переменные инвестиционного процесса, механизмы или инструменты государственной инвестиционной политики, которые должны воздействовать на ключевые переменные инвестиционного процесса (Приложение А, рис.1).

Инвестиционная политика включает в себя цели, задачи и механизмы их реализации. Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Также можно сказать, что основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоление спада инвестиционной активности, повышение эффективности общественного производства, качества человеческого капитала, повышения конкурентоспособности промышленности путем эффективного использования ресурсов. Что же касается задач, то они зависят от поставленной цели и сложившейся на данный момент экономической ситуации. К ним относятся:

  • выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
  • реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
  • поддержка развития малого бизнеса;
  • поддержка развития экспортных производств;
  • обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и др [9, с.121].

Инструменты инвестиционной политики – это средства, с помощью которых осуществляются инвестиции. К ним относится капитал в денежной форме и различные другие формы его воплощения в виде ценных бумаг, долговых или залоговых обязательств, недвижимой системы взаимозачетов и т.д. Инструменты государственной инвестиционной политики являются процедуры и механизмы, оказывающие прямое воздействие на значение переменных, которые характеризует параметры инвестиционной деятельности в экономической системе. Инструменты государственной политики бывают двух видов: операционные и режимные. Отличие операционных инструментов заключается в том, что они количественно варьируются в широких пределах. К операционным переменным государственной инвестиционной политики можно отнести безрисковую норму доходности, процентную ставку по облигациям. К режимным инструментам – большинство институциональных переменных: например, закон о банкротстве. [9, с. 111]

Государственная инвестиционная политика реализуется через взаимодействие бюджетной, фискальной, ценовой, социальной, институциональной, инновационной и промышленно-структурной политик.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ТЕНДЕНЦИИ) РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ инвестиционной  среды в Республике Беларусь

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Республика Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как:

1. Стратегически выгодное местоположение. Выгодное экономико-географическое положение Беларуси, развитая транспортно-логистическая и производственная система страны сочетаются с ее членством в ряде интеграционных объединений. Прежде всего, следует выделить Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана (ЕЭП).

2. Прямой доступ к рынку трех  стран ЕЭП (Беларуси, России, Казахстана): единая таможенная территория России, Беларуси, Казахстана с единым таможенным тарифом; равные условия хозяйствования (включая стоимость основных энергоресурсов); единые правила технического регулирования, единые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные     нормы; свободное передвижение товаров, услуг, капитала, рабочей силы. 

3. Конкурентоспособный инвестиционный  и налоговый климат: специальные льготные условия хозяйствования при организации бизнеса в рамках шести свободных экономических зон (0% — налог на прибыль в течение 5 лет, после истечения 5 лет налог на прибыль – по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной налоговым законодательством, но не более, чем по ставке 12%; 10% — НДС), Парка высоких технологий (0% — налог на прибыль; 0% — НДС) и Белорусско-Китайского индустриального парка (0% — налог на прибыль в течение 10 лет). Зарубежные компании также могут извлечь дополнительную выгоду посредством максимального снижения инвестиционных затрат и налоговой нагрузки при размещении своего бизнеса на территории малых и средних городов Беларуси (0% — налог на прибыль в течение 7 лет) [14]. 

Беларусь стремится к созданию открытых и выгодных условий ведения бизнеса на своей территории. Сегодня страна является лидером по совершенствованию законодательства, что подтверждается исследованием Всемирного банка «Doing Business-2014» (DB). По сравнению с 2013 годом Беларусь улучшила в 2014 году свои позиции в оценке благоприятности деловой среды на 1 пункт. В результате по условиям ведения бизнеса Беларусь заняла 63-е место из 189 стран, существенно опередив Россию и Украину.

