Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:26, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы: описать инструмент инвестиционной политики Республики Беларусь; проанализировать особенности инвестиционной политики Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Введение
1.
Теоретические основы инвестиционной политики государства
7-10
1.1
Экономическая сущность инвестиционной политики государства
7-9
1.2
Инвестиционная политика: цели, задачи и инструменты
9-10
2.
Анализ (тенденции) развития инвестиционной политики Республики Беларусь
11-
2.1
Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь
11-16
2.2
Приоритетные направления государственной инвестиционной политики в Республике Беларусь
17-21
2.3
Основные формы привлечения и тенденции развития инвестиций в Республику Беларусь
21-26
3.
Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
27-31
Заключение
Список использованных источников
Одним из наиболее существенных препятствий активации инвестиционных процессов является неопределенность макроэкономической ситуации в Республике Беларусь. Макроэкономическая политика влияет на инвестиционный климат через обеспечение определенных, предсказуемых и неискаженных ориентиров для субъектов хозяйствования.
В условиях инфляции и постоянно меняющегося обменного курса весьма проблематично накапливать и сохранять от обесценивания финансовые ресурсы секторов экономики (например, прибыль и амортизационные отчисления) и просчитывать эффективность самих инвестиционных проектов даже в краткосрочной перспективе. На данный момент в Беларуси сохраняется относительно устойчивая инфляционная ситуация. В последние годы активация инфляционных процессов в Республике Беларусь была во многом связана с чрезмерной кредитной эмиссией, которая по отрицательным процентным ставкам направлялась в основном на кредитование жилищного строительства и АПК, отдельных государственных программ и дефицита государственного бюджета. Поэтому с целью сокращения инфляции и стабилизации обменного курса белорусского рубля, прежде всего, необходимо ограничить денежно-кредитную эмиссию в жилищное строительство и АПК (что уже и началось осуществляться), которые к тому же создают и дополнительный спрос на валюту. Сокращение эмиссионных источников поддержания экономического роста будет компенсировано за счет улучшения финансового состояния реального сектора экономики (особенно экспортеров), увеличения экспорта в связи с повышением его конкурентоспособности, увеличения амортизационных отчислений, легализации рынка наличной и безналичной валюты, увеличения притока прямых иностранных инвестиций, роста совокупного спроса населения вследствие роста реальной заработной платы в связи с улучшением финансового состояния предприятий и т.д. Часть дополнительных источников финансирования как раз и компенсирует финансовые потери инвестиционной сферы в связи с сокращением льготного эмиссионного кредитования, не приводя одновременно к усилению макроэкономической разбалансированности.
Следующей важнейшей задачей макроэкономической политики РБ является ее максимальная направленность на переориентацию финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, включая бюджетные средства, кредитные ресурсы банковской системы, собственные средства субъектов хозяйствования и т.д. Рост внутренних производственных инвестиций, прекращение утечки финансов за пределы страны наряду с ростом конкурентоспособности производства и повышением финансовых возможностей субъектов хозяйствования станут положительным сигналом для внешних инвесторов о том, что в стране создана благоприятная среда для развития бизнеса.
Для преодоления тенденции увеличения износа активной части основных фондов следует обеспечить опережающий рост накопления и инвестирования в реальный сектор экономики на основе создания условий по трансформации сбережений секторов экономики в инвестиции, включая развитие соответствующей инвестиционной инфраструктуры, увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонентов, концентрацию ресурсов, прежде всего, на создании и развитии высокотехнологичных производств, повышения эффективности инвестиционной сферы за счет улучшения отраслевой, технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений, сокращения незавершенного строительства.
Важным направлением роста инвестиций является увеличение инвестиционных кредитов банковской системы. В целях активации участия банковской системы в кредитовании инвестиций в реальный сектор, уменьшения рисков от таких операций одновременно с макроэкономической стабилизацией целесообразно принять следующие меры:
Еще одним условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является активация процессов приватизации. Потенциального инвестора в нашей стране отпугивает не только медленный процесс приватизации, но и имеющиеся случаи реприватизации, связанные как с ухудшением финансового положения субъектов хозяйствования, так и с тем, что государственные льготы и субсидии, другие преференции предоставляются, как правило, государственным предприятиям. Также можно отметить, что согласно белорусскому законодательству и официальной статистике, акционерное общество признается частным предприятием, хотя, оно все еще остается под контролем государства.
