Инвестиционная политика государства и её приоритеты на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы: описать инструмент инвестиционной политики Республики Беларусь; проанализировать особенности инвестиционной политики Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение

1.
Теоретические основы инвестиционной политики государства
7-10
1.1
Экономическая сущность инвестиционной политики государства
7-9
1.2
Инвестиционная политика: цели, задачи и инструменты
9-10
2.
Анализ (тенденции) развития инвестиционной политики Республики Беларусь
11-
2.1
Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь
11-16
2.2
Приоритетные направления государственной инвестиционной политики в Республике Беларусь
17-21
2.3
Основные формы привлечения и тенденции развития инвестиций в Республику Беларусь
21-26
3.
Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
27-31

Заключение


Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 70,2% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2010 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,4 раза. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (90,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2011 год составила $11,6 млрд., что в 2,3 раза больше, чем за 2010 год [19].

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (45% от всех прямых инвестиций), транспорта (42,8%), промышленности (7%). Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (54,4% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Великобритании поступило 30,4% валового объема прямых инвестиций, Украины - 4,2%, Кипра - 2,6% (Рисунок 2.2).

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено в объеме $5,6 млрд., или в 1,6 раза больше, чем за 2010 год. На их долю приходилось 29,8% от всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2011 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации Минска (76,2%). На организации Минской области приходилось 9,8% валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области - 7%.

За 2011 год организациями Беларуси (кроме банков) направлено за рубеж инвестиций на сумму $5,5 млрд., что в 2,2 раза больше, чем за 2010 год. Значительные объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования России (34,9% от всех направленных инвестиций), Нидерландов (14,5%), Великобритании (14,2%), Австрии (10,5%), Германии (8%), Украины (6,5%). Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации торговли (53,7% от всех направленных инвестиций), промышленности (36,6%), транспорта (9%) [14].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Основные инвесторы организаций Республики Беларусь в 2012г.

Примечание – Источник: собственная разработка

 

На долю прямых инвестиций приходилось 54,7% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с 2010 годом объем направленных прямых инвестиций за рубеж увеличился в 2,1 раза. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (96,5% от общего объема прямых инвестиций за рубеж) [19].

В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем направленных инвестиций включена задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору - резиденту Беларуси, которая за 2011 год составила $2,9 млрд., или в 2,1 раза больше, чем за 2010 год. Наибольшие суммы прямых инвестиций за рубеж были направлены организациями промышленности (48,8% от всех направленных прямых инвестиций за рубеж), торговли (36%), транспорта (14,7%).

Значительные объемы прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги организации республики направили субъектам хозяйствования России (51,7% от общего объема направленных прямых инвестиций), Великобритании (25,9%), Украины (11,9%), Казахстана (2,6%) и Китая (1,7%).

Организации Беларуси также направили за рубеж прочих инвестиций на сумму $2,5 млрд., или в 2,2 раза больше, чем за 2010 год. На их долю приходилось 45,3% всех направленных инвестиций за рубеж. За 2011 год наибольшие суммы инвестиций направили за рубеж организации Минска (67,7%), Минской (13,6%) и Гомельской областей (8,8%) [19].

 Основными инвесторами организаций  Республики Беларусь в 2012 году были субъекты хозяйствования России (46,7 % поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (25,2 %), Кипра (6,4 %) и Австрии (4 %) (Рисунок 2.3). 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 - Основные инвесторы организаций Республики Беларусь в 2012г.

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (39,2 %), транспорта (27,8 %) и промышленности (24,4 %). При этом 73,4 % инвестиций было вложено в организации Минска. На организации Минской области приходилось 11,6 % валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области - 5,5 %.

Прямые иностранные инвестиции составили 72,3 % от всех поступивших иностранных инвестиций, что на 21,8 % меньше, чем в 2011 г. Наибольшие суммы были направлены в организации торговли (47,3 % прямых инвестиций), транспорта (36,1 %), промышленности (9,9 %). Основной формой их привлечения в 2012 г. были долговые инструменты (88,8 % от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2012 г. составила 8,7 млрд долл. США., что на 24,9 % меньше, чем за 2011 г (Приложение Г).

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (48,6 %). От резидентов Соединенного Королевства поступило 32 % валового объема прямых инвестиций, Кипра - 4,6 %, Украины - 3,4 % [14].

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 3,9 млрд долл. США, или на 29,9 % меньше, чем за 2011 г.

В то же время организации  Республики Беларусь (кроме банков) в 2012 г. направили за рубеж 6,1 млрд долл. США инвестиций, что на 10,9 % больше, чем за 2011 г. Значительные объемы инвестиций были направлены субъектам хозяйствования России (35,8 %), Соединенного Королевства (16,5 %), Украины (13,8 %), Нидерландов (9,6 %), Германии (8,2 %), Швейцарии (4,8 %), Австрии (3,8 %).

Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации торговли (53 %), промышленности (36,1 %), транспорта (9,3 %). На долю прямых инвестиций приходилось 67,8 % всех направленных за рубеж инвестиций. Это на 37,6 % больше, чем в 2011 г. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (96,4 %). Наибольшие суммы прямых инвестиций за рубеж были направлены организациями торговли (43,6 %), промышленности (42,9 %) и транспорта (12,2 %) [19].

В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем направленных инвестиций включена задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору - резиденту  Республики Беларусь, которая за 2012 г. составила 4 млрд долл. США., или на 36,4 % больше, чем за 2011 г. Значительные объемы прямых инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги направлены субъектам хозяйствования России (45,1 %), Соединенного Королевства (24,3 %), Украины (20 %), Казахстана (2,4 %) и Литвы (1,9 %).