По таким показателям как «регистрация собственности» (3-е место) и «открытие бизнеса» (15-е место) Беларусь является одной из наиболее привлекательных стран не только региона, но и мира в целом (Рисунок 2.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 -  Положение Республики Беларусь в международном рейтинге по показателю «Открытие бизнеса»

Примечание – Источник: [8]

 

4. Развитая транспортная и логистическая  инфраструктура:  магистрали, пролегающие в стране, являются важнейшим элементом  европейской транспортной системы. Так, Беларусь пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, по международной классификации № «II» («Запад-Восток» — Берлин-Варшава-Минск-Москва) и № «IX» («Север-Юг» — граница России с Финляндией-Выборг-Санкт-Петербург-Витебск-Гомель-Украина-Молдова-Болгария-Греция) с ответвлением «IXB» — Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда-Калининград.

5. Уникальные приватизационные  возможности: с целью большего повышения эффективности национальной экономики Беларусь, выбрав тактику «точечной» приватизации, заинтересована в развитии взаимовыгодного сотрудничества с крупными стратегическими инвесторами. Примеры успешных приватизационных сделок последних лет (продажа государственных долей акций ОАО «Белтрансгаз», СП «Мобильная цифровая сеть» и др.) вошли в число крупнейших в Европе сделок по слияниям и поглощениям.

6. Высококвалифицированные трудовые ресурсы: более 90% населения имеют высшее, среднее или базовое образование.  

7. Достойное «качество» жизни: в рейтинге стран мира по уровню жизни, опубликованном в докладе ООН о человеческом развитии в 2014 году, Беларусь заняла достойное 53 место (из 187) и признана лидером среди всех стран СНГ. Наряду с развитой социальной инфраструктурой, Беларусь сохранила уникальную для полноценной и разнообразной жизни людей эко-среду. В 2014 году учеными Йельского и Колумбийского университетов Беларуси присвоен лучший экологический индекс среди всех стран СНГ [14].

В Республике Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов.

24 января 2014 г  вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об инвестициях», который наиболее полно отражает пожелания инвесторов по защите инвестиций, предоставлению гарантий по использованию прибыли, а также по защите от вмешательства в частные дела инвестора.

Особенностью Закона «Об инвестициях»  стала  норма, согласно которой инвестор не ограничивается в отношении способов осуществления инвестиций и видов источников финансирования. Не предусмотрены ограничения  по объемам инвестиций и организационно-правовым формам создания инвесторами организаций.

Гарантии прав инвесторов и защита инвестиций  в Республике Беларусь  обеспечены  также  рядом международных соглашений, среди которых: Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985); Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (1965); Конвенция о защите прав инвестора (1997) Конвенция о  признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958) порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении и взаимной защите инвестиций; более 60 двусторонних соглашений об избежание двойного налогообложения; другие международные договоры.

Законодательство  Республики Беларусь гарантирует инвесторам:

  • беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Республики Беларусь, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, после уплаты установленных законодательством Республики Беларусь налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды;
  • право на реализацию своих имущественных и неимущественных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • исключительные права на объекты интеллектуальной собственности;
  • право на предоставление им земельных участков в пользование, аренду, собственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель;
  • право создавать на территории Республики Беларусь коммерческие организации с любым объемом инвестиций, в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, с учетом ограничений, установленных статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»;
  • право на льготы и  преференции при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности, и в иных случаях установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь;
  • право на привлечение в Республику  Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления трудовой деятельности;
  • право на заключение договора (договоров) с Республикой Беларусь;
  • защиту имущества от национализации и реквизиции;
  • беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь компенсаций для иностранных инвесторов;
  • право на досудебное разрешение споров [28].

С 2009 г. успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь».

Инвестиционный договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении такого договора инвестор получает дополнительные гарантии и преференции, в том числе закреплена возможность получения индивидуальных преференций.

В целях его реализации приняты Положение о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь, Положение о порядке подтверждения условий для применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и (или) налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых (ввезенных) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему и (или) сырья и материалов. В целях определения приоритетных видов деятельности (секторов экономики) принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2014 № 179 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики)» для применения льгот согласно Решению Комиссии Таможенного союза 27 ноября 2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» - это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов [4].

В целях реализации Указа № 413 действует Положение о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2009 № 1448 (ред. от 27.09.2012)

Формирование государственной политики в области инвестиционной деятельности возложено в Республике Беларусь на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики. Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и её приоритеты на современном этапе развития