Одной из форм расширения участия иностранных инвесторов является сдача в аренду предприятий зарубежному инвестору с правом последующего выкупа. Расширит возможности участия иностранных инвесторов в процессе приватизации продажа неиспользуемых объектов недвижимости и объектов незавершенного строительства. Иностранные инвестиции также могут участвовать в создании дочерних фирм, образуемых на базе отдельных структурных подразделений в процессе реструктуризации предприятия. Также может быть применена форма холдинговых компаний и финансово-промышленных групп.
Усилению защиты иностранных инвесторов от высоких рисков при вложении инвестиций в белорусскую экономику будет содействовать участие международных финансовых организаций в предоставлении гарантий от рисков по конкретным инвестиционным проектам, а также активация международно-правового сотрудничества в инвестиционной сфере.
Что касается других факторов, то существует ряд проблем, касающихся необходимости развития транспортной и производственной инфраструктуры, снижения затрат и повышения конкурентоспособности, обеспеченности сырьем и энергоресурсами, масштабных рынков сбыта и перспектив экономического роста.
В целом в стране сделано немало в части улучшения инвестиционного рейтинга, прежде всего в правовом и организационном плане. В последние годы в Республике Беларусь принят ряд правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны, например:
Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 году Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами.
Очевидна необходимость дальнейшей работы по устранению причин, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиции в Беларусь, таких как несовершенство системы валютного регулирования, нестабильность нормативно-правовой среды бизнеса, жёсткие санкции за нарушение условий и порядка его ведения, высокий уровень налоговой нагрузки и др. Устранению этих негативных факторов в определённой мере будет способствовать утверждённая Советом Министров и Национальным Банкам Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года, которая является основным эффективным механизмом стимулирования и активизации инвестиционной деятельности и содержит комплексные меры мероприятий по повышению привлекательности инвестиционного климата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в нашей стране имеются проблемы, препятствующие притоку инвестиций, но говорить об инвестиционной непривлекательности Беларуси нельзя. На сегодняшний день, в стране активно проводится работа по трансформации нормативно-правовой базы, регулирующей ведение бизнеса, с целью изменения баланса вмешательства государства в сферу экономических отношений в сторону снижения уровня ее административного регулирования и таким образом улучшения условий ведения бизнеса и создания на территории республики благоприятного инвестиционного климата. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство, регулирующее использование имущества, находящегося в государственной собственности, о ценообразовании и государственной деятельности. Совершенствуется система налогообложения.
На данный момент Беларусь – страна, имеющая:
1. Прямой доступ Таможенного союза и Единого экономического пространства (Беларусь, Россия, Казахстан);
2. Географическое положение на перекрестке главных путей между ЕС, СНГ, Балтийским и Черным морями;
3. Развитую систему транспортных коммуникаций: через страну проходят три трансъевропейских транспортных коридора;
4. Квалифицированные и недорогие финансовые ресурсы;
5. Разнообразие льгот для инвесторов в свободные экономических зонах и Парке высоких технологий, малых городах и сельской местности, упрощенная система налогообложения для малых предприятий, специальные льготы для иностранных инвесторов и др.;
6. Гарантии защиты инвесторов предоставляются законодательством, двусторонними и многосторонними договорами, возможностью заключения инвестиционного договора с государством;
7. Реформы: Беларусь входит в десятку стран-реформаторов в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»;
8. Высокий общеобразовательный уровень: на образование расходуется 5% от ВВП;
9. Многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению рынков сбыта за рубежом. Основными торговыми партнерами республики являются: Россия, Нидерланды, Украина, Латвия, Германия, Китай, Польша, Италия, Литва, Казахстан.
В стране создано 6 свободных экономических зон (СЭЗ): «Брест», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск», «Витебск», «Могилев», представляющих своим резидентам существенные льготы для организации собственного производства.
Иностранным и совместным
предприятиям предоставляются
Основные вопросы, на которые следует обратить внимание при повышении привлекательности Республики Беларусь для вложения иностранных инвестиций, могут быть обобщены следующим образом.
1) Улучшение инвестиционного
2) Лицензирование. Режим лицензирования следует далее упростить и обновить таким образом, чтобы лицензии требовались только для тех видов деятельности, которые вызывают потенциальную обеспокоенность общественности по отношению к здоровью, безопасности или защите потребителя. В данном процессе для органов власти важно обеспечить, чтобы отмененные лицензии не заменялись систематически столь же сложными требованиями сертификации. Кроме того, требования исполнения лицензии следует упростить таким образом, чтобы защитить соответствующие общественные интересы без наложения излишних ограничений на лицензируемые виды деятельности, и, на случай отзыва лицензии, следует ввести соответствующие механизмы обжалования в административном и судебном порядке.