Прочих инвестиций за рубеж организации Республики Беларусь направили на сумму 2 млрд долл. США., или на 21,5 % меньше, чем за 2011 г.  Наибольшие суммы направили за рубеж организации Минска (67,4 %), Минской (11,7 %) и Могилевской областей (8 %).

Иностранные инвесторы за 2013 год вложили в реальный сектор экономики (кроме банков) 15 млрд. долларов США инвестиций, что на 4,5% больше, чем за 2012 год (Приложение Г).

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (35,6% от всех поступивших инвестиций), Кипра (20,2%), Швейцария (5,6%), США (4,9%) (Рисунок 2.4).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 - Основные инвесторы организаций Республики Беларусь в 2013г.

Примечание – Источник: собственная разработка

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (34,8% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,6%), промышленности (23,4%).

Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 11,1 млрд. долларов США или 74% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2012 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 7%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (80,8% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2013 год составила 8,2 млрд. долларов США, что на 5,9% меньше, чем за 2012 год [19].

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 3,9 млрд. долларов США, или на 1,8% меньше, чем за 2012 год. На их долю приходилось 25,9% от всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2013 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (74,1%). На организации Гомельской области приходилось 8,1% валового поступления иностранных инвестиций, Минской области – 6,8%.

В свою очередь организации республики (кроме банков) за 2013 год направили за рубеж инвестиций на сумму 6,3 млрд. долларов США, что на 4,2% больше, чем за 2012 год.

Значительные объемы инвестиций организации республики направили субъектам хозяйствования России (41,4% от всех направленных инвестиций), Соединенного Королевства (17,4%), Нидерландов (14,5%), Украины (13,5%), Австрии (4,2%), Казахстана (2,6%), Литвы (1,3%), Германии (1,2%).

Наибольшие суммы инвестиций за рубеж направили организации торговли (47,5% от всех направленных инвестиций), промышленности (39,9%), транспорта (10,1%).

На долю прямых инвестиций приходилось 4,7 3 млрд. долларов США или 73,7% всех направленных инвестиций за рубеж. По сравнению с 2012 годом объем направленных прямых инвестиций за рубеж увеличился на 13,1%. Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (97,2% от общего объема прямых инвестиций за рубеж) [19].

В объем направленных за рубеж прямых и, соответственно, в общий объем направленных инвестиций включена задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору – резиденту Республики Беларусь, которая за 2013 год составила 4,4 млрд. долларов США, или на 11,9% больше, чем за 2012 год.

Организации республики направили за рубеж прочих инвестиций на сумму 1,7 млрд. долларов США, или на 14,6% меньше, чем за 2012 год. На их долю приходилось 26,3% всех направленных инвестиций за рубеж.

За 2013 год наибольшие суммы инвестиций направили за рубеж организации г. Минска (66,5%), Минской (10,7%) и Могилевской областей (7,8%).

На основании проведенного анализа форм привлечения инвестиций в Республике Беларусь за 2011-2013гг. тенденции в области государственной инвестиционной политики обобщены в Приложении Д.

Таким образом, структурные изменения в инвестиционном секторе по направлениям экономической деятельности в 2011-2013 гг. были связаны:

  • с опережающим ростом капиталовложений в производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям;
  • с сокращением капиталовложений в обрабатывающей промышленности; сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве; транспорте и связи;

По структуре источников:

  • с увеличением капитальных расходов за счет средств республиканского и местных бюджетов после жесткого их ограничения годом ранее;
  • с увеличением собственных средств населения, используемых в основном в жилищном строительстве;
  • с сокращением объема собственных средств организаций на финансирование капитальных расходов и уменьшением доли данного источника;
  • снижением реального объема и доли кредитов при сохранении высокой стоимости кредитных ресурсов, выдаваемых на условиях банков.

В числе неблагоприятных факторов наибольшее влияние оказывали: ускоренный рост и высокий уровень инфляции; внешнеэкономическая несбалансированность и девальвация национальной валюты (воздействие которых привело росту капитальных расходов, снижению платежеспособности субъектов хозяйствования и покупательского спроса населения, удорожанию стоимости заемных ресурсов, в том числе кредитов банков).

Вместе с тем, на протяжении 2011-2013 гг. несмотря на некоторое ухудшение макроэкономической ситуации в стране, был обеспечен рост реальных объемов инвестиций в основной капитал темпами, опережавшими соответствующие показатели аналогичных периодов и рост реального ВВП.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Важнейшее значение для улучшения инвестиционного климата имеет макроэкономическая и политическая ситуация в стране, скорость и качество проведения рыночных реформ, формирование рыночных институтов и адекватного законодательства, трансформация собственности, состояние производственной и социальной инфраструктуры, предпринимаемые организационные и стимулирующие меры по активизации инвестиционных проектов и другие.

В настоящее время в Республике Беларусь внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны и не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления.

В значительной мере недостающие источники капитальных вложений могут заменить иностранные инвестиции. Наиболее выгодными для государства являются прямые иностранные инвестиции, поскольку иностранный инвестор действует в данном случае на свой страх и риск. Задача государства, соответственно, - создание благоприятного инвестиционного климата.

В Республике Беларусь проблема привлечения прямых иностранных инвестиций отнесена к ряду приоритетных, принимаются действенные меры по её решению. Правительством республики постоянно проводиться политика по повышению инвестиционной привлекательности страны. Развивается двусторонняя нормативная правовая база между Беларусью и другими странами. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике реализуются меры по: подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций; созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств; более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей. С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг.

Информация о работе Инвестиционная политика государства и её приоритеты на современном этапе развития